Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа
История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.1
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.
1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских ресторанов быстрого обслуживания Subway – одна из крупнейших франчайзинговых сетей в сфере общественного питания 21
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26
Содержание
1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских
ресторанов быстрого
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26
История развития франчайзинга
уходит своими корнями в средневековье.
В Оксфордском словаре
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.
В России были созданы предпосылки для зарождения института франчайзинга, ещё начиная с XVII века, с помощью формирования законодательства о правовой охране товарных знаков. Первое упоминание появилось в Новоторговом Уставе 1667г. о клеймении изделий.
В дальнейшем, с развитием промышленности в период правления Петра I был издан первый русский правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми знаками. Но, каких-либо данных о практике передачи товарного знака с элементами современного франчайзинга в предпринимательской деятельности того периода в России не было.2
В наиболее типичной форме франчайзинг
проявился в британской системе
“связанных домов”, которая использовалась
пивоварами в XIX веке для поддержания
нужного объема продаж. В обмен
на предоставленный заем или аренду
имущества пивовар получал
В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Й. Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.
Что касается законодательного развития России в этой области, то Законом от 1896г. впервые введен термин "товарный знак", но франчайзинговая система ведения бизнеса не использовалась. Однако франчайзи компании Й. Зингера (Singer Sewing machine company) были известны в царской России в конце ХIХ века.
Аналогично системе Й. Зингера была разработана 1898 году система компанией Дженерал Моторс (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей, и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время.3
В 20-х годах в США идея франчайзинга
как формы ведения бизнеса
сместилась в сторону отношений
“оптовик - розничный продавец”. Оптовый
продавец (или франчайзор) давал
возможность небольшим
С 1930 года в США после кризиса
в экономике
В конце 40-х годов братья Макдональд,
владельцы небольшого придорожного
кафе, решили улучшить обслуживание клиентов
и увеличить доход. С этой целью
они сократили число
В России же наблюдаются несколько проблем к развитию системы франчайзинга. Во-первых, в силу законодательных ограничений частный капитал не допускался в крупную, а в значительной степени и в среднюю промышленность. Во-вторых, к концу 30-х началу 40-х гг. политические стремления подчинить тотальному контролю все общество, и, как следствие, прекращение предпринимательской деятельности.
В других странах вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.
Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как “бизнес-формат франшизы” (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.
В США бурному развитию франчайзинга
способствовал принятый в 1946 году Закон
о товарных знаках. Дополнительную
прибыль предприниматели
Создавая престиж франчайзингу
в Великобритании в начале 70-х
гг. предпринимается попытка
В 1972 г. была образована Европейская Федерация Франчайзинга (ЕФФ), объединившая девять государств (Австрию, Бельгию, Данию, Германию, Италию, Нидерланды, Великобританию, Португалию и Францию), целью которой является научное изучение франчайзинга во всех его аспектах, координация деятельности ее членов, содействие развитию индустрии франчайзинга, в общем и защита интересов ее членов в частности.
В странах западной Европы, рынок который был раздроблен на национальные территории, подъем франшизного движения начался только в 1980-х гг. в период формирования единого экономического пространства.
Однако, несмотря на значительные меры по унификации законов, которые регулируют правила поведения бизнеса в странах ЕС, по-прежнему сохраняется значительные различия в законодательствах, которые препятствуют быстрому распространению франчайзинга.
Первые шаги в СССР институт франчайзинга
начал предпринимать с
Правовая основа использования франчайзинга на российском рынке нашла свое отражение в части второй ГК РФ под названием "Коммерческая концессия".4
Активное развитие в России института франчайзинга приходится на конец 90-х - начало 2000 гг. Отечественные предприниматели пришли к выводу, что франчайзинг удобен для развития собственного бизнеса, в связи с чем произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на российском рынке, в сторону их увеличения по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные торговые сети, как "Перекресток", "Пятерочка", "Красный куб".
Немаловажную роль в развитии франчайзинга в России сыграло создание Российской Ассоциации Франчайзинга (RAF) в 1997г. в целях оказания содействия лицам, занятым в этом области и ее популяризации.
Анализируя эволюцию института франчайзинга в России, на сегодняшний день можно выделить два его этапа: с конца 80-х по конец 90-х гг. и с начала 2000г. по наши дни. Первый этап характеризуется, во-первых, становлением правовых основ франчайзинга, во-вторых, использованием в основном мезждународного франчайзинга, т.е. иностранный франчайзер - отечественный франчайзи. С начала же нового тысячелетия удельный вес национального франчайзинга постоянно растет и постепенно завоевывает отечественный рынок. Это связано с тем, что за прошедшее десятилетие франчайзинг не только заявило себе как об особой форме ведения бизнеса, но и зарекомендовал себя как достаточно выгодный способ предпринимательства, снижающий риск контрагентов, но требующий более совершенных правовых начал его закрепления.5
Для крупных
предприятий франчайзинг в
Франчайзинг в России все-таки не так широко используется, да и не все еще точно знают, что это такое. Термину "франчайзинг" разные авторы дают разные определения.
"Конструкция франчайзинга
Понятие "коммерческая концессия" использовалось при подготовке Гражданского кодекса РФ как наиболее близкое по смыслу английскому термину "франчайзинг", однако не в полной мере раскрывает его суть. Рассмотрим некоторые из существующих в настоящее время понятий франчайзинга, нашедших свое закрепление в иностранном законодательстве.8
Рассмотрим одно из существующих в настоящее время понятий франчайзинга, нашедших свое закрепление в иностранном законодательстве.
Международной
ассоциацией франчайзинга (МАФ) франчайзинг
определяется как льготное предпринимательство
(franchise operation) - это контрактные
Приведем все основные определения в соответствии с российским законодательством и сложившейся практикой.
Франчайзинг - это продолжительное взаимовыгодное деловое сотрудничество, в ходе которого крупная компания (франшизодатель) представляет небольшой фирме или предпринимателю (франшизополучателю) франшизу на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой (брендом) франшизодателя на некой ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором. Кроме того, франчайзингом называют и сам процесс создания, поддержания и развития франчайзинговой (или франшизной) системы.
Франшизодатель (франчайзер, головная компания во франчайзинговой системе) - это, как правило, крупная корпорация, имеющая имидж, широко известную торговую марку и бренд на потребительском рынке. Она выдает на определенный срок и на определенных условиях франшизу пользователю (физическому или юридическому лицу) на право использования им торговой марки франшизодателя в коммерческой деятельности на определенной территории.
Франшизополучатель (франчайзи) - физическое лицо или фирма, приобретающая у франшизодателя на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории.
Франшиза - это исключительное право на создание франшизного предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг франшизодателя на определенных условиях и за определенную компенсацию на определенной территории.
Информация о работе Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства