Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа
История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.1
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.
1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских ресторанов быстрого обслуживания Subway – одна из крупнейших франчайзинговых сетей в сфере общественного питания 21
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26
В то же время
Развитие франчайзинга позволяет
создать дополнительные, конкурентоспособные
по заработной плате и технологическому
оснащению рабочие места за счет
организации новых
Также для популяризации идей франчайзинга в регионах России в 2011 году РАФ был проведен ряд мероприятий при поддержке местных администраций и с активным участием компаний-франчайзеров. Одним из таких был проведен специализированный форум "Франчайзинг в России: тиражирование успешной бизнес-модели". В рамках форума состоялось подписание соглашения между Российской ассоциацией франчайзинга и Ассоциацией молодых предпринимателей России. "Соглашение - это дополнительный инструмент для развития молодежного предпринимательства. Открыть свой бизнес молодым сегодня сложно, но задача упрощается, уменьшаются риски, если реализуются уже готовое решение, франшиза"- отметил Андрей Спиридонов. Планируется создать условия, при которых предпринимательство в том числе и в области малоформатных магазинов, работающих на принципах франчайзинга будет владеть собственным помещением. Для этого правительство Москвы приняло решение о льготной приватизации для малого предпринимательства. Финансовая поддержка будет предоставляться в форме грантов на создание малоформатных предприятий, связанных с производством продуктов питания.25
Несмотря на все Россия за последний год стала одним из мировых лидеров с точки зрения темпов роста франчайзинга. Так, количество занятых в этой сфере по итогам 2010 года составило 327,426 тысячи человек против 277,48 тысячи человек в 2009 году; число франчайзеров достигло 595 предприятий с 485 годом ранее, объектов франчайзинга – 28 044 тысячи с 20 731 тысячи в 2009 году.26
Одной из основных тенденций российского рынка франчайзинга является увеличение количества региональных франшиз. Еще 3-4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общего числа российских франшиз, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. Сегодня Москва постепенно сдает свои позиции тотального лидера франчайзингового сообщества и занимает уже 72% от общего числа российских франчайзеров. А регионы в свою очередь становятся все более активными, и теперь даже относительно небольшие города предлагают по 4-5 собственных франшиз. (рис. 1)
Рисунок 1 – Географическое распределение франчайзеров (сентябрь 2011г.)
Использованный источник: статья А. Рождественской "Статистика и тенденции 2011 года" - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].
Важная тенденция последнего года - увеличение доли российских франшиз (до 64%) и небольшое снижение доли иностранных брендов (до 36%). Эта ситуация объясняется просто: во-первых, хорошую идею западного рынка со слабым, не известным у нас брендом, дешевле скопировать и адаптировать для России, чем покупать мастер-франшизу, в первую очередь это справедливо для сферы услуг. Во-вторых, растет количество российских франшиз, основанных на собственном производстве или дистрибуции. Сегодня региональные франчайзеры рассматривают франчайзинг не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент выхода своей продукции в другие регионы и прежде всего на столичный рынок. (рис. 2)
Рисунок 2 – Соотношение отечественных и зарубежных брендов
Использованный источник: статья А. Рождественской "Статистика и тенденции 2011 года" - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.27
1 Oxford English Dictionary// Oxford University Press, 2005 г.
2 Данилова А.А. Россия и мир:учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I/А.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС, 2006г.
3 О. Новосельцев. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка /Новосельцев О.// Финансовая газета. - 2007. - № 18
4 Римская С.В. Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной Европы//Сборник материалов международной научной конференции Право: история, теория, практика./Под общей ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2011.
5 Васильев Н.Н. Франчайзинг и особенности развития в России/Н.Н. Васильев//Финансы.-2010.-№2.
6 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.
7 Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. А.Ф. Багдасарян. - М.: Статут, 2009.
9 Климова С.В. Договор франчайзинга анализ основных элементов/С.В. Климова// Юрист. - 2011. - №3
10 Панченко Т.М. О договоре франчайзинга/ Т.М. Панченко// Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2010. - N 8.
11 Российская Федерация. Кодекс. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996г.: фиц. текст [федер. закон: принят ГД ФС РФ 22.12.1995г.) (ред. от 30.11.2011г.)]. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
12 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.
13 Hoffman R., Preble J. Franchising: Selecting a Strategy for Rapid Growth // Long Range Planning, 1991, № 4.
14Каткова М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы/ М.Н. Каткова //Предпринимательское право. - М.: Юрист. - 2011. - № 2.
15 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.
16 Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса / В. Колесников// Курс для правообладателей и пользователей франшиз. - С-Пб.: Питер, 2010.
17 Официальный сайт Sabway в России - Режим доступа http://www.sabway.ru [дата обращения 16 декабря 2011].
18 А. Бухарбаева Сеть брендов SUBWAY удостоена национальной премии "Золотых брендов" - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 15 декабря 2011].
19 А. Бухарбаева Сеть Subway взяла новый рубеж по количеству ресторанов - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 15 декабря 2011].
20 Официальный сайт Sabway в России - Режим доступа http://www.sabway.ru [дата обращения 16 декабря 2011].
21 Ющенко Н.А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом. / Автореф. дис.канд. юрид. наук. Казань, 2008.
22 Николаенко А. Секреты франчайзинга "по-русски"/ А. Николаенко // Российская Ассоциация Франчайзинга - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 1 декабря 2011].
23 Фомичева Т. Франчайзинг по-русски/ Т. Фомичева// ЭЖ-Юрист. - 2010. - N 33.
24 Российская Федерация. Закон. О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 18 июля 2011 г. № 216-ФЗ]. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
25 Коршунов С. Франчайзинг упрощает задачу / С. Коршунов// Торговая газета, - Режим доступа http://www.t-gazeta.ru [дата обращения 3 декабря 2011].
26 Воробьев С. Россия стала мировым лидером франчайзинга/ С. Воробьев// Российская ассоциация франчайзенга- Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 1 декабря 2011].
27 Рождественская А./Статистика и тенденции 2011 года/А. Рождественская// Франшиза - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].
Информация о работе Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства