Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.1
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Содержание

1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских ресторанов быстрого обслуживания Subway – одна из крупнейших франчайзинговых сетей в сфере общественного питания 21
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая по франче.docx

— 74.48 Кб (Скачать документ)

 В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут  к расширению познаний франчайзи  в области права и экономики. 

Развитие франчайзинга позволяет  создать дополнительные, конкурентоспособные  по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых франчайзинговых  предприятий и расширения действующих, как в процветающих, так и в  дотационных регионах России. Поэтому для пропаганды франчайзинговой модели, увеличения количества сетей, для эффективной поддержки франчайзинга федеральными ведомствами и региональными структурами стало насущно необходимым привести в соответствие законодательную базу и практику работы передовых предприятий. В связи с эти были внесены некоторые поправки в ГКРФ гл.54, которые вступили в силу 03.12.2011г. Они коснулись следующих моментов:

    • разрешено одновременно использовать в договорах начальный (паушальный) взнос и периодические платежи. Ранее статья 1030 ГК требовала, чтобы договор предусматривал либо начальную разовую выплату, либо регулярные платежи. Однако и мировая, и российская практика свидетельствуют о целесообразности их сочетания в договорах франчайзинга.
    • в договорах разрешается устанавливать ряд ограничений, усиливающих франчайзинговую сеть. Статья 1033 ГК теперь в большей степени согласована с положениями законодательства о защите конкуренции и допускает установление в договоре следующих обязательств франчайзи:
    • реализовывать (в т. ч. перепродавать) произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам.
    • не реализовывать (не оказывать, не выполнять) аналогичную продукцию (работы, услуги) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей.
    • продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только в границах определенной территории.
  • новые правила возобновления срочных договоров. Исключены дискриминационные для правообладателя ограничения на отказ возобновить договор с франчайзи "на прежних условиях".
  • изменение оснований и порядка расторжения договора. Введен новый пункт согласно которому при определенных грубых нарушениях технологии или качества работы со стороны пользователя франшизы, правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Односторонний отказ возможен, только если нарушение не будет устранено в разумный срок после получения пользователем письменного предупреждения.24

Также для популяризации идей франчайзинга в регионах России в 2011 году РАФ был проведен ряд мероприятий при поддержке местных администраций и с активным участием компаний-франчайзеров. Одним из таких был проведен специализированный форум "Франчайзинг в России: тиражирование успешной бизнес-модели". В рамках форума состоялось подписание соглашения между Российской ассоциацией франчайзинга и Ассоциацией молодых предпринимателей России. "Соглашение - это дополнительный инструмент для развития молодежного предпринимательства. Открыть свой бизнес молодым сегодня сложно, но задача упрощается, уменьшаются риски, если реализуются уже готовое решение, франшиза"- отметил Андрей Спиридонов. Планируется создать условия, при которых предпринимательство  в том числе и в области малоформатных магазинов, работающих на принципах франчайзинга будет владеть собственным помещением. Для этого правительство Москвы приняло решение о льготной приватизации для малого предпринимательства. Финансовая поддержка будет предоставляться в форме грантов на создание малоформатных предприятий, связанных с производством продуктов питания.25

Несмотря на все Россия за последний  год стала одним из мировых  лидеров с точки зрения темпов роста франчайзинга. Так, количество занятых в этой сфере по итогам 2010 года составило 327,426 тысячи человек  против 277,48 тысячи человек в 2009 году; число франчайзеров достигло 595 предприятий  с 485 годом ранее, объектов франчайзинга – 28 044 тысячи с 20 731 тысячи в 2009 году.26

Одной из основных тенденций  российского рынка франчайзинга является увеличение количества региональных франшиз. Еще 3-4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общего числа российских франшиз, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. Сегодня  Москва постепенно сдает свои позиции  тотального лидера франчайзингового сообщества и занимает уже 72% от общего числа  российских франчайзеров. А регионы  в свою очередь становятся все  более активными, и теперь даже относительно небольшие города предлагают по 4-5 собственных  франшиз. (рис. 1)

 

Рисунок 1 – Географическое распределение франчайзеров (сентябрь 2011г.)

Использованный  источник: статья А. Рождественской "Статистика и тенденции 2011 года" - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].

Важная тенденция последнего года - увеличение доли российских франшиз (до 64%) и небольшое снижение доли иностранных брендов (до 36%). Эта ситуация объясняется просто: во-первых, хорошую идею западного рынка со слабым, не известным у нас брендом, дешевле скопировать и адаптировать для России, чем покупать мастер-франшизу, в первую очередь это справедливо для сферы услуг. Во-вторых, растет количество российских франшиз, основанных на собственном производстве или дистрибуции. Сегодня региональные франчайзеры рассматривают франчайзинг не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент выхода своей продукции в другие регионы и прежде всего на столичный рынок. (рис. 2)

Рисунок 2 – Соотношение отечественных и зарубежных брендов

Использованный  источник: статья А. Рождественской "Статистика и тенденции 2011 года" - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].

Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку  зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие  возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная  инициатива по разработке закона о  франчайзинге и внесения соответствующих  изменений в связанные с ним  законы и нормативные акты. Очень  важно создание системы налоговых  льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой  системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи  упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.27

 

1 Oxford English Dictionary// Oxford University Press, 2005 г.

2 Данилова А.А. Россия и мир:учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I/А.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС, 2006г.

3 О. Новосельцев. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка /Новосельцев О.// Финансовая газета. - 2007. - № 18

4 Римская С.В. Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной Европы//Сборник материалов международной научной конференции Право: история, теория, практика./Под общей ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2011.

5 Васильев Н.Н. Франчайзинг и особенности развития в России/Н.Н. Васильев//Финансы.-2010.-№2.

6 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.

7 Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. А.Ф. Багдасарян. - М.: Статут, 2009.

9 Климова С.В. Договор франчайзинга анализ основных элементов/С.В. Климова// Юрист. - 2011. - №3

10 Панченко Т.М. О договоре франчайзинга/ Т.М. Панченко// Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2010. - N 8.

11 Российская Федерация. Кодекс. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996г.: фиц. текст [федер. закон: принят ГД ФС РФ 22.12.1995г.) (ред. от 30.11.2011г.)]. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

12 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.

13 Hoffman R., Preble J. Franchising: Selecting a Strategy for Rapid Growth // Long Range Planning, 1991, № 4.

14Каткова М.Н.  Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы/ М.Н. Каткова //Предпринимательское право. - М.: Юрист. - 2011. - № 2.

15 Кац Р.Б. Франчайзинг: Построение предприятия, бухгалтерский учет, праваовые аспекты /Р.Б. Кац - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2011.

16 Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса / В. Колесников// Курс для правообладателей и пользователей франшиз. - С-Пб.: Питер, 2010.

17 Официальный сайт Sabway в России - Режим доступа http://www.sabway.ru [дата обращения 16 декабря 2011].

18 А. Бухарбаева Сеть брендов SUBWAY удостоена национальной премии "Золотых брендов" - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 15 декабря 2011].

19 А. Бухарбаева  Сеть Subway взяла новый рубеж по количеству ресторанов - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 15 декабря 2011].

20  Официальный сайт Sabway в России - Режим доступа http://www.sabway.ru [дата обращения 16 декабря 2011].

21 Ющенко Н.А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом. / Автореф. дис.канд. юрид. наук. Казань, 2008.

22 Николаенко А. Секреты франчайзинга "по-русски"/ А. Николаенко // Российская Ассоциация Франчайзинга - Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 1 декабря 2011].

23 Фомичева Т. Франчайзинг по-русски/ Т. Фомичева// ЭЖ-Юрист. - 2010. - N 33.

24 Российская Федерация. Закон.  О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации офиц. текст  [федер. закон:  принят   Гос. Думой   18 июля 2011 г.  №  216-ФЗ]. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

25 Коршунов С. Франчайзинг упрощает задачу / С. Коршунов// Торговая газета, - Режим доступа http://www.t-gazeta.ru [дата обращения 3 декабря 2011].

26 Воробьев С.  Россия стала мировым лидером франчайзинга/ С. Воробьев// Российская ассоциация франчайзенга- Режим доступа http://www.rusfranch.ru [дата обращения 1 декабря 2011].

27 Рождественская А./Статистика и тенденции 2011 года/А. Рождественская// Франшиза - Режим доступа http://www.franshiza.ru [дата обращения 4 декабря 2011].

 


Информация о работе Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства