Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа
История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.1
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.
1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских ресторанов быстрого обслуживания Subway – одна из крупнейших франчайзинговых сетей в сфере общественного питания 21
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26
Франчайзинговая система (франшизная система) - организационная структура франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятий, или франшизной сети.9
На сайте Российской Ассоциации Франчайзинга даны следующие определения:
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;
Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.10
В российской практике до 8 июля 2011г., при заключения договора франчайзинга (концессии) требовалось, чтобы договор предусматривал либо начальную разовую выплату (паушальный взнос), либо регулярные платежи (роялти). 11
Обратим внимание на различие понятий.
Концессия - это деятельность от имени правообладателя.
Франчайзинг - это деятельность под товарным знаком правообладателя.
То есть если на моем дачном участке я вдруг докопаюсь до залежей нефти (мечтать никому не запрещается), то я предложу опытной в деле добычи и реализации нефти компании подписать договор концессии и буду получать от них процент. И работать они будут от моего имени (участок-то принадлежит мне).
Но если
они продадут мне франшизу (договор
о франшизе), научат меня на ускоренных
курсах для начинающих нефтяных магнатов
добывать, разливать по бутылкам и
продавать нефть
По типу франчайзинговой стратегии в зарубежных странах выделяют следующие основные виды франчайзинга:
- торговый франчайзинг (product tradename franchising) - франчайзи продает товар франчайзера, работая под его торговой маркой (например, Coca-Cola);
- франчайзинг бизнес-формата (business format franchising; "package franchise") - единая торговая марка, принадлежащая франчайзеру, методы работы; франчайзер осуществляет текущую поддержку, консультирует и обучает франчайзи (например, McDonald's);
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
- конверсионный франчайзинг (conversion franchising) - превращение действующего предприятия в члена франчайзинговой системы без радикального изменения методов работы с целью выживания в условиях сильной конкуренции, благодаря марке франчайзера, улучшению услуг и снижению издержек (например, Holiday Inns за несколько лет создал огромную сеть гостиниц, каждая из которых обладает своим уникальным обликом).13
Выделяют также и другие виды франчайзинга:
Конкретный вид франчайзинга определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстрорастущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать торговый франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком. Если же при ведении бизнеса очень важным является соблюдение технологии и единых методов работы всеми участниками сети, то лучше создавать франчайзинговую систему бизнес-формата. На фрагментированных рынках, где работает много мелких и средних фирм, которым нет большого смысла сливаться (нет экономии на масштабах, обслуживаются небольшие изолированные местные рынки), можно эффективно использовать бизнес-формат или конверсионный франчайзинг, при которых в значительной степени сохраняется независимость предприятия.14
Существует множество способов франчайзингового бизнеса, но наиболее распространенными способами являются:
1. Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимание к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.
2. Мастер франшиза. Это такие франчайзинговые взаимоотношения, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется "владелец мастерской лицензии". Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны. 15
Преимущества и недостатки франчайзера.
Теперь поговорим о плюсах и минусах франчайзингового бизнеса. Начнем с франшизера. С одной стороны, франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для предприятий с именем, уже добившихся успеха и желающих развиваться и расти дальше. С другой же стороны, франчайзинг - это хорошая возможность организовать собственный бизнес для небольших организаций, начинающих бизнесменов, да и для простых людей, никогда не занимающихся коммерцией. Обобщим, какие плюсы имеют при этом франшизодатели.
Во-первых, франшизодатель может не
открывать новых филиалов, их за
него будут развивать
Во-вторых, каждый франчайзи в рамках
франчайзинговой системы
Как бизнес-концепция франчайзинг всегда предполагает много преимуществ и, но есть и недостатки. Если считать в идеале, то, безусловно, головная компания получит меньше прибыли, чем если бы это все были ее филиалы. Так как франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя, что существенно меньше, чем если бы это франшизное предприятие принадлежало самому франшизодателю. Кроме того, существует проблема плохой репутации. Неверное движение одного из них может сказаться отрицательно на репутации всего бизнеса. Франшизодатель не может быть уверен в том, что все франшизополучатели представляют ему правдивый отчет о своей деятельности в регионе. Есть и еще одна глубокая проблема. Передавая франчайзи франшизу, головная компания передает ему и массу бесценных навыков - опыт ведения бизнеса, массу коммерческих секретов, технологий. Таким образом, по прошествии времени франчайзи может стать сильным конкурентом для головной компании, основав уже полностью свое дело.
Для того чтобы избежать всех этих
трудностей, франчайзеры должны тщательно
отбирать предпринимателей, которым
они хотят продавать франшизы.
Франчайзер должен провести интервью
с каждым кандидатом, целью которого
будет определение у франчайзи
качеств, необходимых для успешного
ведения дела. После того как франчайзи
становится частью системы, франчайзеру
следует внимательно наблюдать
за тем, как идут его дела. Необходимо
быстро определять назревающие проблемы
и немедленно принимать решения.
Головная компания должна поддерживать
непрерывную связь с
Преимущества и недостатки франчайзи.
Плюсы для франчайзи опять же налицо. Покупая франшизу, начинающий бизнесмен получает практически готовое предприятие и имеет возможность управлять им в рамках франшизной системы, при этом пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным корпорациям. Причем у его фирмы уже есть бренд, и он работает. Есть уже и клиентура. Общепринятый товарный знак несет в себе и репутацию среди потребителей, которая уже сложилась задолго до покупки франшизы. Головная компания передает франшизополучателю некий пакет франшизной документации в виде инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения для того, чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать и наладить свой новый бизнес. Причем в процессе работы головная компания обучает франчайзи и дает необходимые консультации, а также находит вместе с ним решение возникающих проблем. Франшиза дает и ряд материальных выгод. Франчайзинговый бизнес, как правило, облегчает взаимоотношения с банками, то есть головная компания как бы выступает гарантом при получении кредита. Кроме того, как правило, головная компания в рамках франшизной системы предоставляет франшизополучателю возможность приобретения по льготным ценам сырья либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы. Далее. Франчайзи получает в довесок все исследования и научные разработки от головной компании. И последний по порядку, но далеко не последний по значению плюс - бизнес франчайзи меньше подвержен риску банкротства, чем обычное малое предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны головной компании в рамках договора о предоставлении франшизы.
Теперь несколько слов о минусах. Первое - это даже не минус, а, скорее, условие - чтобы купить франшизу, бизнесмену нужен некий стартовый капитал. Это может быть и несколько десятков тысяч долларов и несколько миллионов долларов. Далее франшизополучатель должен следовать правилам, установленным франшизодателем. Причем договор заключается не на один год, как правило, потому просто попробовать и бросить это дело нельзя. Еще один момент - головная компания может продать и весь свой бизнес, тогда взаимоотношения между элементами франчайзинговой системы могут поменяться, иногда - не в самую лучшую для франчайзи сторону.
Прежде чем подписать договор
с франшизодателем, потенциальному
франчайзи следует очень
История сети ресторанов быстрого питания SUBWAY®, которая на сегодняшний день насчитывает более 34000 ресторанов в 96 странах по всему миру, неотъемлемо связана с именем Фреда Де Люка - основателя и президента компании SUBWAY®. 17-летний Де Люка открыл свой первый киоск по продаже сэндвичей в 1965 году. Первое заведение было открыто в Бриджпорте, штат Коннектикут. Киоск назвали «Супер Субмарины Пита», поскольку приготовленный сэндвич напоминал подводную лодку. Несколько лет спустя название изменили на «Сабвэй Сэндвичи и Салаты», потому что, когда люди слышали первоначальное название киоска, они думали, что там продается пицца.
Годом начала франчайзинговой деятельности в мире стал 1974–й. В то время идея франчайзинга пользовалась популярностью в бизнес-среде. А уже в 1987 году было торжественно отмечено открытие 1000-ного ресторана SUBWAY®.
В России мастер-франшизей сети Subway владеет компания Subway Russia Service Company с головным офисом в Санкт-Петербурге. В 2006 году компания открыла свой первый ресторан и в России. Российская сеть, как и её американский прототип, действует только по франчайзинговой схеме — «Сабвей Раша Франчайзинг Компани» покупает франшизу у американской Subway и продаёт её своим локальным партнёрам.17
На сегодняшний день SUBWAY® - одна из самых динамично развивающихся сетей ресторанов быстрого питания. Ежегодно открываются около 1000 новых ресторанов. Более того, в 2010 году мировая сеть ресторанов SUBWAY® в 17-й раз заняла первое место в мировом рейтинге франчайзеров (по версии ведущего рейтингового агентства в области франчайзинга – Enterpreneur Magazine) как наиболее привлекательная система для потенциальных франчайзи.
Информация о работе Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства