Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.1
В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Содержание

1 История развития франчайзинга 2
2. Сущность франчайзинга и особенности 8
2.1 Основные понятия 8
2.1 Виды франчайзинга 14
2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга 17
3 Сеть американских ресторанов быстрого обслуживания Subway – одна из крупнейших франчайзинговых сетей в сфере общественного питания 21
4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения 26

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая по франче.docx

— 74.48 Кб (Скачать документ)

По итогам лета 2010 года лучшим рестораном Subway в мире стал ресторан, работающий в Санкт-Петербурге на Невском пр, 20. Критерий — количество проданных  сэндвичей.

 Также Геннадий Кочетков, вице-президент "Сабвэй Раша Франчайзинг Компани", стал лауреатом престижной Национальной премии "Золотой бренд" в номинации "Франчайзинг в лицах" - за личный вклад в развитие франчайзинга в России. Ежегодно этой награды удостаиваются компании и персоны, которые создают инновации в области франчайзинга, успешно управляют бизнесом и добиваются его максимальной эффективности. Национальная премия "Золотой бренд" - крупнейшее мероприятие в области франчайзинга и единственная коммерческая премия, обладающая статусом государственной награды.18

 Сегодня SUBWAY® — это более 35 000 ресторанов в 98 странах мира. Subway – вторая в мире среди глобальных брендов по числу ресторанов фаст-фуд. На рынках Канады, США, Ирландии, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, России и некоторых других стран по числу заведений Subway превосходит всех конкурентов, в том числе и McDonald's. Сеть Subway к началу 2011 г. включала 33 749 заведений против 32 737 у McDonald's. Subway является одним из лидеров индустрии фаст-фуда. В России по состоянию на 1 октября 2011г. число ресторанов превысило 190, на 13 декабря превысило 300 (Приложение А).На начало года функционировало 167 ресторанов, что говорит о увеличении практически вдвое. Сеть намерена открыть еще 800 ресторанов в России к 2015 году. 19

В России действует сертифицированный учебный центр системы Сабвэй, где на русском языке ведется подготовка франчайзи и менеджеров для России, стран СНГ и бывших соцстран. Англоязычный центр находится в США, говорящих на немецком языке обучают в Германии. Обучение бесплатное.

Компания обеспечивает полную операционную поддержку, контроль качества, контроль соответствия стандартам системы.

Привлекательным для регионов SUBWAY делает:

1.  Кризисоустойчивость.

Как показывает опыт прошедших периодов, фастфуд относится к немногочисленным видам деятельности, объемы которых  мало подвержены изменениям в условиях экономических спадов.

Инвестиции в реальный бизнес позволяют  предпринимателям надежно разместить свои доходы в своих регионах.

2. Вклад в развитие региональной экономики.

Франчайзи Сабвэя – это местный  предприниматель, прошедший специальную  подготовку по программе управления франшизным предприятием.

Упор на использование местных  продуктов и региональной инфраструктуры, формирование цепочки локальных  поставщиков способствует развитию предпринимательства в регионе.

3. Развитие регионального кадрового потенциала.

Каждый ресторан создает 15-20 рабочих  мест, а в городе и области может  быть размещено до 20-25 заведений.

Менеджеры и работники ресторана  проходят непрерывное обучение современным  методам управления и предоставления услуг гостеприимства.

4. Формирование здорового образа жизни.

Концепция Сабвэй продвигает идеи здорового, низкокалорийного питания, основанного  на использовании свежих овощей, качественных мясных продуктов и свежевыпеченного хлеба.

Успех заключается в простоте концепции: воспроизвести ее под силу любому предпринимателю. Не нужны кухня и склад — достаточно закупать у поставщиков Subway ингредиенты для сэндвичей (ежедневная поставка) и иметь мини-пекарню для выпечки свежего хлеба. Открыть Subway можно даже в жилом доме, так как в заведении не предусмотрена настоящая кухня - не будет запахов и проще общаться с Санэпидемнадзором.

Помимо стандартных ресторанов, у Subway есть большое количество заведений  в нестандартных и даже неожиданных  местах. Более 900 ресторанов находятся  на территории супермаркетов Wal-Mart, более 200 — на американских военных базах, включая несколько ресторанов в  Ираке и два ресторана в  здании Пентагона.

Общие требования к помещениям для открытия ресторанов SUBWAY® на территории РФ.

Фудкорт (ресторанный дворик в торговых центрах).

    • площадь помещения — 45-60 кв. метров;
    • мощность — от 30 КВт;
    • подводка воды и фановые трубы — к кухне и к линии раздачи;
    • система вентиляции и кондиционирования;
    • телефон;
    • интернет.

Ресторан в отдельном  помещении.

    • площадь помещения — 100-120 кв. метров;
    • первые этажи зданий;
    • витринные окна;
    • 2 входа — один для посетителей, второй для загрузки товара;
    • мощность — от 30 КВт;
    • высота потолка — 3 метра;
    • подводка воды и фановые трубы — к кухне и к линии раздачи;
    • система вентиляции и кондиционирования;
    • телефон;
    • интернет.

Необходимые инвестиции: от 3 000 000 руб. до 4 500 000 руб. Объем инвестиций зависит от размера помещения.

Паушальный взнос – 360 000 рублей за первый ресторан. Открытие каждого следующего предприятия общественного питания обойдется предпринимателю на 100 000 рублей дешевле (т.е. 12 тыс. долларов за первый ресторан - 9 тыс. за второй и по 6 тыс., начиная с третьего – без учета НДС). Стоимость регистрационного сбора за открытие сателлита (киоска, мобильного юнита) в каждом конкретном случае оговаривается отдельно, но не превышает 50% стоимости регистрационного сбора для отдельного ресторана.

Срок окупаемости составляет примерно 1,5-2 года, средняя  доходность около 13 тыс. долларов в месяц с одной точки (как правило, сеть для одного франчайзи SUBWAY находится в пределах 3-5 ресторанов в первые пять лет бизнеса – для России, и 10-25 ресторанов для франчайзи SUBWAY на развитых рынках).

По опросам действующих франчайзи, рентабельность бизнесов SUBWAY в России (на середину 2011 года) находится в  пределах 15-20% от оборота.

Роялти (компенсация за использование  торговой марки) составляют 8,0% от оборота  ежемесячно (валовой выручки) плюс выполнение обязательного условия: на локальный маркетинг и рекламу затрачивать 3,5% от оборота.20

 

 

 

 

4 Франчайзинг в России: проблемы и способы решения

Решение многих экономических проблем  современной России требует новых  экономических механизмов. Одним  из таких механизмов является франчайзинг. Использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в России остается незначительным. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить "молодостью" данного договорного института. Однако большинство исследователей объясняют нераспространенность франчайзинга в нашей стране правовыми проблемами - недостаточной правовой регламентацией франчайзинговых отношений, отсутствием специального закона о франчайзинге.21

Трудно сказать, является ли ситуация с российским франчайзингом уникальной, или это просто болезнь роста, через которую проходят развивающиеся  рынки. McDonald’s, славящийся своей технологией  быстрого питания и очень жесткими правилами для персонала, во всем мире работает по франчайзингу, и только в России все рестораны McDonald’s являются дочерними компаниями. В нашей  стране практика франчайзинга пока настолько  далека от совершенства, что часто  безопаснее отказаться от этого удобного способа управления.

Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

    • нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
    • отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
    • сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

    • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
    • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
    • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

И все-таки основной проблемой развития франчайзинга в России является несовершенное законодательство. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Российские компании-франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам.

 Во-первых, по ст.1034 ГК РФ франчайзер  несет солидарную ответственность  за франчайзи. На первый взгляд  логика понятна: законодательство  устанавливает повышенную защиту  прав потребителя концессионных  (франчайзинговых) товаров, работ  и услуг, предусматривая субсидиарную  ответственность правообладателя  за их качество. Вступая в отношения  с пользователем, потребитель  вправе рассчитывать на получение  результата, эквивалентного тому, который  он получил бы непосредственно  от правообладателя. Для обеспечения  этого определенные обязанности  возложены на франчайзера.

Во-вторых, не удовлетворяет франчайзеров и требование не изменять условия  договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель  вынужден перезаключать договор  в ущерб своим интересам.

 В-третьих, компания, продающая  концессию, не имеет права диктовать  франчайзи свою ценовую политику. Так, ст.1033 ГК содержит запреты  на включение в договор условий,  ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых  им товаров, выполняемых работ,  оказываемых услуг и определения  круга потребителей), под страхом их недействительности.

 Подобные  законодательные ограничения заставляют  российских франчайзеров быть  особенно осторожными в выборе  потенциальных партнеров. К примеру,  именно поэтому "РосИнтер" (торговая  марка "Ростикc"), чтобы минимизировать  риски, связанные с недобросовестностью  франчайзи, продает свои франшизы  только в Москве и Подмосковье,  т.к., по мнению руководства этой  франчайзинговой системы, здесь  легче найти надежных контрагентов.22

Достаточно спорной является норма п. 2 ст. 1028 ГК РФ, согласно которой договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации. Абсолютно непонятно, к каким нежелательным правовым и социальным последствиям может привести отсутствие регистрации на обычный договор коммерческой концессии. Безусловно, если объект договора охраняется патентным правом, то регистрация вполне оправданна, но это скорее исключение.23

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.

Важнейшим социально-психологическим  аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к  интеллектуальной собственности. Решение  этой проблемы требует сочетания  экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным  несанкционированное использование  чужой интеллектуальной собственности. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных  проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. Так как в нашей стране пока нет даже обучающего методического центра, хотя существующая Российская Ассоциация франчайзинга могла бы выступить инициатором его создания.

Информация о работе Франчайзинг как эффективная форма предпринимательства