Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
Освоить понятие “агломерация”.
Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.
Введение.................................................................................................................................... 3
1 Понятия. Основные теоретические основы…………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы......................................................................................................... 5
1.2 Принципы делимитации..................................................................................................... 9
1.3 Модели управления развитием городских агломераций.................................................12
2 Анализ современного состояния ......................................................................................17
2.1Современные принципы формирования агломераций.................................................... 17
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития.........................22
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования........................................26
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы.............................................................27
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение...............................................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................................38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский Государственный Экономический Университет
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Градоведение»
Факультет мировой экономики и финансов Исполнитель: Е. М.
Специальность маркетинг территории
Кафедра региональной и муниципальной Руководитель:
экономики
Дата защиты Нормоконтролер:
Предварительная оценка
Екатеринбург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1 Понятия. Основные теоретические основы……………………………………………
1.1 Теоретические основы........................
1.2 Принципы делимитации...................
1.3 Модели управления развитием городских агломераций...................
2 Анализ современного состояния ..............................
2.1Современные принципы формирования агломераций...................
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития......................
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования...............
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы...................
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение....................
Список использованных источников....................
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления преобладающих факторов и территориальных особенностей социально-экономического развития изучаемой страны, обусловливающих возможности удвоения экономического роста и понижения уровня бедности ее населения.
Обоснование рациональных путей решения задач социально-экономического развития страны и регионов предполагает активизацию использования интеллектуального, профессионального, организационно-управленческого потенциалов в развитии общества. Доминирующая часть этих ресурсов сконцентрирована в ограниченных точках экономического пространства страны, представляющих собой агломерационные формы организации производства и жизнедеятельности населения. Уровень урбанизации территории оказывает особое влияние на состояние экономического пространства страны, экономический рост, ее социально-экономическое развитие и характеризуется совокупностью размещения крупных и сверхкрупных городов, которые и составляют агломерационные образования.
Изучение городских агломераций является актуальным по следующим причинам:
необходимость поиска методов и факторов развития агломераций;
выявление источников опережающего роста агломерационных систем;
распространение опыта агломерационного роста на другие территории;
выявление противоречивых тенденций в развитии агломераций и путей их преодоления;
выравнивание уровня и качества жизни жителей агломерации.
Современная экономика агломераций требует совершенствования методологии и методик их исследований, что связано с необходимостью глубокого изучения этого понятия.
Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
Освоить понятие “агломерация”.
Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.
Выделить общемировые черты и тенденции агломерирования.
Структура работы:
В первой главе изучается содержание понятия агломерация, принципы выделения агломераций, история первых агломераций, а также принципы делимитации и модели управления агломерациями;
Во второй главе анализируется современное состояние зарубежных и российских агломераций, а также особенности и закономерности их развития;
В последней главе рассматриваются перспективы развития агломераций, общемировые черты и тенденции.
Теоретической основой работы послужили концепции и научные идеи таких ученых, как Лаппо Г.М., Пивоваров Ю.Л. и т.д.
1 ПОНЯТИЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1.1 Теоретические основы
Развитие индустриализации на Западе в середине прошлого века привело к тому, что концентрация городских видов деятельности вышла за пределы административных границ и распространилась на соседние населенные пункты. В итоге ряд поселений слился в единую череду промышленных и жилых зон. Этот естественный процесс и получил благодаря работам французского географа Мишеля Руже название “агломерация” (1973).
Городская агломерация (от лат. agglomero — присоединяю) — компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.[1]
Критерии объединения:
массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции);
1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам);
наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов;
нахождение подчиненных поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;
общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала;
плотное расселение по транспортным коридорам.
Не учитываются:
прямое расстояние собственно (без учета других факторов);
близкие подчиненные поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
неблизкие самодостаточные города.
Условие возникновения агломерации можно четко понять опираясь на таблицу “Инфраструктуры и условий создания агломерации”
Таблица 1- Агломерация: Инфраструктуры и условия
|
| Коммерческая недвижимость | Жилая недвижимость | Промышленная недвижимость |
Условия | Транспортная доступность ядра - 1,5 часа | Плотность населения | Продажа участков под застройку девелоперам | Переход к распределенному производству |
Разная специализация рынков труда городов - наличие разности потенциалов | Высокая покупательная способность | Инвестиции в инженерную подготовку участков | Рост потребления в стране | |
Наличие мощной системы подготовки кадров |
|
|
| |
Критическая инфраструктура | Доступный скоростной общественный транспорт, соединяющий города- спутники с ядром | Современные форматы | Инфраструктура личного автотранспорта | Эшелонированная система индустриальных парков и технопарков |
Современные вузы | Логистические центры | Гомогенная инженерная инфраструктура | Логистические центры | |
| Офисные парки | Архитектурный облик и городская среда | Деловая зона (для выведения непроизводственных видов деятельности) |
Сами по себе агломерации не требуют особого законодательного оформления. Им “достаточно” существующей правовой базы. Исключение — столицы, учитывая их двойную роль. Для госрегулирования агломераций необходимо законодательное оформление общестрановой региональной политики.
Границы агломераций, естественно, можно и нарисовать, но реально они определяются “жизнью”. Кроме того, они динамичны: прогресс транспорта их расширяет, а чрезмерная автомобилизация, опережающая развитие сети дорог, сужает.
Форма агломераций чаще всего определяется географическими и транспортными факторами. Объективно удобнее для проживания более компактная агломерация. Слишком вытянутые, например, Волгоградская или Сочинская, создают дополнительные трудности.
Агломерации, имеют свою историю развития. Начало формирования связано с массовым исходом в города сельских жителей. В большинстве стран Европы процесс этот шел относительно плавно. До конца 30-х годов прошлого века это относилось и к России. Но переход от НЭПа[2] Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму к индустриализации искусственно ускорил приток населения в города и формирование агломераций. Процесс принял “лавинообразный” характер. При этом сельское население быстро стало преобладать в городах, и страна получила не новых горожан, а переехавших сельских жителей, что замедляло формирование городской среды и часто делало города и агломерации (и стиль жизни в них) похожими на большие деревни. Если на Западе города успевали подстраивать под себя сельских иммигрантов , то в СССР искусственно высокие темпы миграции из сельской местности в города (часто ради выживания) не позволяли пойти по этому пути.
Быстрый рост крупных городов в СССР привел как к возникновению в них многочисленных социальных (например, общих квартир) и градостроительных проблем, так и к обезлюдиванию сельской местности. Индустриализация требовала “направленной” миграции и одни “лагеря” решить эту проблему не могли. Не удивительно, что именно в СССР уже в 30-е годы началась реализации программы ограничения роста крупных городов (а реально и агломераций). Не имевшая аналогов в мире система прописки, отсутствие паспортов у сельских жителей до 60-х годов прошлого века, “полицейский” контроль — все эти меры оказались малоэффективными, и все крупные города продолжали расти вопреки указам и решениям, а деревни терять население.[3]
В условиях “экономики дефицита” население страны естественно тянулось к ареалам с более высоким качеством жизни. В советский период было, по крайней мере, 3 периода, когда сельское население голодало, а в городах продукты питания наличествовали.
Оптимальный размер города в 20 веке — вопрос, к которому регулярно обращаются и исследователи и политики. Речь идет об оптимальности с точки зрения проживающего в нем населения. Понятно, что эта оптимальность зависит от множества внешних факторов: географическое положение, хозяйственная специализация, рельеф, климат… И все же можно утверждать, что в довоенной Европе наилучшим местом проживания считались крупные города (формирующиеся агломерации). Лондон и Париж считались лучшими ареалами проживания своих стран, это же относилось и к Будапешту, и к Мадриду и т.д. В
Позднее оптимальный размер города был несколько увеличен и “остановился” на 200-250 тысячах человек. Причины этому — как в сфере занятости, так и в социально-культурном обслуживании населения. Небольшие города не могут предложить достаточно широкий спектр мест приложения труда (в отраслевом, профессиональном и квалификационном разрезах) и поневоле становятся чистыми городами-спальнями. Качество жизни населения падает в результате значительного времени, которое занимают маятниковые миграции значительной части населения. Кроме того, в небольшом городе труднее обеспечить доступ населения к некоторым видам профессиональных услуг (в области культуры, юриспруденции и т.д.). По мере развития процесса субурбанизации вопрос об оптимальном размере города стал менее актуальным.
Субурбанизация затронула, в первую очередь ”средние слои” населения, для которых были рабочие места на новых предприятиях, и которые имели достаточно средств для повышения качества жизни. Прежде всего, бежало коренное население ареалов с плохим состоянием окружающей и социальной среды, жилого фонда и инфраструктуры. Коренное население не желало селиться в многоэтажных домах, которых было немало построено в 60-е годы прошлого века (и это несмотря на высокое его качество и дешевизну). На место уезжающих устремились мигранты, прежде всего, из стран третьего мира. Там же задержались слои населения относящиеся к безработным . В результате во многих западноевропейских городах и агломерациях есть кварталы, в которых чувствуешь себя как в африканской или азиатской стране
Судьба агломераций напрямую связана с внешней миграционной политикой. В послевоенные годы власти западноевропейских стран приветствовали практически любых мигрантов, ибо только они брались делать работу, от которой отказывались коренные жители (младший медперсонал в больницах, водители и кондукторы в общественном транспорте, неквалифицированные кадры для промышленности и строительства и т.п.). Одновременно шел приток в агломерации собственно населения из самых отсталых регионов. И ирландцы в агломерациях Великобритании, и южане в агломерациях северной Италии выполняли схожие функции.