Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
Освоить понятие “агломерация”.
Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.
Введение.................................................................................................................................... 3
1 Понятия. Основные теоретические основы…………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы......................................................................................................... 5
1.2 Принципы делимитации..................................................................................................... 9
1.3 Модели управления развитием городских агломераций.................................................12
2 Анализ современного состояния ......................................................................................17
2.1Современные принципы формирования агломераций.................................................... 17
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития.........................22
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования........................................26
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы.............................................................27
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение...............................................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................................38
Зарубежный опыт, однако, по большей части неприменим к российским условиям. Да и история крупных российских городов мало чем может пригодиться теоретикам новой региональной политики.
В СССР прототипы агломераций создавались вокруг крупных производств. Городские границы расширялись, города-центры обрастали городами-спутниками. Но к концу советского периода развитие центров затормозилось. Во многих городах начались кризисные процессы: депопуляция, спад промышленного производства, отток интеллектуальной элиты.
Примеров современных успешных агломераций на территории нашей страны немного. Прежде всего, это Москва, в которую по-прежнему стекаются огромные людские ресурсы со всей страны.
К крупнейшим городам в России с численностью жителей более 1 млн. (по состоянию на 2009 год), относятся:
Москва 10 508 971 чел.
Санкт-Петербург 4 581 854 млн. чел.
Новосибирск 1 397 218 чел.
Екатеринбург 1 335 000 (в границах города), 1 364 000 - в границах МО чел.
Нижний Новгород 1 280 355 (в т.ч. 5857 - сельского) чел.
Самара 1 135 318 - в границах МО чел.
Ростов-на-Дону 1 134 000 чел.
Казань 1 130 717 чел.
Омск 1 129 100 - в границах МО чел.
Челябинск 1 093 700 чел.
Уфа 1 032 051 (в т.ч. сельского - 7195) -в границах МО чел.
Пермь 985 833 чел
Волгоград 983 900 (в границах города), 1 018 700 - в границах МО (2008 год) чел
Красноярск 940 915 чел. [14]
Московская агломерация резко выделяется на фоне всей России развитостью инфраструктуры, бизнеса и качеством жизни. Хотя бурное развитие Московской агломерации ещё впереди: планируется объединение Москвы и Московской области с выносом промышленных зон и грузовых терминалов за пределы столицы и освобождением огромных городских территорий для строительства жилья и рекреационных зон.
Другой пример успешной агломерации, правда, с рекреационно ориентированной экономикой, – естественным путём сложившееся объединение городов вокруг Сочи. Большой Сочи включает сам город, западную часть Гагрского района Абхазии и Туапсе. Постоянное население агломерации – более 700 тыс. человек; в пик летнего отдыха оно увеличивается до 1,3 млн.
Процесс возникновения агломераций может быть не только естественным, но и искусственным. На это и делается ставка в новой концепции регионального развития. Однако на этом пути преобразователей поджидает множество препятствий. Показательный пример – провалившийся проект Иркутской агломерации. Она должна была объединить три города: Иркутск, Ангарск и Шелехов, расположенных на расстоянии в 50-60 км друг от друга. В случае их слияния за Уралом появился бы ещё один город-миллионник – третий после Новосибирска и Омска.
Однако сибирской столицы из Иркутска не получилось. Главной причиной провала называют сопротивление муниципальных территорий насильственно навязываемым из центра решениям. Не были налажены необходимые механизмы муниципального сотрудничества.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ АГЛОМЕРИРОВАНИЯ
В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ.
Среди главных из них которых можно назвать следующие:
сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;
более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
возможность систематического использования культурных ценностей;
наиболее полное и интенсивное использование территории.
Образование и качественное развитие агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершенной урбанизации и нехватки городов на всей территории России).
В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населенных пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории увеличивается концентрация денежной массы, соответственно идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.[15]
За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешевой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города – ЖКХ, городской транспорт, а также торговля и общественное питание, заняты преимуществен-
но мигранты). Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведет к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе. Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определенной точке (населенном пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики. Таким образом, город и его спутниковая
зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают
уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию. Следовательно, городские агломерации являются точками роста. Их развитие исключительно важно для России с ее огромным
пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит
более интенсивно развиваться всей территории страны.
Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны. Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество экологических проблем (повышенная загрязненность воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведется активное строительство, а это обусловливает сокращение зеленых насаждений и разрушение естественного ландшафта.
Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдаленных
ее частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным
временным затратам на дорогу и развитию транспортной усталости (она формируется, если на дорогу тратится более 1,5 часа в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведет к некоторому опустошению территории вне ее.
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы
Центрами современного мира стали “глобальные города” - агломерации, наделенные колоссальными финансовыми и политическими функциями. Ни одно государство не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного “глобального города”. Даже поверхностное знакомство со статистикой позволяет понять, что экономический потенциал глобальных городов огромен. Их первая десятка дает свыше 1/10 всего ВВП мира.[16]
Современные российские агломерации - дети советской системы. Тогда города часто основывались в труднодоступных районах, богатых нефтью и газом, обеспечение их функционирования чрезвычайно затратно. Большое число городов имеет единственное градообразующее предприятие. Ряд мегаполисов имеет крупные промышленные объекты, расположенные в центральных районах. Вокруг многих городов находятся дачные поселки.
Общих черт у российских и зарубежных агломераций, конечно же, больше, чем различий. И иностранный опыт нам необходим в полной мере. Наша особенность состоит в том, что мы учимся управлять агломерациями в ситуации депопуляции, когда их субъекты подозревают друг друга в намерении” увести к себе” дефицитные трудовые ресурсы.
К тому же Российские муниципалитеты - неважные переговорщики. На Западе у муниципалитетов есть четкий ориентир, формирующий их переговорную позицию - увеличение на подконтрольной им территории стоимости недвижимости, являющейся основой их бюджетов. Для Российских муниципалитетов, в большей степени зависимых от перечислений из регионального бюджета, все это не так важно, а значит, и их переговорная позиция будет менее внятной.
Изучение зарубежного опыта позволяет сделать следующий вывод: основным инструментом управления агломерациями в развитых странах является организация сотрудничества между административными единицами, на территории которых агломерация расположена. Она осуществляется либо в форме делегирования части полномочий создаваемому межсубъектному органу управления, либо в форме координации принятия соответствующих решений, затрагивающих интересы сторон. При этом государство или стимулирует такое сотрудничество (например, в США), или законодательно принуждает к нему с целью минимизации издержек достижения согласия (например, во Франции).
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ
Столица нашей Родины всегда была магнитом, притягивающим к себе как финансовые, так и человеческие ресурсы. В течение последних двух десятилетий жить в Москве стало особенно престижно. Считается, что заветная московская прописка сама по себе дарит ключи от счастья.
А между тем это породило проблемы не только внутри самой столицы, но и целом в стране, Россия обросла так называемыми “депрессивными” территориями. Об этом серьезно задумались на правительственном уровне. С ее помощью будет покончено с неравномерным развитием России, когда Москва превратилась, по сути, в отдельную страну.
В июне 2007 года Министерство регионального развития России представила программу по созданию супергородов, подобных Москве и Санкт-Петербургу.
Речь шла о 14 крупных городах, которые объединятся с ближайшими, более мелкими городами, и таким образом будут созданы агломерации (центры с пригородами) с миллионным населением (Воронеж, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск, Томск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток). На территориях между городами будут возводиться качественные дороги и новая инфраструктура. Например, в районе «Большого Ростова» планируется построить новый аэропорт, который объединит Ростов-на-Дону с Новочеркасском, Таганрогом, Аксаем, Батайском и Азовом. Иркутск будет объединен с Ангарском и Шелеховом, а Владивосток - с Артемом, Находкой и Уссурийском.[17]
В Сибири сосредоточено почти 100% алмазов, более 60% руд цветных металлов, 90% запасов урана, более 80% запасов угля, две трети отечественных гидроэнергетических ресурсов. Но богатства страны измеряются не природными ресурсами, а человеческим потенциалом. Необходимо, чтобы здесь сконцентрировалась энергия человеческого капитала. Пока этот регион является далеко не самым комфортным местом для проживания, поэтому мне хотелось бы рассмотреть агломерирование городов именно здесь.
В Новосибирске агломерационные процессы протекают абсолютно естественным образом. Можно даже сказать, что этот регион стоит особняком от прочих сибирских территорий, где формируются агломерации. В отдельных бизнес-сообществах города появляются идеи формализовать процесс объединения территорий и придать ему проектный формат. Однако власти сохраняют осторожность и солидарны в том, что они не являются сторонниками административных преобразований с целью создания каких-то искусственных территориальных объединений.
Правда, руководители крупнейшего в стране муниципального образования отмечают, что логика развития Новосибирска в перспективе приведет к тому, что к городу все-таки будут присоединены некоторые спутники, которые исторически воспринимаются жителями как его часть. Среди таких территорий называются Бердск, Кольцово, Краснообск, Обь, а также Новосибирский, Мошковский, Коченевский и Искитимский районы. Следует отметить, что названные города, поселки и районы с Новосибирском уже сегодня объединяет транспортная и инженерная инфраструктура. На этих территориях строится более дешевое, чем в Новосибирске, жилье, размещаются производства, объекты промышленной инфраструктуры (склады, логистические центры) и крупные торговые центры, что оказывает заметное влияние на структуру расселения.
Новосибирская область — один из немногих регионов России, экономика которого почти на четыре пятых формируется административным центром. Регион сильно урбанизирован: 75% населения (около 1,9 млн человек) проживает в городах, причем более половины всего областного населения — в Новосибирске.
Большая проблема Новосибирска — дефицит городской дорожной сети. Хотя следует отметить серьезные положительные изменения, которые произошли за последнее время, но нехватка пока остается. Сегодня магистральные улицы занимают лишь 4% территории города, когда в развитых городах этот показатель достигает 30%. С учетом этого, параллельно с развитием дорожной сети, для обеспечения экстренных передвижений в Новосибирске запланировано строительство 19 вертолетных посадочных площадок в черте города и еще двух — за ее пределами. Но самые грандиозные планы у градостроителей — это развитие метрополитена. После 2030 года должна быть построена первая кольцевая линия.