Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
Освоить понятие “агломерация”.
Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.
Введение.................................................................................................................................... 3
1 Понятия. Основные теоретические основы…………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы......................................................................................................... 5
1.2 Принципы делимитации..................................................................................................... 9
1.3 Модели управления развитием городских агломераций.................................................12
2 Анализ современного состояния ......................................................................................17
2.1Современные принципы формирования агломераций.................................................... 17
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития.........................22
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования........................................26
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы.............................................................27
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение...............................................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................................38
Общие принципы функционирования двухуровневой модели:
Делегирование полномочий снизу вверх
Выборность органов управления институтов верхнего уровня
Наличие чётко очерченного круга полномочий и бюджета
Деятельность на постоянной основе (не под конкретные проекты)
Варьирующие принципы функционирования двухуровневой модели:
a) Участие государства в формировании и функционировании системы
1) директивная модель
2) договорная модель
б) Степень добровольности участия муниципальных образований в институтах
верхнего уровня
в) Круг полномочий институтов верхнего уровня
г) Источники формирования бюджета институтов верхнего уровня
д) Право институтов верхнего уровня участвовать в коммерческих проектах
Наконец, еще одна возможная разновидность – это создание органа управления на уровне городских агломераций, который формируется из представителей входящих в них муниципалитетов и практически не имеет законодательно закрепленных функций.
Сфера его деятельности в основном определяется самостоятельными решениями муниципалитетов по передаче определенных полномочий на уровень управления городской агломерацией. Подобная модель используется достаточно редко, хотя и привлекает большое внимание исследователей своей гибкостью и способностью адаптироваться к различным ситуациям и запросам. Практически единственным примером подобного рода являются региональные округа, созданные в середине 1960_х гг. в провинции Британская Колумбия в Канаде25. Из 27 существующих на настоящее время региональных округов 2 осуществляют управление городскими агломерациями – Большим Ванкувером и Большой Викторией.
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
2.1 Современные принципы формирования агломераций
В современной России агломерации не являются, как это было на Западе, результатом естественного разрастания и слияния населенных пунктов. Напротив, они выступают объектом целенаправленного искусственного формирования. Причина в том, что сегодня в России городские агломерации рассматриваются как узловые элементы опорного каркаса расселения.
В Советском Союзе крупные городские образования формировались по принципу рационального объединения групп производств и размещения вблизи центров производства необходимого количества трудовых ресурсов. Такие сфокусированные места компактных размещений населенных пунктов и производственных центров действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических. Их нельзя назвать полноценными агломерациями. Это просто крупные урбанизированные территории, иногда довольно хаотично развивающиеся.
Формирование современной агломерации – это последовательная смена стадий ее развития, которые принципиально отличаются по составу процессов и масштабам положительных эффектов от синергии пространства.[8]
На первом этапе развития предполагается агломерация рынка труда. Сектор услуг на протяжении всех 90-х годов оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов населения. Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов. При этом на трудовую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «выездные» автомагистрали мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». На этапе перехода к постиндустриальной агломерации формируются единые рынки торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребления, развлечения, производства) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). Характерной особенностью этого этапа является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей (только за последний год количество автомобилей в городе увеличилось на 9 тыс.ед.). Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. Со стадией трансформации агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса крупных городов. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города в пригороды с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах.
Последним этапом развития агломерации является ее переход к постиндустриальному типу. Для него характерно наличие “хордных” связей между подцентрами, новая ёмкость рынка и мощность мобилизации ресурсов, активное встраивание в глобальную иерархию городских центров и работа на повышение их статуса.
Принципы формирования Санкт-Петербургской и Московской агломераций состоит из 3 фаз. В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: индустриальная агломерация; агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); динамичная агломерация и развитая постиндустриальная агломерация. ”Краткая характеристика каждого этапа в соответствии с рисунком 1” [9]
Рисунок 1-основные этапы развития современной городской агломерации[10]
Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти. “ Принципы формирования городских агломераций (Московской и Санкт-Петербургской) в соответствии с рисунком 2”
Рисунок 2- Пофазовый переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной
Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов.
Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге “вылетные” автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы “пик”. По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.
Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к “вылетным” автомагистралям.
Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных городах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить , затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки.
Со второй фазой трансформации агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса крупных городов. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города в “хинтерланд”[11] с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты в автосборочном кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать, что речь идет о принципиально новых производствах, представляющих собой “процессинговые” центры. Их развертывание напрямую зависит от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики региона и формирования “офисной империи” в ядре агломерации, необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления.
Третья фаза формирования современной агломерации предполагает усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации. В частности, развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно освоенные территории. [12]
Таким образом, сегодня агломерация характеризуется не столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе, представляются вполне управляемыми. Учитывая значимость агломеративных структур в контексте социально-экономического развития РФ, это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития
Агломерации являются ныне основной формой расселения в США, Японии, большинстве стран Западной Европы. Быстро растет их доля в населении и производстве многих развивающихся стран. В США (1990 г.) около 300 городских агломераций (можно условно принять за таковые выделяемые американской статистикой «стандартные метрополитенские статистические ареалы (СМСА)») концентрируют более 76% всего населения, причем 39 крупнейших агломераций-миллионеров - 50,1%.
Примером самой первой – и успешной – агломерации стал Лондон, превратившийся в город-созвездие благодаря срастанию многочисленных городков и деревень, расположенных по берегам Темзы. До сих пор Лондон сохранил свой полицентрический характер, а реальные границы этого поселения трудноопределимы. Площадь Лондонского метрополитенского района – Лондонской агломерации – составляет более 11 тыс. кв. км, её населяют около 13 млн человек.
Город-гигант Нью-Йорк – пример очень сложно организованной агломеративной структуры, вобравшей, благодаря разнородным волнам миграции, территории самого разного масштаба. Площадь Большого Нью-Йорка составляет около 14,4 тыс. квадратных километров, на ней проживает почти 22 млн человек.
Одна из успешных агломераций последнего десятилетия – образованный в 90-е годы канадский Большой Торонто с населением более 5,7 млн жителей. Несмотря на огромное количество иммигрантов – более половины населения – и низкий уровень их культурной ассимиляции, Торонто – один из самых безопасных мегаполисов Американского континента.
Таблица 2 - Крупнейшие агломерации на земле с численностью жителей более 10 млн. чел. ( по состоянию на 1 января 2009 года)[13]
Агломерация | жителей, млн. чел. | включает в себя | государство |
Токио | 33,8 | Йокогама, Кавасаки, Саитама | Япония |
Сеул | 23,9 | Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон | Южная Корея |
Мехико | 22,9 | Несауалькойотль, Экатепек-де-Морелос, Наукальпан-де-Хуарес | Мексика |
Дели | 22,4 | Фаридабад, Газиабад Индия | Индия |
Мумбаи | 22,3 | Bhiwandi, Кальян, Тхане, Ulhasnagar | Индия |
Нью-Йорк | 21,9 | Ньюарк, Патерсон | США |
Сан-Паулу | 21 | Гуарульюс | Бразилия |
Манила | 19,2 | Калоокан, Кесон | Филиппины |
Лос-Анджелес | 18 | Риверсайд, Анахайм | США |
Шанхай | 17,9 |
| Китай |
Осака | 16,7 | Кобе, Киото | Япония |
Калькутта | 16 | Хаура | Индия |
Карачи | 15,7 |
| Пакистан |
Гуанчжоу | 15,3 | Фошань | Китай |
Джакарта | 15,1 | Бекаси, Богор, Депок, Тагенганг | Индонезия |
Каир | 14,8 | Гиза, Хелуан, Шубра-Эль-Хайма | Египет |
Москва | 14,5 |
| Россия |
Буэнос-Айрес | 13,8 | Сан-Хусто, Ла-Плата | Аргентина |
Пекин | 13,2 |
| Китай |
Дакка | 13,1 |
| Бангладеш |
|
|
|
|