Городская агломерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание

Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
 Освоить понятие “агломерация”.
 Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
 Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
 Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.

Содержание

Введение.................................................................................................................................... 3
1 Понятия. Основные теоретические основы…………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы......................................................................................................... 5
1.2 Принципы делимитации..................................................................................................... 9
1.3 Модели управления развитием городских агломераций.................................................12
2 Анализ современного состояния ......................................................................................17
2.1Современные принципы формирования агломераций.................................................... 17
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития.........................22
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования........................................26
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы.............................................................27
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение...............................................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

АГЛОМЕРАЦИЯ .doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

Общие принципы функционирования двухуровневой модели:

       Делегирование полномочий снизу вверх

       Выборность органов управления институтов верхнего уровня

       Наличие чётко очерченного круга полномочий и бюджета

       Деятельность на постоянной основе (не под конкретные проекты)

Варьирующие принципы функционирования двухуровневой модели:

a)      Участие государства в формировании и функционировании системы

1)      директивная модель

2)      договорная модель

б)   Степень добровольности участия муниципальных образований в институтах

            верхнего уровня

в)   Круг полномочий институтов верхнего уровня

г)   Источники формирования бюджета институтов верхнего уровня

д)   Право институтов верхнего уровня участвовать в коммерческих проектах

Наконец, еще одна возможная разновидность – это создание органа управления на уровне городских агломераций, который формируется из представителей входящих в них муниципалитетов и практически не имеет законодательно закрепленных функций.

Сфера его деятельности в основном определяется самостоятельными решениями муниципалитетов по передаче определенных полномочий на уровень управления городской агломерацией. Подобная модель используется достаточно редко, хотя и привлекает большое внимание исследователей своей гибкостью и способностью адаптироваться к различным ситуациям и запросам. Практически единственным примером подобного рода являются региональные округа, созданные в середине 1960_х гг. в провинции Британская Колумбия в Канаде25. Из 27 существующих на настоящее время региональных округов 2 осуществляют управление городскими агломерациями – Большим Ванкувером и Большой Викторией.


2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

2.1 Современные принципы формирования агломераций

 

 

В современной России агломерации не являются, как это было на Западе, результатом естественного разрастания и слияния населенных пунктов. Напротив, они выступают объектом целенаправленного искусственного формирования. Причина в том, что сегодня в России городские агломерации рассматриваются как узловые элементы опорного каркаса расселения.

В Советском Союзе крупные городские образования формировались по принципу рационального объединения групп производств  и размещения вблизи центров производства необходимого количества трудовых ресурсов. Такие сфокусированные места компактных размещений населенных пунктов и производственных центров действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических. Их нельзя назвать полноценными агломерациями. Это просто крупные урбанизированные территории, иногда довольно хаотично развивающиеся.

Формирование современной агломерации – это последовательная смена стадий ее развития, которые принципиально отличаются по составу процессов и масштабам положительных эффектов от синергии пространства.[8]

На первом этапе развития предполагается агломерация рынка труда. Сектор услуг на протяжении всех 90-х годов оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов  населения. Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов. При этом на трудовую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «выездные» автомагистрали мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». На этапе перехода к постиндустриальной агломерации формируются единые рынки торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребления, развлечения, производства) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). Характерной особенностью этого этапа является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей (только за последний год количество автомобилей в городе увеличилось на 9 тыс.ед.). Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. Со стадией трансформации агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса крупных городов. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города в пригороды с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах.

Последним этапом развития агломерации является ее переход к постиндустриальному типу. Для него характерно   наличие  “хордных” связей между подцентрами, новая ёмкость рынка и мощность мобилизации ресурсов, активное встраивание в глобальную иерархию городских центров и работа на повышение их статуса.

Принципы формирования Санкт-Петербургской и Московской агломераций состоит из 3 фаз. В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: индустриальная агломерация; агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); динамичная агломерация и развитая постиндустриальная агломерация. ”Краткая характеристика каждого этапа в соответствии с рисунком 1” [9]

 

Рисунок 1-основные этапы развития современной городской агломерации[10]

Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти. “ Принципы формирования городских агломераций (Московской и Санкт-Петербургской) в соответствии с рисунком 2”

 

Рисунок 2- Пофазовый переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной

Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов.

Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге “вылетные” автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы “пик”. По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.

Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры –  там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к “вылетным” автомагистралям.

Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных  городах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить , затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки.

Со второй фазой трансформации агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса крупных городов. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города в “хинтерланд”[11] с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты в автосборочном кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать, что речь идет о принципиально новых производствах, представляющих собой “процессинговые” центры. Их развертывание напрямую зависит от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики региона и формирования “офисной империи” в ядре агломерации, необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления.

Третья фаза формирования современной агломерации предполагает усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации. В частности, развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно освоенные территории. [12]

Таким образом, сегодня агломерация характеризуется не столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе, представляются вполне управляемыми. Учитывая значимость агломеративных структур в контексте социально-экономического развития РФ, это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

 

2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности  развития

Агломерации являются ныне основной формой расселения в США, Японии, большинстве стран Западной Европы. Быстро растет их доля в населении и производстве многих развивающихся стран. В США (1990 г.) около 300 городских агломераций (можно условно принять за таковые выделяемые американской статистикой «стандартные метрополитенские статистические ареалы (СМСА)») концентрируют более 76% всего населения, причем 39 крупнейших агломераций-миллионеров - 50,1%.

Примером самой первой – и успешной – агломерации стал Лондон, превратившийся в город-созвездие благодаря срастанию многочисленных городков и деревень, расположенных по берегам Темзы. До сих пор Лондон сохранил свой полицентрический характер, а реальные границы этого поселения трудноопределимы. Площадь Лондонского метрополитенского района – Лондонской агломерации – составляет более 11 тыс. кв. км, её населяют около 13 млн человек.

Город-гигант Нью-Йорк – пример очень сложно организованной агломеративной структуры, вобравшей, благодаря разнородным волнам миграции, территории самого разного масштаба. Площадь Большого Нью-Йорка составляет около 14,4 тыс. квадратных километров, на ней проживает почти 22 млн человек.

Одна из успешных агломераций последнего десятилетия – образованный в 90-е годы канадский Большой Торонто с населением более 5,7 млн жителей. Несмотря на огромное количество иммигрантов – более половины населения – и низкий уровень их культурной ассимиляции, Торонто – один из самых безопасных мегаполисов Американского континента.

Таблица 2 - Крупнейшие агломерации на земле с численностью жителей более 10 млн. чел. ( по состоянию на 1 января 2009 года)[13]

Агломерация

жителей, млн. чел.

включает в себя

государство

Токио

33,8

Йокогама, Кавасаки, Саитама

Япония

Сеул

23,9

Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон

Южная Корея

Мехико

22,9

Несауалькойотль, Экатепек-де-Морелос, Наукальпан-де-Хуарес

Мексика

Дели

22,4

Фаридабад, Газиабад Индия

Индия

Мумбаи

22,3

Bhiwandi, Кальян, Тхане, Ulhasnagar

Индия

Нью-Йорк

21,9

Ньюарк, Патерсон

США

Сан-Паулу

21

Гуарульюс

Бразилия

Манила

19,2

Калоокан, Кесон

Филиппины

Лос-Анджелес

18

Риверсайд, Анахайм

США

Шанхай

17,9

 

Китай

Осака

16,7

Кобе, Киото

Япония

Калькутта

16

Хаура

Индия

Карачи

15,7

 

Пакистан

Гуанчжоу

15,3

Фошань

Китай

Джакарта

15,1

Бекаси, Богор, Депок, Тагенганг

Индонезия

Каир

14,8

Гиза, Хелуан, Шубра-Эль-Хайма

Египет

Москва

14,5

 

Россия

Буэнос-Айрес

13,8

Сан-Хусто, Ла-Плата

Аргентина

Пекин

13,2

 

Китай

Дакка

13,1

 

Бангладеш

 

 

 

 

Информация о работе Городская агломерация