Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ современного состояния и перспектив процессов агломерирования.
В соответствии с данной целью, основными задачами являются:
Освоить понятие “агломерация”.
Изучить принципы создания агломерации и ее выделений.
Проанализировать современные принципы формирования агломерации.
Рассмотреть перспективы развития агломерирования в Р.Ф.
Введение.................................................................................................................................... 3
1 Понятия. Основные теоретические основы…………………………………………… 5
1.1 Теоретические основы......................................................................................................... 5
1.2 Принципы делимитации..................................................................................................... 9
1.3 Модели управления развитием городских агломераций.................................................12
2 Анализ современного состояния ......................................................................................17
2.1Современные принципы формирования агломераций.................................................... 17
2.2 Современные агломерации: особенности и закономерности развития.........................22
3 Перспективы совершенствования процессов агломерирования........................................26
3.1 Общемировые черты, тенденции и перспективы.............................................................27
3.2 Перспективы развития агломерирования в РФ ………………………………………...28
Заключение...............................................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................................38
Новосибирску повезло еще и в том, что это не просто крупнейший за Уралом город. Он расположен в центре мощной региональной агломерации, в окружении нескольких крупных городов: Омска, Томска, Барнаула, Бийска, Кемерова, Новокузнецка. Уступая Новосибирску по географическому расположению, эти города тяготеют к нему, что, несомненно, способствует бурному развитию областного центра.
В свое время за счет логичной пространственной агломерации Лондон стал одним из глобальных финансовых и транспортных центров, штаб-квартирой 50 тыс. крупнейших корпораций мира. На финансовые и бизнес-услуги приходится 35% городской экономики, еще столько же — на туризм, гостиничное дело, торговлю, питание, развлечения. И всего 10% — на промышленность (в 1960 году доля промышленности в городской экономике составляла 40%). Новосибирск имеет все шансы стать ядром урбанизированного кластера, сервисным центром-узлом.
Красноярск.
Выступая с инициативой создания Красноярской агломерации, глава края Александр Хлопонин заявлял, что на основе краевого административного центра в регионе необходимо сформировать мощный урбанизированный центр в Сибири, способный быть местом притяжения квалифицированной рабочей силы, территорией комфортного проживания людей. Тем самым регион сможет ликвидировать отставание в темпах развития от европейской России. По его словам, этот проект, более известный как Красноярск-2020, определен властями края как приоритетный. Городами-спутниками в агломерации, формирующейся вокруг краевого центра, станут Сосновоборск, Дивногорск и населенные пункты пригородного Березовского, Манского, Сухобузимского и Емельяновского районов.
По имеющейся информации, проект создания Красноярской агломерации разделен на три временных этапа. В ходе первого, который пройдет с 2008−го по 2013 год, будет создан ряд инновационных производств, которые послужат базой для создания агломерации. На втором этапе, с 2014−го по 2017 год, планируется создание массы жилищных комплексов, а на завершающем этапе проекта — с 2018−го по 2020 год — будет повышаться статус агломерации и реализовываться проект транспортного-логистического узла. В основе Красноярской агломерации лежит принцип перехода к новому типу российской урбанизации, которая будет базироваться на массовой автомобилизации населения. Поэтому очень большое внимание уделяется малоэтажному строительству. По мнению властей, главным стимулятором для привлечения инвестиций в экономику города может стать участие Красноярска в проекте Всемирной выставки «ЭКСПО-2020». Нельзя не отметить и создание в регионе Сибирского федерального университета.
По мнению главного архитектора Барселоны Хосе Асебилльо Марин, чтобы Красноярск стал успешной агломерацией к 2020 году, нужно учесть три составляющие. Во-первых, город должен быть привязан к международной транспортной сети, то есть в нем должен действовать международный аэропорт. Во-вторых, в нынешнем информационном веке ключевую роль будут играть знания, поэтому тут должны быть сильные университеты. Третий фактор выходит из географического положения Красноярска. Он находится в 700 км от Новосибирска — примерно как от Нью-Йорка до Бостона. Это расстояние, конечно, можно без труда преодолеть на самолете или автомобиле, но Красноярск должен развивать новый вид железнодорожного транспорта — скоростное сообщение.[18]
В любом случае этот регион можно назвать лидером среди участников формализованных агломерационных процессов в Сибири. Причем процессы идут естественно: для решения вполне прагматических задач создается формат, попросту учитывающий сложившуюся на территории ситуацию, но позволяющий извлечь дополнительные выгоды для дальнейшего устойчивого развития всего Красноярского края.[19]
Иркутск.
Основная цель создания Иркутской агломерации— формирование на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова крупного постиндустриального центра, третьего за Уралом города-миллионника (после Новосибирска и Омска). Стремление оправдано с точки зрения получения возможности привлечения на территорию области крупных инвесторов, поскольку города с несущественной численностью попросту не учитываются ими в качестве территорий потенциального развития. Кроме повышения инвестиционной привлекательности в планах властей развитие инновационных технологий, что связано с концентрацией специалистов высокой квалификации, и формирование единого научно-производственного пространства, создание мощного развивающегося городского образования, привлекающего и удерживающего население.
Реализация этого мегапроекта, который некоторые идеологи называют не иначе как создание столицы Сибири, может столкнуться с определенными трудностями, поскольку объединяемые муниципальные образования — это уже сложившиеся населенные пункты с профилированной социальной и экономической структурой. Иркутск — исторический, культурный и научный центр области, Шелехов — центр алюминиевого производства, Ангарск — центр нефтехимической и химической промышленности.
Инициатором разработки концепции развития Иркутской агломерации выступил Фонд регионального развития Иркутской области. Проектные документы предполагают строительство нескольких автобанов, в том числе Листвянка–Ангарск, Иркутск–Шелехов, Ангарск – новый аэропорт, Иркутск – новый аэропорт.
В концепции сформулированы приоритетные проекты развития агломерации: строительство нового международного аэропорта в Пади Ключевой, формирование транспортного каркаса агломерации, создание индустриальных парков и современных логистических центров, модернизация коммунальной инфраструктуры городов. На базе вузов и научно-исследовательских институтов агломерации будет сформирован международный научный и образовательный центр. Также в числе проектов агломерации — строительство крупных торговых и развлекательных центров, новых жилых микрорайнов, повышение качества жизни на территории. Также в рамках агломерации планируется осуществить перенос административного центра, создание Иркутск-Сити, где будут расположены административные здания, банки и другие учреждения.
Особое внимание можно обратить на планы дальнейшего развития в Ангарске производства по обогащению урана, что не вполне укладывается в формат агломерации и тем более противоречит стратегии развития Прибайкалья как зоны преимущественно рекреационно-туристического профиля. Хотя власти осознают наличие проблемы и уже заявили о планах по созданию экологического технопарка и туристско-рекреационного комплекса международного уровня на базе Иркутского ботанического сада.
В данном случае наблюдается волевое объединение городов, которое спорит с основополагающим принципом формирования успешных агломераций, да и любых объединений, это не только логичный, но и естественный саморегулируемый процесс. Весь мировой опыт говорит о том, что агломерации, вырастающие сами по себе, наиболее успешны по качеству жизни и роли, которую они играют в стране. Искусственные агломерации не всегда оправдывают ожидания. [20]
Томск.
В декабре прошлого года муниципальные власти Томска, Северска, Томского и Шегарского районов договорились начать подготовку к объединению территорий в рамках Томской агломерации. Стороны сформировали рабочую группу для подготовки четырехстороннего меморандума об объединении, который подпишут главы стремящихся к объединению муниципалитетов, а также губернатор Томской области Виктор Кресс. Этот документ определит основные положения для начала подготовки референдума и разработки нормативно-правовой базы будущего территориального образования.
Большой Томск, по мнению чиновников областной администрации, позволит организовать на общей сформированной территории единое пространство для комфортного проживания и перемещения, реализовать многие амбициозные инвестиционные проекты региона. Подчеркивается, что агломерация не создается на пустом месте — это естественные процессы слияния в единое целое Томска и Северска, а также освоение левобережных территорий реки Томь, которые происходили в течение десятилетий. Но сейчас уже очевидно, что Томская агломерация будет создаваться не революционным, а скорее эволюционным путем.
Создание в Томске особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа также внесет вклад в формирование новых стандартов качества организации труда и жизни. Сейчас к этим площадкам подведены все коммуникации, размещающиеся здесь новые производства будут освобождены от налогов на пять лет. Власти предлагают переезжать туда предприятиям из центральных районов города. Томская ОЭЗ — это и формирование нового рынка труда.
Это, безусловно, важно и актуально для Томска, так как город по своему потенциалу может претендовать на роль центра подготовки кадров высокой квалификации для всей Сибири. Томск — единственный в России город, в Уставе которого написано, что градообразующим является научно-образовательный комплекс.
Власти уверены, что превращение Томска в город-миллионник — это не утопия. Аналогичная идея была осуществлена более 40 лет назад в США. В конце 1960−х годов мэр американского города Индианаполис присоединил к 500−тысячному городу окрестные населенные пункты, численностью 250 тыс. человек. И тогда город, занимавший 26−е место по численности жителей, сразу передвинулся на 11−е. На протяжении четырех десятилетий город стремительно развивается, опередив крупнейшие города континента (то есть трех стран — США, Канады и Мексики) — Балтимор, Бостон, Колумбус, вплотную приблизившись к такому известному мегаполису, как Сан-Франциско. 35−летний Ричард Лугар за данное деяние был признан лучшим мэром Америки ХХ столетия. С этого поста его избрали в сенат США, где он уже 30 лет является советником президента США и по общему признанию американцев — “национальным богатством”.
В заключение можно сказать, что потенциальные сибирские агломерации имеют уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований. Представленные цели и концепции создания агломераций, подходы к реализации проектов, форматы участия власти в этих процессах довольно различные. Все это может служить основанием для утверждения, что опыт управления объединением территорий в Сибири будет весьма разноплановым и, видимо, неоднозначным. В складывающейся ситуации политическим элитам, бизнес-сообществу, экспертам в различных областях знаний необходимо крайне внимательно подходить к планированию и кропотливой регистрации всего комплекса результатов на всех этапах развития проектов. Таким образом, может быть создана уникальная система знаний, которая позволит в будущем избежать отрицательных последствий в ходе реализации таких крупных системных социально-экономических преобразований.
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс реструктуризации и обновления экономики крупных городов РФ носит объективный характер. Крупные города являются основными центрами потребления, формируя интенсивную рыночную среду в экономике РФ. Именно в этом состоит особая функция крупных городов в рамках процессов развития экономики России.
Крупные города являются мощными и диверсифицированными рынками труда, товаров и услуг – с этим связана их высокая инвестиционная привлекательность.
Переход в новую фазу развития урбанизированных территорий, а именно – к формированию крупных городских агломераций на современных основаниях – является важным процессом в развитие экономики страны и сказывается на пространственной структуре экономики.
Формирование крупных современных агломераций обеспечивает:
Укрупнение (агломерацию) рынков труда –большая емкость, разнообразие возможностей для работодателей и работников, большие возможности наращивать современные компетенции.
Укрупнение и гомогенизация рынков недвижимости –жилой, торговой, офисной и промышленной–за счет развития инфраструктур.
Укрупнение потребительских рынков товаров и услуг.
Все это положительным образом сказывается на экономическом развитие регионов и страны в целом за счет повышения динамики экономических процессов, развития конкурентных рынков и роста инвестиционной привлекательности.
Крупнейшие города и городские агломерации становятся ключевыми центрами управления, поскольку формируют управляющие сигналы в остальную экономику, готовят кадры и производят информационные потоки и технологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) РСФСР. М.: РИИЦ Госкомстата РСФСР, 1990. с. 47
2) “Формирование агломераций–современные проекты пространственного развития”, организованного Министерством регионального развития РФ и Фондом ЦСР “Северо-Запад”
3) АиФ Урал, выпуск 32 (432) от 5 августа 2009 г.
4) Географический энциклопедический словарь. Понятие и термины. / Гл. ред. А.Ф.Трешников. Ред. кол. Э.Б. Алаев, П.М. Алимпиев, А.Г. Воронов и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.
5) Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. — М.: Мысль, 1987. - 236
6) Лаппо Г.М., Любовный В.Я. Города агломерации в СССР и за рубежом. - М.: Знание, 1977.
7) Лаппо Г.М. Рассказы о городах. - М., 1976.
8) Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста // Вопросы экономики, 2000. - №9, - С.126-145.
9) Петров Н.В. Городские агломерации: состав, под ходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988.
10) Пивоваров Ю.Л. Глобальная урбанизация и Россия на пороге XXI в.:
антропокультурный подход // Известия РАН. Сер. геогр., 1996. №4.
11) www.pribaikal.ru Фонд регионального развития Иркутской области
12) www.regnum.ru Красноярская агломерация
13) www.krasnoyarsk.biz Красноярская агломерация 2020
14) www.citypopulation.de The Principal Agglomerations of the World
15) www.rusrev.org Городская агломерация. Старое название – новое содержание
2
[1] Географический энциклопедический словарь. Понятие и термины. / Гл. ред. А.Ф.Трешников. Ред. кол. Э.Б. Алаев, П.М. Алимпиев, А.Г. Воронов и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.
[2] НЭП- Новая экономическая политика , имевшая цель восстановить народное хозяйства и перейти к социализму.
[3] Лаппо Г.М., Любовный В.Я. Города агломерации в СССР и за рубежом. - М.: Знание, 1977. – 46-с.
[4] Петров Н.В. Городские агломерации: состав, под ходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988. – 130с.
[5] Петров Н.В. Городские агломерации: состав, под ходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988. - 130-132с.
[6] Петров Н.В. Городские агломерации: состав, под ходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988.
[7] Торонто - самый крупный город Канады, административный центр провинции Онтарио
[8] Лаппо Г.М. Рассказы о городах. - М., 1976.- 71-с
[9] Городская агломерация: старое название – новое содержание http://www.rusrev.org/content/
[10] Там же
[11] Хинтерланд - зона влияния транспортного узла.
[12] Городская агломерация: старое название – новое содержание http://www.rusrev.org/content/
[13] The Principal Agglomerations of the World http://citypopulation.de
[14] ru/Wikipedia/org России
[15] Пивоваров Ю.Л. Глобальная урбанизация и Россия на пороге XXI в.:
антропокультурный подход // Известия РАН. Сер. геогр., 1996. №4. С. 64–
76.
1) [16] Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста // Вопросы экономики, 2000. - №9, - С.126
[17] Россия строит супергорода http://kv.szags.ru/index.php?
[18] Администрация края объявила тендер на разработку стратегии Красноярской агломерации-2020
http://www.krasnoyarsk.biz/
[19] Архитектор Барселоны: Чтобы стать успешной агломерацией, Красноярску нужно многое изменить http://www.regnum.ru/news/fd-
[20] Фонд регионального развития Иркутской области http://www.pribaikal.ru/4209.