Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявление принципов деятельности государственно-частного партнерства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную характеристику развития в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы 4

1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4

1.2 Формы государственно-частного партнерства 7

1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10

2. Практика использования государственно-частных партнерств 13

2.1 Зарубежный опыт 13

2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных 19

партнерств в России

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

ГЧП как механизм инвестиционной деятельности.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление 

      Введение 3

      1. Теоретические основы 4

         1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4

         1.2 Формы государственно-частного партнерства 7

         1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10

      2. Практика использования государственно-частных партнерств 13

         2.1 Зарубежный опыт 13

         2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных  19

             партнерств в России

      Заключение 26

      Список  использованной литературы 28

 

       Введение

      Неотъемлемым  условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития и приращения общественного богатства. В последние десятилетия в экономике ряда развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти, обычно называемое партнерством.

      Государственно-частное партнерство – новое и модное выражение в современной управленческой практике. Однако его содержание и уж тем более способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно полно. Актуальность темы вызвана повышенным   интересом к ней в органах государственной власти. Тема достаточно подробно рассматривалась в рамках Совета по конкурентоспособности, особенно применительно к транспортным инфраструктурам. Впоследствии для ее развития были осуществлены некоторые организационные мероприятия, например, созданы экспертные советы в рамках некоторых органов исполнительной власти. Теме развития государственно-частного партнерства уделяется много внимания на государственном уровне, на него возлагаются большие надежды.

      Цель  данной работы: выявление принципов  деятельности государственно-частного партнерства.

      Для достижения цели поставлены следующие  задачи: рассмотреть особенности  государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную  характеристику развития в России и  за рубежом.

 

       Глава 1. Теоретические основы

      1.1 Особенности государственно-частного партнерства

      В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения  в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности  и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

      Государственно-частное  партнерство представляет собой  соглашение между государством и  бизнесом. Предметом такого соглашения является предоставление частной компании прав пользования государственным  или муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого соглашения. Благодаря  соглашению о партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйствующих субъектов – государства, которое обладает огромным потенциалом собственности, и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффективные методы хозяйствования.

      Термин  “государственно-частное партнерство” является дословным переводом английского  выражения “public private partnerships”. Как в зарубежных странах, так и в России иногда используется термин «частно-государственное партнерство». Делается это для того, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в таких проектах. Однако, исходя из смысла ГЧП и современных российских реалий для России более справедливым будет, термин «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства.

      Для государства ГЧП – это способ привлечения частного капитала к  финансированию и управлению той  собственностью, которую государство  оставляет за собой. Для бизнеса ГЧП – это способ получения надежной прибыли на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством. При разумной организации дела и соответствующем правовом оформлении ГЧП будет выгодно и для государства, и для бизнеса, и для граждан.

      В соответствии с либеральной концепцией государства должно быть как можно  меньше в экономике. Последователи  этой концепции – многие страны, включая Россию. Наиболее простые  методы ее реализации – приватизация. Итоги такого подхода в основном негативные. В результате масштабной смены собственников происходит рассогласование государственных (общественных) целей и частных интересов. Для исправления ситуации понадобились другие формы. Поэтому не случайно, что государственно-частное партнерство появилось и нашло наибольшее распространение именно в “приватизированных” странах.

        Государственно-частные партнерства не отменят приватизацию. Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность. Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая «полуприватизация», с которой часто отождествляют государственно-частное партнерство. Это дает основание рассматривать партнерство в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации.

      В соответствии с западноевропейской традицией формально приватизированное  предприятие, т.е. предприятие, на 100% принадлежащее  государству, но работающее в частной организационно-правовой форме (акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью) не считается партнерством. В равной степени не считается партнерством и самостоятельное частное предприятие, заключающее с публичной властью стандартный контракт на поставку социально значимой продукции или услуг. Основным признаком государственно-частного партнерства является участие в публично-частной кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости. В свою очередь, процесс создания этой добавленной стоимости в значительной степени ориентируется на степень перераспределения задач и рисков между государственным (публичным) и частным партнерами. При этом каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью.

      Отношения государственно-частного партнерства  имеют следующие характеристики:

  • сравнительно длительные сроки действия – от 10-15 до 20 и более лет;
  • специфика финансирования проектов: соответствующие фонды могут формироваться за счет частных инвестиций, дополняться, нередко значительно, государственным финансированием, а также в результате совместного инвестирования целого ряда участников;
  • распределение ответственности между партнерами: государство обычно формулирует цели проекта с позиций интересов общества, определяет стоимостные и качественные параметры продукта и услуг, осуществляет мониторинг за реализацией проекта; его партнер занимается преимущественно оперативной деятельностью на разных стадиях проекта – разработки, финансирования, строительства объекта, реализации услуг;
  • разделение рисков между участниками соглашения в соответствии с возможностями каждой из сторон максимально успешно управлять теми или иными из них.

      Одна  из важных черт партнерств – добровольный порядок участия партнеров в совместных проектах и акциях, гарантирующий соблюдение интересов каждого из них; отсутствие любого административного, экономического и т.п. давления или принуждения с той или иной стороны.

      Объемы  и динамика кооперации ресурсов и хозяйственной деятельности партнерств определяются мотивированностью их участников на сотрудничество в тех или иных формах и масштабах. Для бизнеса в партнерских отношениях открываются дополнительные возможности рыночной экспансии: он получает доступ в целый ряд весьма перспективных рыночных сфер, ранее для него либо закрытых, или не привлекательных вследствие высоких регулятивных барьеров. Для него важна и сравнительная стабильность рынков на период действия партнерства, а это в остро конкурентной и динамично меняющейся хозяйственной среде немаловажный фактор конкурентоспособности. При соблюдении условий соглашения частный предприниматель обычно рассчитывает на получение гарантированной нормы прибыли на протяжении достаточно длительного времени. К тому же перед ним открываются возможности увеличения этого показателя за счет внедрения технологических инноваций, эффективных организационно-управленческих решений и других способов экономии ресурсов и повышения качества обслуживания. Интерес некоммерческих организаций к сотрудничеству заключается в расширении источников финансирования и других поступлений для реализации их миссии – предоставления разнообразных услуг, востребованных обществом, производство которых в большинстве случаев невыгодно бизнесу и не финансируется государством вообще или в должных размерах. Участие государства мотивируется необходимостью смягчения или ликвидации растущего дисбаланса между потребностями общества в услугах социальной и производственной инфраструктуры и уровнем их развития в условиях нарастающих финансовых ограничений. Оно диктуется и общими целями повышения эффективности общественного сектора: с вовлечением бизнеса в совместные проекты в хозяйственной практике быстрее осваиваются те или иные элементы и механизмы рыночной системы, коммерческие подходы, что позволяет более продуктивно использовать ресурсы и предоставлять услуги широким слоям без нарушения базовых принципов системы социальных гарантий. Примечательно, что сильные в первые годы реформирования государства финансовые мотивы использования системы государственно-частного партнерства в дальнейшем устойчиво оттеснялись на более скромное место целями повышения эффективности производства общественных услуг, максимизации отдачи от затраченных ресурсов, что в конечном счете смягчало остроту проблемы финансового и вообще ресурсного обеспечения общественного сектора и приносило многие другие выгоды.

      Современная модель партнерства отличается расширением  числа его потенциальных участников: их состав особенно весомо пополняется за счет разного рода негосударственных структур – некоммерческих фондов и учреждений самого разного профиля – социальных, финансовых, консультационных, образовательных, медицинских, религиозных, этнических, выражающих широкий спектр интересов гражданского общества. Совместный проект может осуществляться усилиями десятков или даже сотен участников. 

    1.2 Формы государственно-частного партнерства

      Государственно-частное  партнерство имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

      Другой  формой партнерства государства и бизнеса являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

      Соглашения  о разделе продукции (СРП) — форма  ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

      Еще одной широко распространенной в  России формой государственно-частного партнерства являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Так, например, доля государства в акционерном капитале ОАО “Газпром” составляет 38,4%, а РАО “ЕЭС России” – 52,7%.

Информация о работе Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности