Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:55, курсовая работа
Цель данной работы: выявление принципов деятельности государственно-частного партнерства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную характеристику развития в России и за рубежом.
Введение 3
1. Теоретические основы 4
1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4
1.2 Формы государственно-частного партнерства 7
1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10
2. Практика использования государственно-частных партнерств 13
2.1 Зарубежный опыт 13
2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных 19
партнерств в России
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы 4
1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4
1.2 Формы государственно-частного партнерства 7
1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10
2. Практика использования государственно-частных партнерств 13
2.1 Зарубежный опыт 13
2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных 19
партнерств в России
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
Неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития и приращения общественного богатства. В последние десятилетия в экономике ряда развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти, обычно называемое партнерством.
Государственно-частное партнерство – новое и модное выражение в современной управленческой практике. Однако его содержание и уж тем более способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно полно. Актуальность темы вызвана повышенным интересом к ней в органах государственной власти. Тема достаточно подробно рассматривалась в рамках Совета по конкурентоспособности, особенно применительно к транспортным инфраструктурам. Впоследствии для ее развития были осуществлены некоторые организационные мероприятия, например, созданы экспертные советы в рамках некоторых органов исполнительной власти. Теме развития государственно-частного партнерства уделяется много внимания на государственном уровне, на него возлагаются большие надежды.
Цель данной работы: выявление принципов деятельности государственно-частного партнерства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную характеристику развития в России и за рубежом.
Глава 1. Теоретические основы
1.1 Особенности государственно-частного партнерства
В
последние годы во всем мире происходят
значительные институциональные изменения
в отраслях, которые раньше всегда
находились в государственной
Государственно-частное партнерство представляет собой соглашение между государством и бизнесом. Предметом такого соглашения является предоставление частной компании прав пользования государственным или муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого соглашения. Благодаря соглашению о партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйствующих субъектов – государства, которое обладает огромным потенциалом собственности, и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффективные методы хозяйствования.
Термин
“государственно-частное
Для государства ГЧП – это способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой. Для бизнеса ГЧП – это способ получения надежной прибыли на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством. При разумной организации дела и соответствующем правовом оформлении ГЧП будет выгодно и для государства, и для бизнеса, и для граждан.
В соответствии с либеральной концепцией государства должно быть как можно меньше в экономике. Последователи этой концепции – многие страны, включая Россию. Наиболее простые методы ее реализации – приватизация. Итоги такого подхода в основном негативные. В результате масштабной смены собственников происходит рассогласование государственных (общественных) целей и частных интересов. Для исправления ситуации понадобились другие формы. Поэтому не случайно, что государственно-частное партнерство появилось и нашло наибольшее распространение именно в “приватизированных” странах.
Государственно-частные
В
соответствии с западноевропейской
традицией формально
Отношения
государственно-частного партнерства
имеют следующие
Одна из важных черт партнерств – добровольный порядок участия партнеров в совместных проектах и акциях, гарантирующий соблюдение интересов каждого из них; отсутствие любого административного, экономического и т.п. давления или принуждения с той или иной стороны.
Объемы и динамика кооперации ресурсов и хозяйственной деятельности партнерств определяются мотивированностью их участников на сотрудничество в тех или иных формах и масштабах. Для бизнеса в партнерских отношениях открываются дополнительные возможности рыночной экспансии: он получает доступ в целый ряд весьма перспективных рыночных сфер, ранее для него либо закрытых, или не привлекательных вследствие высоких регулятивных барьеров. Для него важна и сравнительная стабильность рынков на период действия партнерства, а это в остро конкурентной и динамично меняющейся хозяйственной среде немаловажный фактор конкурентоспособности. При соблюдении условий соглашения частный предприниматель обычно рассчитывает на получение гарантированной нормы прибыли на протяжении достаточно длительного времени. К тому же перед ним открываются возможности увеличения этого показателя за счет внедрения технологических инноваций, эффективных организационно-управленческих решений и других способов экономии ресурсов и повышения качества обслуживания. Интерес некоммерческих организаций к сотрудничеству заключается в расширении источников финансирования и других поступлений для реализации их миссии – предоставления разнообразных услуг, востребованных обществом, производство которых в большинстве случаев невыгодно бизнесу и не финансируется государством вообще или в должных размерах. Участие государства мотивируется необходимостью смягчения или ликвидации растущего дисбаланса между потребностями общества в услугах социальной и производственной инфраструктуры и уровнем их развития в условиях нарастающих финансовых ограничений. Оно диктуется и общими целями повышения эффективности общественного сектора: с вовлечением бизнеса в совместные проекты в хозяйственной практике быстрее осваиваются те или иные элементы и механизмы рыночной системы, коммерческие подходы, что позволяет более продуктивно использовать ресурсы и предоставлять услуги широким слоям без нарушения базовых принципов системы социальных гарантий. Примечательно, что сильные в первые годы реформирования государства финансовые мотивы использования системы государственно-частного партнерства в дальнейшем устойчиво оттеснялись на более скромное место целями повышения эффективности производства общественных услуг, максимизации отдачи от затраченных ресурсов, что в конечном счете смягчало остроту проблемы финансового и вообще ресурсного обеспечения общественного сектора и приносило многие другие выгоды.
Современная
модель партнерства отличается расширением
числа его потенциальных
1.2 Формы государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.
Другой формой партнерства государства и бизнеса являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.
Соглашения о разделе продукции (СРП) — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.
Еще одной широко распространенной в России формой государственно-частного партнерства являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Так, например, доля государства в акционерном капитале ОАО “Газпром” составляет 38,4%, а РАО “ЕЭС России” – 52,7%.
Информация о работе Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности