Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявление принципов деятельности государственно-частного партнерства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную характеристику развития в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы 4

1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4

1.2 Формы государственно-частного партнерства 7

1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10

2. Практика использования государственно-частных партнерств 13

2.1 Зарубежный опыт 13

2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных 19

партнерств в России

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

ГЧП как механизм инвестиционной деятельности.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

      В сфере образования, как известно, поддержана инициатива предпринимателей по финансированию крупнейших университетов  посредством создания специальных  фондов развития. В сельском хозяйстве, к примеру, намечено привлекать частные инвестиции в объемах до 94% от общей доли предполагаемых вложений. Привлечение органами государственной власти представителей бизнеса, общественных организаций к участию в реализации национальных проектов способствует выявлению "болевых точек" в данных отраслях, реальному изменению ситуации, совершенствованию обратных связей, повышению уровня доверия к власти.

      По  проблемам обеспечения выполнения данных проектов проводятся публичные  мероприятия: общественные обсуждения, круглые столы, на которых вырабатываются конкретные рекомендации для органов власти, объединений бизнеса, общественных организаций по перспективам развития отраслей в рамках национальных проектов.

      Применение  механизмов государственно-частного партнерства  способно обеспечить в первую очередь возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования. Во-вторых, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты. Обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг), возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий, повышение качества обслуживания конечных пользователей. Наконец, дают возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью. 

 

       Заключение

      Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг.

      Преимущества  проектов государственно-частного партнерства:

  • привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты государственного значения;
  • сокращение государственных расходов на содержание (эксплуатацию) объектов инфраструктуры;
  • разделение рисков проекта между государством и частными инвесторами;
  • обеспечение экономически эффективного управления реализацией проекта путем передачи управленческих функций частному инвестору;
  • привлечение современных, высокоэффективных технологий в развитие инфраструктуры;
  • улучшение инвестиционного климата.

      ГЧП привлекательны для деловых кругов, т.к. во-первых, они получают доступ к традиционно-государственной сфере; во-вторых, получают прямую государственную  поддержку; в-третьих, имеют возможность  долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии; в-четвертых, могут использовать зарубежный опыт; кроме того,  имеют возможность выбирать из большого числа проектов.

      Для государства выгодно использовать ГЧП, т.к. это способствует решению  системных проблем развития (неразвитость инфраструктуры, энергетики, ЖКХ и т.д.); снижению бюджетных затрат за счет привлечения средств; повышению качества и эффективности работ и услуг; увеличению поступлений от налогов и других выплат в бюджет; повышению инвестиционной и инновационной активности; повышению уровня конкуренции, снижению тарифов, что в свою очередь приводит к укреплению социальной стабильности. Помимо этого, привлекательна возможность разделить риски, переложить их на партнеров.

      Наиболее  распространенными формами ГЧП  являются:

  • контрактное управление (в том числе аренда);
  • предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса;
  • концессия.

      Первые  две формы достаточно широко используются в российской практике. Так, для развития арендной формы ГЧП в России сформирована необходимая нормативно-правовая база. Регулирование отношений в этой сфере осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

      Концессии являются наиболее перспективной формой ГЧП. В отличие от арендных отношений  они носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Кроме того, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений.

      При реализации проектов государственно-частного партнерства задействуются разнообразные конкретные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в т.ч. строительство, эксплуатация, управление и пр.

     Разнообразие  механизмов, форм и методов государственно-частного партнерства позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с публичным интересом. В отраслях производственной, транспортной и социальной инфраструктуры применяются все варианты концессионных соглашений, совместные предприятия с участием государственного и частного капитала, а также проекты, основанные на договорах гражданского и публичного права.

     Многие  страны мира для реализации крупных  государственных проектов используют проекты государственно-частного партнерства. В России только развивается такая практика, но имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственно-частного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса.

Информация о работе Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности