Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:55, курсовая работа
Цель данной работы: выявление принципов деятельности государственно-частного партнерства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности государственно-частного партнерства, изучить его формы и механизмы, а также провести сравнительную характеристику развития в России и за рубежом.
Введение 3
1. Теоретические основы 4
1.1 Особенности государственно-частного партнерства 4
1.2 Формы государственно-частного партнерства 7
1.3 Механизмы государственно-частного партнерства 10
2. Практика использования государственно-частных партнерств 13
2.1 Зарубежный опыт 13
2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных 19
партнерств в России
Заключение 26
Список использованной литературы 28
+ – заключенные сделки
О
– объявленные сделки
2.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частных
партнерств в России
Сотрудничество между государственными учреждениями и частными предприятиями, организациями существует в современной России более пятнадцати лет. Но оно длительное время представляло собой бессистемный, хаотичный процесс, получало противоречивую оценку, а поэтому особого внимания к его анализу со стороны политиков, ученых и практиков не проявлялось за исключением сферы социально-трудовых отношений, где социальный диалог приобрел конкретные институциональные формы.
О необходимости развития государственно-частного партнерства в нашей стране достаточно четко говорится в Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию РФ, с которым он выступил 10 мая 2006 г. Президент РФ, в частности, подчеркнул, что государство рассчитывает на "рост предпринимательской инициативы во всех сферах экономики.. Новые возможности для этого дают концессионные механизмы,.. технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создаётся"
Развитию государственно-частного партнерства в нашей стране мешает отсутствие адекватного законодательства и нормативных документов. Привлечение частных компаний для реализации крупных проектов в сфере транспортной и социальной инфраструктуры требует разработки соответствующей нормативно-правовой базы, которая начала создаваться. В 2005-2006 гг. приняты Законы РФ: "О концессионных соглашениях" (июль 2005 г.), "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (декабрь 2005 г.), "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд" (июль 2005 г), "Об автономных учреждениях" (ноябрь 2006 г.), "О внесении изменений в Федеральный Закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты РФ" (ноябрь 2006 г.). Кроме того, в Госдуме обсуждаются проекты законов: "О государственных (муниципальных) некоммерческих организациях", "О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки", которые предполагают, в том числе и создание механизмов регулирования государственно-частного партнерства.
Важная
роль в реализации национальных проектов
отводится социальному диалогу,
межсекторному государственно-
Перед органами государственной власти поставлена задача совершенствования законодательства, стимулирующего участие бизнеса и некоммерческих организаций, создания необходимых гарантий как со стороны государства, так и бизнеса в реализации национальных проектов. Намечено организовать работу по созданию таких механизмов на уровне Правительства РФ. В партнерстве главнейшим является взаимное доверие сторон. Государство, участвуя в партнерстве с бизнесом и некоммерческими организациями, дает сигнал, что оно направляет их усилия в общественно-полезную сферу. Каждый конкретный пример данного партнерства - это свидетельство реализации общественных интересов, увеличения вложений в развитие ресурсов жизнеобеспечения, в накопление социального капитала.
Препятствиями для эффективного функционирования государственно-частного партнерства в первую очередь являются изношенность инфраструктуры, вопрос разграничения прав собственности. Для обеспечения эффективного функционирования системы государственно-частного партнерства на сегодняшний день необходимо обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании программ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих по направлению государственно-частного партнерства. Большое внимание уделяется повышению профессионального уровня «на местах», осуществлению консультационной поддержки реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях. Большое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса: программы развития предпринимательства, бизнес-инкубаторы, другие механизмы — все это должно оказывать положительное влияние на формирование институциональной среды для развития государственно-частного партнерства.
Отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом в инновационной сфере является существенным препятствием, требует тщательного изучения опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей ГЧП, а также выработки подходов к решению этой проблемы.
Основным риском как для государства, так и для частного сектора является несоблюдение партнерами принятых в рамках взаимодействия обязательств, а также проблемы, связанные с ошибками в сроках окупаемости финансируемых проектов, оценке их рентабельности.
В социально-политическом аспекте выражается обеспокоенность тем, что государственно-частное партнерство может стать очередным этапом приватизации государственных предприятий и учреждений социальной сферы. А это в конечном итоге приведет к резкому повышению оплаты за социальные услуги, в том числе в сферах образования, здравоохранения.
Предприниматели, в свою очередь, опасаются усиления роли государства и его вторжения в бизнес-сферу. В этой связи они высказывают суждения о том, что государство, овладев капиталом и новыми технологиями, используя административный ресурс, может стать триумфатором в конкуренции с бизнесом. К тому же, в случае наметившихся экономических потерь, государство может увеличить налоги и пошлины с налогоплательщиков, что соответственно негативно отразится на интересах частного бизнеса.
Необходимыми
условиями для активного
Для эффективного партнерства государства и бизнеса нужны в первую очередь долговременные и понятные правила игры. Поэтому наиболее актуальна в настоящее время разработка специального федерального закона о государственно-частных партнерствах. Формирование партнерств должно опираться на четкие юридические нормы относительно собственности, налогообложения и регулирования возможных конфликтов.
Внутри Минэкономразвития
На сегодняшний день комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) является наиболее уязвимым местом российской экономики. Его состояние — источник возможных структурных, техногенных и иных кризисов и катастроф. Основные фонды крайне изношены. За последние 10–15 лет практически не осуществлялось инвестиций в развитие инфраструктуры, не строились новые мощности. Даже в условиях продолжающегося в течение последних лет экономического роста в России не наблюдается адекватного увеличения производства и массированного притока инвестиций в производственную инфраструктуру.
Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе государственно-частного партнерства. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти.
Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения – поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой.
Государственно-частное партнерство получило активное развитие во многих регионах. К примеру, в Красноярском крае на его основе реализуется пилотный проект, представляющий собой, как констатирует губернатор края А. Хлопонин, т.н. "корпорацию развития", в которую включены источники федерального, регионального бюджетов и частного бизнеса. Структуры частного бизнеса в данном проекте представляют "Роснефть", "Базелом", ряд других крупных компаний, в том числе металлургической отрасли. На первом этапе реализации данного проекта государство инвестирует 800 млн. долл., а частный бизнес - 5 млрд. долл. С учетом нефтегазового комплекса бизнес вложит свыше 22 млрд. долл., из них около 4 млрд. долл. составят инфраструктурные инвестиции.
В
России имеется огромный, мало используемый
пока потенциал государственно-
Конечно, очевидно достигаемая в рамках государственно-частных партнерств экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение. Однако не менее значимыми станут и другие возможные эффекты – привнесение в публичный сектор экономики и смежные с ним сферы предпринимательского опыта и традиций эффективного управления, расширение инвестиционных возможностей на местном уровне и многое другое. Однако одного понимания большого потенциала, заложенного в механизмах государственно-частного партнерства, явно недостаточно, Необходимо проделать объемную и сложную работу по улучшению неустойчивой и несовершенной еще правовой среды, особенно в сфере защиты прав собственности, борьбы с коррумпированностью чиновничьего аппарата. Не в последнюю очередь следует добиться прогресса в организации властных структур на уровне местного самоуправления. Без успешного решения этих задач невозможно не только эффективно организовать взаимоотношения частного бизнеса и государственной власти, но и вообще добиться видимого прогресса в создании современной развитой рыночной экономики.
Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Создаваемый институт будет способствовать росту инвестиций в производственную и транспортную инфраструктуры экономики (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов), жилищно-коммунальное хозяйство. Большую роль здесь начинает выполнять институт концессионных соглашений и Инвестиционный фонд.
Использование
инструментов государственно-частного
партнерства будет
Информация о работе Государственно-частное партнерство как механизм инвестиционной деятельности