Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

- выделить приоритеты государственного регулирования АПК

- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Современное состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая грэ моё.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

    1. Методы государственного регулирования аграрной сферы
    2. Приоритеты регулирования аграрной среды
    3. Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

2.1 Современное  состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный  опыт в формировании государственного  регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью изучения государственного регулирования экономики аграрной сферы.

     Под государственным регулированием развития АПК понимаются целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы.

     Необходимость включения государства в регулирование  аграрной среды вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенствами рынка, противоречиями, возникающими на нем.

     Знание  потенциала и пределов использования  государственного регулирования важно, поскольку оно изменяет внешнюю  экономическую среду, в которой  действуют производители сельскохозяйственной продукции и фирмы АПК, особенно в России, где его развитию уделяется особое внимание.

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику, в частности на агропромышленный комплекс страны. Среди методов государственного регулирования нет совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Вопрос состоит в том, чтобы определить зоны аграрного сектора, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

     Всё вышеперечисленное определяет актуальность данного исследования.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования аграрной сферы страны. Предмет исследования – аграрные отношения в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности АПК и их государственное регулирование. Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -   выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

     -      выделить приоритеты государственного  регулирования АПК 

     - определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

         - рассмотреть процесс  развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

         - рассмотреть зарубежный  опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

     - определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

     Методологической  основой исследования является системный  подход к предмету исследования, реализуемый  посредством таких общенаучных  методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.

     Данная  тема хорошо разработана в научной  литературе в связи с тем, что  актуальность темы достаточно высока.

     Информационной  базой данной работы послужили различные учебные пособия по государственному регулированию экономики, статьи периодических изданий, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ. 

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ 

    1. Методы  государственного регулирования аграрной среды
 

        Государственное регулирование развития аграрного сектора экономики – это целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в аграрной сфере с помощью издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются преимущественно экономические методы, такие как закупочная, ценовая, страховая, налоговая, внешнеэкономическая и кредитная политика. [6]

       Регулирование АПК представляет собой сложную систему правовых, экономических, организационно-административных, а так же социальных мероприятий.

     Необходимость государственного регулирования аграрного сектора состоит в том, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.

     Острый  дефицит финансовых и материальных ресурсов, низкий уровень техники, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость агропромышленной отрасли обусловливают необходимость её государственной поддержки.

     С учетом конституционного распределения  полномочий субъекты 
Федерации активно разрабатывают и принимают акты по вопросам агропромышленного комплекса, используют иные способы формирования аграрного законодательства.

     Согласно  закону Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ф3., реформирование АПК в системе новых экономических отношений должно включать государственное регулирование аграрного сектора экономики.

     Реализация  государственного регулирования аграрной сферы экономики осуществляется при помощи определённых методов, наиболее важная часть которых находит  правовое выражение.

     К методам государственного регулирования  аграрных отношений принято относить: реализацию бюджетной, налоговой, кредитной  политики, регулирование цен, разработку и реализацию целевых комплексных программ в области АПК, антимонопольное регулирование, применение балансового метода, который предполагает обеспечение баланса производства различных секторов АПК, и нормативного метода, предусматривающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства.

     Рассмотрим  более подробно основные методы государственного регулирования аграрной сферы.

     Бюджетная политика осуществляет регулирование  аграрного комплекса по определённым направлениям:

     - разработка государственного бюджета должна исходить из приоритетов развития АПК, первоочередного выделения средств на реализацию целевых комплексных программ по становлению агропромышленного производства;

     -компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений комбикормов специализированными агропромышленными предприятиями;

     - финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорация земель, ветеринарному обслуживанию;

     -   финансирование капитальных вложений  в развитие науки и техники;

     - создание специальных фондов  государственной поддержки товаропроизводителей;

     - перепрофилирование убыточных и  неперспективных производств;

     -осуществление государственной поддержки становления и реформирования сельскохозяйственных предприятий, формирование производственной инфраструктуры;

     Совершенствование налоговой политики в агропромышленном комплексе предполагает:

     - уменьшение налогооблагаемой базы  для земельного налога на величину  собственных средств, вложенных  в улучшение земли, расширение  и развитие производства;

     - введение льгот по налогообложению  для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, вкладывающих свои средства в  развитие сельского хозяйства,  перерабатывающей промышленности  и социальной сферы;

     - снижение ставки налога на  добавленную стоимость на средства  производства, поставляемые селу, и  на основные продовольственные  товары.

     Налоговая политика в агропромышленном комплексе базируется на взимании следующих видов налогов:

  • земельный налог введен для сельских товаропроизводителей в виде рентного платежа, составляющий основу налогообложения.
  • налог на добавленную стоимость является новым видом налога для АПК и регулируется Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991г. №1992-1. он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
  • налог на прибыль должна платить определенная часть предприятий АПК. Ставка налога устанавливается в размере 35% от прибыли (13% - в федеральный бюджет, 22% - в бюджеты субъектов Федерации). В соответствии с Законом Российской Федерации «о налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991г. № 2116-1 прибыль предприятий различных форм собственности от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не облагается налогом. Сельскохозяйственные предприятия обязаны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности (в том числе доходы по акциям других предприятий – 15% от суммы дивидендов).
  • подоходным налогом облагается валовой доход крестьянского (фермерского) хозяйства физических лиц на основе Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991г. № 1998-1. для крестьянских (фермерских) хозяйств данный вид налога исчисляется на основе валового дохода, уменьшенного на сумму затрат, включаемых в себестоимость продукции, кроме затрат на оплату труда, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Доходы от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции налогом не облагается. Подоходный налог уплачивается в размере 12-40% от годового дохода. [6]

     Кредитная политика, осуществляет поддержку предприятий и организаций АПК, реализует в удешевлении процентов по ссудам, в возмещении платежей в счет основного долга, в своевременном выделении централизованных льготных кредитных ресурсов. Гарантом получения целевых централизованных кредитов выступает государство (ст.11 Закона «Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей»). Размеры кредитов, уровень процентных ставок, сроки погашения и меры ответственности за его использование и возврат определяются на договорной основе между ссудозаемщиками и Центробанком РФ (по централизованным кредитам), коммерческими банками.

     Регулирование цен предусматривает сочетание свободных рыночных (договорных) цен, регулируемых гарантированных цен и дотаций по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Рыночные (договорные) цены складываются из спроса и предложения. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. должны обеспечивать уровень рентабельности, достаточный для расширения воспроизводства. Гарантированные цены выполняют страховую функцию по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных. Они применяются для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям и при расчетах по реализации продукции государству по согласованию с товаропроизводителями и в пределах квот, определяемых на федеральном и региональном уровнях.

     Размеры, сроки действия дотаций и компенсаций, виды сельскохозяйственной продукции, на которую они устанавливаются, определяются органами трудовой власти. Дотации и компенсации, сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачиваются  как из федерального бюджета, так  и из бюджетов субъектов Федерации, в зависимости от степени решаемости задач.

     Величина  гарантированных цен, ценовых дотаций  и компенсаций, залоговых ставок рассчитывается на основе целевых цен, которые определяются Минсельхозпродом РФ. Целевая цена - расчетная величина (нормативный индикатор), обеспечивающая с учетом неценовых государственных  форм поддержки паритетное соотношение  цен на промышленную сельскохозяйственную продукцию в зонах массового  товарного производства, уплату налогов  и обязательных платежей, процентов  по кредиту (на уровне средних действующих  ставок), получение сельскохозяйственными  товаропроизводителями личного  дохода на уровне не ниже среднего по народному  хозяйству и прибыль, достаточную  для воспроизводства.

Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики