Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

- выделить приоритеты государственного регулирования АПК

- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Современное состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая грэ моё.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)

     Основными принципами формирования эффективной  системы стимулирования рационально  использования земель и их охраны могут быть:

     -правовые  и экономические гарантии владения  и пользования землёй;

     -гарантированное  право распоряжения результатами  своего труда;

     -приоритет  стимулирующих и экономических  мер по улучшению использования  земель и их охране над запретительными  и наказуемыми.

     Сама  по себе система экономического регулирования  земельных отношений и управления земельными ресурсами не может быть реализована в отрыве от нормативно-правовой базы, при которой допускается  принимать управленческие решения  исходя из взаимной экономической заинтересованности землевладельцев и общества. Поэтому  разработка и освоение соответствующего рыночному хозяйству экономического механизма регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в качестве первоочередных мер включают:

     -нормативно-правовое  обеспечение;

     -совершенствование  системы платежей на землю;

     -упорядочение  и дальнейшее совершенствование  арендных отношений;

     -разработку  системы компенсационных выплат  при изъятии земель для государственных  и общественных нужд, изменении  целевого назначения земель;

     -разработку  принципиально новой системы  денежной оценки земли;

     -подготовку  к формированию регулируемого  земельного рынка, включая систему  залога земель сельскохозяйственного  назначения, систему экономической  оценки земельных участков и  установление нормативных (базовых)  значений цены земель;

     -создание  соответствующей инфраструктуры  и информационного обеспечения,  включающего систему земельного  кадастра, регистрации прав на  земельные участки и т.п.;

     -разработку  и введение системы ограничений,  исключающих возможность нерационального  использования земель сельскохозяйственного  назначения, развития спекуляции  и латифундизма;

     -разработку  и введение системы экономических  и административно-правовых санкций  за нарушение в сфере землепользования;

     -соответствующие  институциональные преобразования  в системе управления земельными  ресурсами. [6]

     Приведённые соображения определяют концептуальную направленность разработки вопросов формирования рынка земли и платежей за земельные  ресурсы. В свою очередь правовое обеспечение должно установить размеры  и порядок взимания земельного налога, порядок использования средств, поступающих от его уплаты, обязанности  и ответственность участников земельных отношений, принципы и методологию определения земельной ренты и цены земли.

     Основа  экономического механизма регулирования  земельных отношений и управления земельными ресурсами – платность  землепользования. Она как метод  экономического регулирования земельных  отношений реализована в Российской Федерации начиная с 1991г. С принятием  закона РФ от 11 октября 1991г. № 1738-1 «О плате  за землю». Однако установленные ставки земельного налога и принципы их определения  неадекватны по своему содержанию системе  складывающихся земельных отношений. Ставки земельного налога устанавливаются  на основе несопоставимой разобщённости  ведомственной кадастровой информации по землям разного целевого назначения.[6] 

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды 

     Формировании системы эффективных форм и методов государственного регулирования АПК на настоящее время является одной из наиболее важных задач.

     Сейчас  в регулировании аграрной сферы  страны существуют значительные проблемы, которые без государственного внимания и поддержки достаточно сложно решить.

     В последнее время появились различные подходы к управлению АПК - от совершенно свободного сельскохозяйственного рынка до методов жесткого государственного контроля за производственной деятельностью хозяйств.         

     Система государственного регулирования должна сочетать административные и экономические  методы, быть гибкой и многовариантной  по отношению к хозяйствам различных  форм собственности, и решить основную проблему - наиболее гармонично сочетать интересы всего общества и отдельного товаропроизводителя [4].

     В сегодняшних условиях необходимо определить принципы взаимоотношений государства и сельских товаропроизводителей, а затем в соответствии с ними разработать систему методов государственного регулирования аграрного сектора экономики, исключить в производстве продуктов любой монополизм, кроме государственного, но при сочетании государственных закупок сельхозпродукции и свободной продажи на рынке. Основой взаимоотношений должно быть соглашение по объемам закупки государством продукции, по срокам, качеству и ценам на нее.    Усовершенствование нужно производить по следующим направлениям:

     1) финансовая поддержка устойчивости  доходов товаропроизводителей:

- квотирование  производителей продукции и сбыта;

- дотации  и компенсации;

- гарантированная  минимальная цена, введение залоговых  цен;

- льготное, научно-обоснованное кредитование  и налогообложение;

- страхование;

- закупка  продовольствия в федеральные  и региональные фонды;

- поддержание  устойчивого платежеспособного  спроса населения;

- защита  от тотальной интервенции иностранных  конкурентов;

- государственная  гарантия кредитов.

     2) правовое обеспечение:

- принятие недостающих законодательных  актов;

- улучшение  качества действующих законодательных  актов;

- создание  целостной системы не противоречащих  друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых  актов.

      3) материально-техническая поддержка:

- отработка  механизма лизинга;

- долевое  финансирование при производстве  качественно новой  

техники и внедрении ключевых технологий;

- льготное  кредитование, налогообложение, ускоренная  амортизация при производстве  и использовании новой техники.

          4) инфраструктурное обеспечение:

- принятие  обоснованных нормативных актов  по созданию инфраструктуры, работающей  в интересах повышения устойчивости  функционирования АПК;

- создание  маркетинговой системы обслуживания;

- создание  системы оптовых и розничных  рынков;

- создание  системы товарных бирж, ярмарок,  опционов и т.д.;

- создание  системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков.

          5) поддержка во внешнеэкономической деятельности:

- маркетинговое  обслуживание для выхода на  внешний рынок в качестве экспортёров,  нахождение стратегических зарубежных  инвесторов, импорта нового оборудования  и т.д.;

- обеспечение  продовольственной безопасности  с помощью системы таможенных  тарифов, компенсационных сборов, налогов и т.д. на импортируемые  продовольственные товары;

- создание  благоприятного климата для иностранного  инвестора в сфере производства, создания совместных предприятий;

- государственные  гарантии для иностранных кредиторов  при импорте передовой техники  и технологии;

- демпинговая  политика при экспорте конкурентоспособных  сельскохозяйственных товаров на  международном рынке.

      6) научное обеспечение:

- финансирование  ключевых направлений науки по  проблемам устойчивости АПК;

- финансирование  затрат на воспроизводство научных  кадров;

- финансирование  затрат на разработку ключевых  технологий и техники на инвестиционной  основе, отвечающей мировым стандартам;

- оказание  поддержки в формировании рынка  нововведений путём стимулирования  заказов на наукоёмкую продукцию,  организации технопарков, техноинкубаторов  и т.д.;

- частичное  финансирование научно-методического  консультирования.

     7) кадровое обеспечение АПК:

- организация  системы государственной подготовки  и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных  подразделений АПК путём финансирования  уровня подготовки до необходимых  стандартов;

- создание  нормативно-правовой базы для  функционирования частных учебных  заведений, осуществляющих подготовку  и повышение квалификации кадров  АПК на уровне соответствующих  мировых стандартов [3].

     Итак, система государственного регулирования в аграрной сфере экономики страны, которая обеспечит её устойчивое и многофункциональное развитие, должна сочетать административные, правовые и экономические методы, быть гибкой и многовариантной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики явились целью данной курсовой работы.

     В работе были выделены методы государственного регулирования аграрной сферы экономики, приоритеты государственного регулирования АПК. Была определена сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды, рассмотрен процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг, рассмотрен зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений, определены пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере.

     В настоящее время АПК России находится  в сложном положении. Исходя из этого обеспечение устойчивого развития аграрной сферы является важной задачей, эффективная реализация и формирование которой невозможны без государственного вмешательства.

     Аграрная  политика должна быть ориентирована  на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать  все формы хозяйствования, которые  обеспечивают наиболее эффективное  использование ресурсов и прирост  производства сельскохозяйственной, в  особенности товарной, продукции.

     Система государственного регулирования аграрной сферы должна сочетать административные и экономические методы, быть гибкой и многовариантной по отношению к хозяйствам различных форм собственности, и решить основную проблему - наиболее гармонично сочетать интересы всего общества и отдельного товаропроизводителя. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Волков  А.Н. Государственное регулирование АПК в зарубежных странах / Волков А.Н. // Экономист – 2007. – №8. – 13-20с.
  2. Волынский Г. Государственное регулирование экономики. – М.: ЮНИТИ. – 2008. – 387 с.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлина В.И. – общ. ред. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 834 с.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И.Кушлина, И.А.Волгина. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 735с.
  5. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 455с.
  6. Клавдиенко В.О. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / Клавдиенко В.О. // Проблемы теории и практики управления – 2005. – 21-32 с.
  7. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие / В.А.Кундиус. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
  8. Кушмян В. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. – М.: Финансы и статистика. – 2005. – 412 с.
  9. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, - 2005. - 261с.
  10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gks.ru

Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики