Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

- выделить приоритеты государственного регулирования АПК

- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Современное состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая грэ моё.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)
 

     Из  таблицы 3 видно, что в анализируемый период общий объём производства продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос. Получены хорошие производственные показатели по отдельным отраслям животноводства. Продолжается рост яйценоскости птицы.

     Динамично развивались многие отрасли пищевой  и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятия начали активно включаться в сельскохозяйственного  производство с целью создания устойчивой сырьевой базы.

     В современных условиях развитие АПК  страны происходит неоднозначно. С  одной стороны имеют место  положительные результаты: наметился  рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны  остаются и продолжают развиваться  негативные процессы, которые преобладают  над положительными сдвигами, что  в целом позволяет оценить  положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности  потерять продовольственную независимость 

     2.3 Зарубежный опыт в формировании  государственного регулирования  АПК 

     За  годы реформ в Российской Федерации  произошло беспрецедентное падение  сельскохозяйственного производства, практически утрачена продовольственная  безопасность. Страна, занимавшая в  предреформенные годы 7-е место  по потреблению продуктов питания  на душу населения, опустилась на 42-е, оказалась  в прочной зависимости от продовольственного импорта.

     Как показывает мировой опыт, рыночная экономика сформировалась в Европе и Северной Америке, за несколько  веков эволюционного развития пройдя путь от анархичной, разрушающей, до социально  ориентированной, регулируемой рыночной экономики.

     Экономическая наука и практика доказывают необходимость  сочетания самоорганизующих механизмов рыночных отношений и государственного регулирования и контроля за использованием жизнеобеспечивающих ресурсов общества и отраслей экономики. При этом приоритетным становится системный подход в образовании  концепции формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования  экономики.

     Наиболее  актуальным и злободневным остаётся вопрос о земле. Особо важна разработка системы механизмов государственного регулирования земельных отношений. Увеличение числа собственников, владельцев и пользователей земли способствовало изменению характера управления земельными ресурсами. При этом мало внимания уделялось охране земли, ответственности землепользователей за её использование. Роль государства в осуществлении контроля за развитием земельных отношений можно признать малоэффективной.

     В мировой практике сформированы чёткие механизмы экономических отношений  в землепользовании, а также выработаны механизмы государственного регулирования. Наиболее значимыми из них являются:

     -целевое  использование земель;

     -ограничение  максимальных размеров земельных  площадей, переходящих в собственность;

     -экологические  требования, включая восполнение  плодородия земель;

     -ответственность  за нарушение земельного законодательства  и др.

     чем больше рыночные отношения развиваются  в российской экономике, тем строже должен быть контроль за развитием  земельных отношений со стороны  государства. [6]

     Государственное регулирование АПК за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития АПК, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

     В настоящее время основным содержанием  аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная  поддержка аграрного сектора  посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых  странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость  его продукции. Государственная  поддержка сельского хозяйства  и пищевой промышленности сыграла  основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время  его крупнейшими экспортерами −  в США, Канаде, странах ЕС [1].

     Выделяются  меры прямого  и косвенного субсидирования.

     К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка  доходов сельхозпроизводителей, заключающаяся в:

     -    прямых государственных компенсационных платежах;

     -    платежах при ущербе от стихийных бедствий;

     -    платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота).

     К мерам косвенного государственного регулирования АПК, применяемых за рубежом, относятся:

     - ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, 
установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия;

     - компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;

     - содействие развитию рынка, предусматривающее   выделение государственных  средств  на  разработку  и  осуществление  рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

     - содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений [10].

     К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах  относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам  хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено  с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции  непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем  случае производится частичная компенсация  убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

     Один  из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства  в развитых странах − уровень  бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение  всех ценовых и внеценовых бюджетных  дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к  ее фермерской цене [10].

     Общей основой ценообразования в АПК  зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию общественно  необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся  учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов  сельского хозяйства для дальнейшего  развития отрасли. Система ценообразования  предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК [3].

     Общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране.

     В ЕС национальные дотации предоставляются  в рамках общеевропейской дотационной  политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия  наибольшего благоприятствования  в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к  ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам. 
Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема [8].

     Итак, можно сделать вывод, что в  аграрном секторе европейская политика направлена на поддержание фермерских доходов, чёткую организацию рынков сбыта и ряда других проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АГРАРНОЙ СФЕРЫ 

3.1Перспективы государственного регулирования земельных отношений 

     В условиях перехода к рыночным отношениям особое значение приобретает решение  проблемы экономического регулирования  земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.

     Экономические интересы государства, землевладельцев  и землепользователей реализуются  в процессе государственного и рыночного  регулирования земельных отношений. Важно отметить, что рыночное регулирование  не может охватить всю систему  земельных отношений, так как  территориальная и продовольственная  безопасность Российской Федерации  требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью. [6]

     Механизм  экономического регулирования земельных  отношений – это система мер  экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев  и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования.

     В системе экономических мер можно  выделить 11 регуляторов земельных  отношений в условиях перехода к рынку: земельный налог, арендная плата за землю, рыночная цена земли, залоговая цена земли, субсидии и дотации, плата за право аренды, выплаты при изъятии земель, выплаты при консервации земель, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи, налоговое обложение.

     При этом экономический механизм регулирования  земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:

     - обеспечению относительно равных  стартовых возможностей по осуществлению  производственного процесса для  всех субъектов земельных отношений;

     -разграничению  объективных и субъективных факторов  этого процесса;

     -учёту  интересов и равноправию различных  социальных групп населения в  реализации прав земельной собственности  и различных форм землепользования;

     -стимулированию  рационального размещения и специализации  сельскохозяйственного производства;

     -использованию  земельной ренты в качестве  основы для формирования системы  экономических регуляторов с  другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, ценой  земли, налогами и т.д.);

     -усилению  экологической защиты земельных  угодий.

     Из  всего многообразия задач следующего этапа реформ на превый план выдвигается  задача перехода к экономическим  методам регулирования земельных  отношений, способным реализовать  принцип экономической заинтересованности и ответственности землевладельцев  за рациональное использование и  качественное состояние земель.[6]

Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики