Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа
Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;
- выделить приоритеты государственного регулирования АПК
- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;
- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;
- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;
- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.
ВВЕДЕНИЕ
1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы
2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Современное состояние АПК в России
2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг
2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК
3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений
3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из таблицы 3 видно, что в анализируемый период общий объём производства продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос. Получены хорошие производственные показатели по отдельным отраслям животноводства. Продолжается рост яйценоскости птицы.
Динамично развивались многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятия начали активно включаться в сельскохозяйственного производство с целью создания устойчивой сырьевой базы.
В
современных условиях развитие АПК
страны происходит неоднозначно. С
одной стороны имеют место
положительные результаты: наметился
рост производства в ряде отраслей,
растёт количество предприятий, работающих
с прибылью. Но с другой стороны
остаются и продолжают развиваться
негативные процессы, которые преобладают
над положительными сдвигами, что
в целом позволяет оценить
положение в отрасли как
2.3
Зарубежный опыт в
За
годы реформ в Российской Федерации
произошло беспрецедентное
Как показывает мировой опыт, рыночная экономика сформировалась в Европе и Северной Америке, за несколько веков эволюционного развития пройдя путь от анархичной, разрушающей, до социально ориентированной, регулируемой рыночной экономики.
Экономическая наука и практика доказывают необходимость сочетания самоорганизующих механизмов рыночных отношений и государственного регулирования и контроля за использованием жизнеобеспечивающих ресурсов общества и отраслей экономики. При этом приоритетным становится системный подход в образовании концепции формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования экономики.
Наиболее актуальным и злободневным остаётся вопрос о земле. Особо важна разработка системы механизмов государственного регулирования земельных отношений. Увеличение числа собственников, владельцев и пользователей земли способствовало изменению характера управления земельными ресурсами. При этом мало внимания уделялось охране земли, ответственности землепользователей за её использование. Роль государства в осуществлении контроля за развитием земельных отношений можно признать малоэффективной.
В
мировой практике сформированы чёткие
механизмы экономических
-целевое использование земель;
-ограничение
максимальных размеров
-экологические требования, включая восполнение плодородия земель;
-ответственность
за нарушение земельного
чем больше рыночные отношения развиваются в российской экономике, тем строже должен быть контроль за развитием земельных отношений со стороны государства. [6]
Государственное регулирование АПК за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития АПК, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
В
настоящее время основным содержанием
аграрной политики большинства экономически
развитых стран является государственная
поддержка аграрного сектора
посредством разного рода субсидий,
дотаций и льгот. В некоторых
странах государственные
Выделяются меры прямого и косвенного субсидирования.
К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, заключающаяся в:
- прямых государственных компенсационных платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота).
К мерам косвенного государственного регулирования АПК, применяемых за рубежом, относятся:
-
ценовое вмешательство на рынке продовольствия
посредством поддержки внутренних цен
на сельскохозяйственную продукцию,
установления квот, тарифов, налогов на
экспорт и импорт продовольствия;
- компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;
- содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.
- содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений [10].
К
особенностям ценообразования на сельскохозяйственную
продукцию в развитых странах
относится дифференциация целевых
(гарантированных) цен по месяцам
хозяйственного года в пределах до
10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено
с целью компенсации затрат фермерам
за хранение нереализованной продукции
непосредственно в своих
Один
из важнейших показателей
Общей
основой ценообразования в АПК
зарубежных стран является приведение
в соответствие закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию общественно
необходимым затратам на ее производство
и реализацию. При этом стремятся
учитывать уровень и динамику
мировых цен. Важнейшей функцией
цены остается регулирование доходов
сельского хозяйства для
Общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране.
В
ЕС национальные дотации предоставляются
в рамках общеевропейской дотационной
политики в соответствии с ее принципами.
Всякая другая помощь, создающая условия
наибольшего
Кроме того, бюджетная поддержка может
предоставляться как государствами-членами
ЕС, так и автономными образованиями (автономные
районы Италии, департаменты и районы
Франции, округа в Германии) или федеральными
государствами (земли Германии), которые
имеют свои бюджеты (поступления от налогов).
Однако определено, что абсолютная сумма
субсидий на инвестиции не должна превышать
заданного объема [8].
Итак,
можно сделать вывод, что в
аграрном секторе европейская политика
направлена на поддержание фермерских
доходов, чёткую организацию рынков
сбыта и ряда других проблем.
3ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
3.1Перспективы государственного
регулирования земельных отношений
В условиях перехода к рыночным отношениям особое значение приобретает решение проблемы экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические
интересы государства, землевладельцев
и землепользователей реализуются
в процессе государственного и рыночного
регулирования земельных
Механизм экономического регулирования земельных отношений – это система мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования.
В
системе экономических мер
При этом экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:
-
обеспечению относительно
-разграничению
объективных и субъективных
-учёту
интересов и равноправию
-стимулированию
рационального размещения и
-использованию
земельной ренты в качестве
основы для формирования
-усилению
экологической защиты
Из
всего многообразия задач следующего
этапа реформ на превый план выдвигается
задача перехода к экономическим
методам регулирования
Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики