Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

- выделить приоритеты государственного регулирования АПК

- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Современное состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая грэ моё.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)

     Первая  группа предприятий, столкнувшись с  резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей  современного типа, формирование лизинговых компаний.

       Экспортно-ориентированные отрасли  не столь сильно пострадали  от сужения спроса на внутреннем  рынке, так как нашли свою  нишу на внешнем. Перспективная  проблема этих отраслей заключается  в том, что рост спроса на  их продукцию на внутреннем  рынке может быть ограничен  нежеланием снижать цены по  сравнению с мировым уровнем,  также как и приспосабливаться  к потребностям внутреннего покупателя.

      7. Проблемы развития сельской  местности сегодня являются не  только социальными, но и оказывают  негативное воздействие на экономику  аграрного производства.

     Социальная  инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться  на  содержании  у  сельхозпредприятий,  увеличивая  их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.

       Сложность проблемы заключается  и в том, что в сельской  местности, кроме  сельскохозяйственной  деятельности,  практически  нет  других источников дохода. Это  заставляет руководителей сельхозпредприятий  сохранять избыточную численность  работников для поддержания социальной  стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности  труда и общей рентабельности  отрасли. 

     8. Во   многих  регионах   преодолению   негативных   процессов препятствуют  острые проблемы демографического  и кадрового потенциала, нехватка  специалистов и руководителей,  недостаточный уровень менеджмента,  организационной и консультационной  работы по формированию и функционированию  новых рыночных структур.[6]

     Таким образом, в настоящее время АПК  России находится в сложном положении, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы. Следовательно, возникает проблема разработки таких методов государственного регулирования, которые будут способствовать выработке новых адекватных подходов к обеспечению дальнейшего позитивного развития АПК.  

     2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг 

     Агропромышленный  комплекс - это совокупность взаимосвязанных  отраслей хозяйства, участвующих в  производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни  государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления, влияет на уровень народного благосостояния.

     Пропорции, сложившиеся в России между отдельными звеньями АПК, несовершенны. Самое мощное звено в нём составляет сельское хозяйство (45% продукции). Оно отличается от остальных отраслей материального производства, во–первых, сезонностью производства продукции, во–вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в–третьих, в сельском хозяйстве главное и незаменимое средство труда – земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство и животноводство. [6] 

     Для того, чтобы выявить положительные и отрицательные тенденции в российском АПК, обратимся к его анализу за последние три года, для этого используем данные таблицы 1.[10]

     Таблица 1 – Основные показатели сельского  хозяйства в 2007 – 2009 гг.

 
       
1.1. ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА 
(в хозяйствах  всех категорий; в фактически  действовавших ценах) 
       
  2007 2008 2009
     Миллиардов рублей    
Продукция сельского хозяйства 1931,6 2461,3 2551,7
в том числе:      
  растениеводства 1002,4 1306,3 1250,7
животноводства 929,2 1155,0 1301,0
    В процентах к  итогу    
Продукция сельского хозяйства 100 100 100
в том числе:      
  растениеводства 51,9 53,1 49,0
животноводства 48,1 46,9 51,0
       
       
       
                        1.2. СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
                                               ПО КАТЕГОРИЯМ  ХОЗЯЙСТВ  
                                 (в фактически действовавших ценах;  в процентах к итогу) 
       
  2007 2008 2009
       
     Хозяйства всех категорий 100 100 100
в том числе:      
сельскохозяйственные  органи-      
зации 47,6 48,1 45,9
хозяйства населения 44,3 43,4 46,4
крестьянские (фермерские) хо-      
зяйства 8,1 8,5 7,7
       
       
1) Включая индивидуальных предпринимателей.    
       
 
 
 
 

     Продолжение таблицы 1

       

1.3. ИНДЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА  ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА 

                                            ПО КАТЕГОРИЯМ  ХОЗЯЙСТВ  
                           (в сопоставимых ценах; в процентах  к предыдущему году)  
       
  2007 2008 2009
       
     Хозяйства всех категорий 103,3 110,8 101,2
в том числе:      
сельскохозяйственные  органи-      
зации 104,9 116,2 100,8
хозяйства населения 101,6 102,1 102,4
крестьянские (фермерские) хо-      
зяйства 105,2 127,8 97,0
       
 

     Из  данных таблицы  в целом заметно  увеличение продукции сельского  хозяйства. Но, в 2009 году по сравнению  с 2008 заметен спад продукции растениеводства  на 4,1%. В сфере животноводства в 2008 году по сравнению с 2007 можно увидеть  снижение продукции на 1,2%, а в 2009 году по отношению к 2008 увеличение на 4,1%. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что государство в 2009 году меньше уделяло внимания регулированию в сфере растениеводства, однако в сфере животноводства наоборот отмечен положительный результат.

     Процент продукции сельского хозяйства  по категориям хозяйств в 2009 году уменьшается  по сравнению с 2008 годом, где было отмечено достаточно большое увеличение продукции всех категорий – сельскохозяйственных организаций, хозяйства населения, крестьянских хозяйств. На мой взгляд, неблагоприятные снижения процента продукции сельского хозяйство происходит из-за недостаточного финансирования аграрной сферы, что видно из таблицы 2.

     Таблица 2 –  Распределение инвестиций в  основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, по источникам финансирования (в процентах к  итогу) за 2007 – 2009гг.[10] 

         
  2007 2008 2009  
         
Инвестиции  в основной капитал,        
направленные  на развитие сельского        
хозяйства - всего 100 100 100  
         
       
                 из них:  
 
 
 
 
 
 
 
         
    собственные средства         
     организаций 38,4 39,8 49,0  
         
         
    привлеченные средства         
     организаций 61,6 60,2 51,0  
         
        из них бюджетные средства 2,7 3,5 2,8  
         
             в том числе из:        
         
           федерального бюджета 0,6 0,9 1,0  
         
           бюджетов субъектов        
           Российской Федерации  1,9 2,4 1,7  
       
 

     Таблица 3 – Основные показатели производственной деятельности сельскохозяйственных организаций России в 2007-2009 гг.[10]

  2007 2008 2009
Посевная  площадь, млн. га 57,5 58,4 58,6
в том  числе:      
зерновых  и зернобобовых культур 33,8 35,4 35,7
технических культур 5,7 6,1 6,3
картофеля и овощебахчевых культур 0,3 0,3 0,3
кормовых  культур 17,7 16,6 16,2
поголовье скота (на конец года), млн. голов:      
крупного  рогатого скота 10,3 9,9 9,6
в том  числе коров 4,0 3,9 3,8
свиней 8,7 9,2 10,6
овец  и коз 4,1 4,1 4,7
Производство  продуктов сельского хозяйства, млн. т:      
зерна (в весе после доработки) 64,2 84,5 75,9
сахарной  свеклы (фабричной) 25,3 25,9 22,2
семян подсолнечника 4,0 5,2 4,6
льноволокна, тыс. т 43,9 47,8 47,1
картофеля 2,7 3,3 4,1
овощей 2,2 2,5 2,5
скота и птицы на убой (в убойном весе) 3,0 3,4 3,8
молока 14,2 14,3 14,5
яиц, млрд. шт. 28,4 28,4 29,8

Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики