Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

- выделить приоритеты государственного регулирования АПК

- определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;

- рассмотреть процесс развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;

- рассмотреть зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;

- определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Методы государственного регулирования аграрной сферы
Приоритеты регулирования аграрной среды
Основные направления государственного регулирования аграрной сферы

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Современное состояние АПК в России

2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг

2.3 Зарубежный опыт в формировании государственного регулирования АПК

3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений

3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая грэ моё.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)
    1. Основные  направления государственного регулирования  аграрной сферы
 

     Специфику регулирования рыночных аграрных отношений  определяют:

     -во-первых, разнообразие природных условий и климатических факторов, требующих формирования определённой системы правовых мер, которые направлены на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, - страхование сельскохозяйственного производства;

     -во-вторых, слабая привлекательность инвестиций в агропромышленный комплекс в силу продолжительности производства;

     -в-третьих, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, которые во многом зависят от экономических условий сельскохозяйственного рынка, конкурентной среды, природных и климатических факторов.

     Первоочередной  задачей в сложившихся условиях России для устойчивого развития аграрной сферы экономики является определение приоритетных направлений формирования государственного регулирования. Огромное влияние на их формирование оказывают особенности аграрного сектора. К таким направлениям в настоящее время относятся:

     1) преодоление кризисных явлений,  дальнейшее обеспечение развития  рыночных отношений в сельском  хозяйстве с сочетанием государственной  поддержки аграрного производства;

     2) обеспечение защиты сельскохозяйственного  товаропроизводителя на внешнем  рынке;

     3) обеспечение сельского хозяйства  основными ресурсами - землей, недвижимым  имуществом, необходимым для расширенного  воспроизводства, капиталом, трудовыми  ресурсами;

     4) обеспечение социальных преобразований  на селе, устойчивое развитие  сельских территорий;

     5) обеспечение научных исследований  в АПК;

     6) обеспечение интеграции и кооперации.

     Также одним из наиболее важных направлений  государственного регулирования аграрной сферы экономики является разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного  производства в России и в её регионах. Её основной целью является максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических  условий. Это самое малозатратное  направление повышения устойчивости АПК [8].

     Ещё одно немаловажное направление государственного регулирования и поддержки устойчивого  функционирования АПК – создание условий для устойчивого материально-технического обеспечения его структур, ориентированных  на приспособление к природно-климатическому потенциалу и рыночным отношениям [3]. 

     Каждая  из этих проблем требует серьезных  мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного  производства, затем должен наступить  этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого  требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельского хозяйства и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды средств  производства. Большинство сельхозпредприятий из-за быстрого сокращения производственного  потенциала требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства  даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

     Аграрная  политика должна быть ориентирована  на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать  все формы хозяйствования, которые  обеспечивают наиболее эффективное  использование ресурсов и прирост  производства сельскохозяйственной, в  особенности товарной, продукции.

     Весьма  серьезной является и задача осуществления  аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путем, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства  по внешнеторговому и ценовому регулированию, носящему структурный характер.

     Реализация  приведенных направлений государственного регулирования обеспечивается при помощи методов государственного регулирования.

     Итак, в сложившихся условиях экономики  России обеспечение устойчивого развития аграрной сферы является важной задачей, эффективная реализация и формирование которой невозможны без государственного вмешательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 

     2.1 Современное состояние АПК в  России 

     От  состояния АПК во многом зависит  развитие экономики страны, её национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В сельском хозяйстве  и промышленности  работает каждый пятый, занятый в сфере материального  производства.

     Сельское  хозяйство является потребителем продукции  многих отраслей промышленности и сферы  услуг, обеспечивая занятость миллионов  трудоспособного населения.[6]

     На  данный момент состояние АПК в  России неоднозначно – имеются как  улучшения , так и немаловажные проблемы, требующие ближайшего решения. Следует  заметить, что из-за последних лет  кризиса, переносимого страной, а так же недостаточного внимания государства к аграрной сфере, проблем в этой среде накопилось больше.

     Но  всё же, за последние годы, аграрная сфера России подверглась заметным изменениям.

     В сельском хозяйстве проведена земельная  реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества  обеспечил ликвидацию государственной  монополии на землю, превращение  сельхозпредприятий в юридически независимые  от государства хозяйствующие субъекты.

        В результате преобразований  в сельском хозяйстве около  62%  сельхозугодий   перешло   в   частную   собственность.   Основными производителями товарной  сельскохозяйственной продукции  являются крупные предприятия,  которые существенно изменили  хозяйственное поведение: стали  более адекватно реагировать  на рыночные сигналы, учитывать  спрос, искать выгодные каналы  сбыта своей продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты. Идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.

        Развитие личных подсобных хозяйств  увеличило возможности самообеспечения  населения продуктами питания,  что в период переустройства  общества способствует сохранению  социальной стабильности.

       Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля  практически полностью приватизированы.  Взамен прежней системы распределения  продовольственной продукции возникла  и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми  компаниями функционируют тысячи  мелких  и  средних частных   посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.

     Заметные  изменения произошли и в подходах к государственному регулированию  аграрного сектора на федеральном  и региональном уровнях. От прямого  вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной  деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят  к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и  обогащается с развитием рыночных отношений.

     К основным проблемам агропродовольственного сектора можно отнести следующие:

     1. В силу низкой рентабельности  в сельском хозяйстве в большей  мере, чем в других отраслях  произошло сокращение производственно-технического  потенциала. Отсутствие необходимых  денежных поступлений привело  к многократному уменьшению закупок  новой техники и оборудования  и физической    амортизации    большей    части    основных    средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную  продукцию рост ее  производства  сдерживается ресурсными ограничениями.

       Особенно актуальна проблема  деградации земель. К настоящему  времени из сельскохозяйственного  оборота выведено около 30 млн.га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.

       2. Острейшей проблемой является  тяжелое финансовое положение  сельского хозяйства, которое  характеризуется: 

        -незначительными денежными поступлениями от реализации продукции  из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;

        -нехваткой   собственных   оборотных   средств   для   сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;

       - высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным  государственным кредитам, платежам в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

       В силу этого подавляющая часть  сельхозпредприятий имеет блокированные  банковские счета, что обусловливает  неденежные формы кредитов, рост  бартера, перевод сделок в теневой  сектор со всеми вытекающими  негативными последствиями. 

      3. Нерешенной проблемой остается  межотраслевой диспаритет цен  и доходов. В условиях либерализации  экономики сельское хозяйство  оказалось особо    незащищенным    перед    монополизированными    отраслями промышленности. Ценовой  пресс со стороны массы посредников  и перекупщиков привел к многократному  снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

        4. Немаловажной  проблемой является  ограниченный  спрос  на  агропродовольственную  продукцию. 

        5. Нормальному функционированию  агропромышленного комплекса препятствует  неразвитость аграрных рынков, отсутствие  эффективных систем их   регулирования,   наличие   межрегиональных   торговых   барьеров, искусственное  сдерживание цен администрациями  регионов. В силу неразвитости  рыночной инфраструктуры не обеспечивается  нормальная связь между производителем  и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.

       Существенным сдерживающим фактором  роста агропромышленного производства  является  отсутствие  эффективных   государственных  и негосударственных  систем регулирования продовольственного  рынка. Старые административно-распределительные  органы упразднены, а новые механизмы,  соответствующие современным условиям  функционирования экономики не  созданы. Это затрудняет формирование  единого рыночного пространства  страны, приводит к существенным  потерям для сельского хозяйства  и населения. 

     Негативное  влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения  на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен  в регионах нетто-импортерах, что  опосредованно ведет к сокращению спроса.

      6. Предприятия, поставляющие средства  производства, крайне плохо адаптированы  к потребностям отечественного  сельского хозяйства. 

     Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно  на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений).

Информация о работе Государственное регулирование аграрного сектора экономики