Государственное регулирование деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, условия и предпосылки государственного вмешательства, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России. Задачи курсовой работы – это разобрать и проанализировать систему государственной поддержки на территории России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской
деятельности в России…………………………………………………………..4
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..4
1.2 Условия и предпосылки государственного вмешательства…………….7
1.3 Механизм государственного воздействия на предпринимательскую
Деятельность…………………………………………………………………….9
Глава 2. Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий…….20
Глава 3.
3.1Основные показатели деятельности средних и малых предприятий….26
3.2 Прогноз - Поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы………..27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОС.РЕГУЛИР.docx

— 73.38 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики  и права

Кафедра экономики предприятий и предпринимательской  деятельности 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Государственное управление и регулирование экономики» 

     Государственное регулирование деятельности организаций 
 
 

Исполнитель                                                   Д.А.Мартынов 

                                                                                                   гр. ЭП и ПД-08-5 
 

Руководитель                                                                          М.В.Винокурова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2010 г.

     Оглавление

     Введение………………………………………………………………………….3

     Глава 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской                    

     деятельности  в России…………………………………………………………..4

1.1 Необходимость  государственного регулирования предпринимательской             деятельности……………………………………………………………………..4

     1.2 Условия и предпосылки государственного  вмешательства…………….7

     1.3 Механизм государственного воздействия  на предпринимательскую 

     Деятельность…………………………………………………………………….9

Глава 2. Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий…….20

Глава 3.

     3.1Основные  показатели деятельности средних  и малых предприятий….26

     3.2 Прогноз - Поддержка и развитие малого и среднего

     предпринимательства в    Иркутской области на 2008-2010 годы………..27

Заключение………………………………………………………………………38

     Список  использованной литературы………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят  от государственной политики. Своими действиями государство может существенно  затормозить или ускорить эти  процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение  дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли  и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для  общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика  не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение  надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой  для развития предпринимательства  и экономики.

     Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие  условия для этого.

     Цель  данной курсовой работы – изучить  необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, условия и предпосылки государственного вмешательства, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России. Задачи курсовой работы – это разобрать и проанализировать систему государственной поддержки на территории России. 
 
 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 

     1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Затянувшийся  экономический кризис в нашей  стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени  с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой  и некомпетентным вмешательством государства  в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет  важнейшие свои функции, которые  на него возлагаются.

     На  государство возлагаются следующие  основные функции:

     1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика,  да и общество в целом не  могут нормально развиваться.  Государство разрабатывает и  принимает законы, определяющие  право собственности, регулирующие  предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции  и т. д.

     При помощи правовой основы государство  обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

     2. Обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и ее национальной  безопасности. Государство должно  обеспечить права и безопасность  каждого гражданина, общества в  целом и всех субъектов рыночной  экономики. Если государство должным  образом не выполняет эту функцию,  то в стране создаются условия  для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции,  взяточничества и других негативных  явлений, что пагубно влияет  на предпринимательскую деятельность  и экономику в целом.

     3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией  понимается устойчивое развитие  экономики, т. е. когда достигаются  и поддерживаются на оптимальном  уровне основные макроэкономические  показатели: объем ВНП и национальный  доход, уровень инфляции и безработицы,  дефицит бюджета и др. Для обеспечения  стабилизации экономию! государство  обязано использовать все имеющиеся  в его распоряжении рычаги  и методы путем проведения  соответствующей фискальной, финансово-кредитной,  научно-технической и инвестиционной  политики. Если государство не  будет добиваться стабилизации  экономики, то это самым существенным  образом и в негативном плане  может повлиять на предпринимательскую  деятельность, экономику страны  в целом, социальную обстановку  и другие процессы.

     Так, например, если государство не будет  бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:

     • снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного  производства, росту безработицы;

     • отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может  положить начало валютной спекуляции;

     • девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные  товары и усиливает тем самым  общий рост цен;

     • обесценение сбережений граждан;

     • снижение инвестиционной активности и  др.

     Даже  из одного этого перечня можно  сделать вывод о важности вмешательства  государства для стабилизации и  подъема экономики страны.

     4. Обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий. Государство  обязано проводить активную социальную  политику, суть которой заключается  в обеспечении гарантии всем  работающим минимума заработной  платы, пенсии по старости и  инвалидности, пособий по безработице,  различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

     5. Защита конкуренции. В рыночной  экономике конкуренция является  одним из основных регулирующих  инструментов. Она является основой  прогресса во всех сферах экономики,  заставляя производителей товаров  и услуг внедрять все новое  и передовое, улучшать качество  продукции и снижать издержки  на ее производство. Поэтому государство  всей своей мощью должно стоять  на защите конкуренции. При  конкуренции покупатели — это  хозяева; рынок — их агент,  а предприятие — их слуга.  В условиях монополии ситуация  резко изменяется, покупатель вместо  хозяина превращается в слугу.

     Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано  с тем, что среда для настоящей  конкуренции в нашей стране еще  не создана, так как экономика  в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения  очевиден. Демонополизация экономики  — ликвидация теневой экономики  — создание конкурентной среды —  защита конкуренции. И первую скрипку  в решении и этой единой задачи должно сыграть государство.

     6. Разработка, принятие и организация  выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства,  налогообложения, банковской системы  и т. д. Для выполнения этих  и других функций государство  должно использовать все имеющиеся  в его распоряжении рычаги  и ресурсы. 
 
 
 
 
 

1.2 УСЛОВИЯ  И ПРЕДПОСЫЛКИ

     ГОСУДАРСТВЕННОГО  ВМЕШАТЕЛЬСТВА 

     Государство должно вмешиваться в экономику  только в том случае, если имеются  на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

     Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных  явлений и тенденций в различных  сферах экономики, которые могут  отрицательно повлиять на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления  очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния  на экономику.

     Роль  государства заключается в своевременном  выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.

     Условиями для вмешательства государства  могут быть; требования национальной безопасности; социальная напряженность  в обществе; негативные явления в  экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной  продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.

     Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий  и тенденций в экономике и  других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается  в своевременном выявлении и  устранении этих предпосылок. Это самый  лучший вариант, так как государство  еще в «зародыше» и с наименьшими  усилиями и средствами устраняет  возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства  и экономики страны.

     Под позитивными предпосылками понимается появление всякого рода положительных  явлений и тенденций в различных  сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

     ● Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень — А—6% численности  рабочей силы — считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана  с поиском более выгодной работы с сезонными перерывами, а также  с изменением спроса на те или иные профессии. Поэтому государство  должно вмешиваться в регулирование  безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т. е. когда начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для  безработицы является ее уровень, скорректированный  на уровень естественной безработицы.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности организаций