Государственное регулирование деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, условия и предпосылки государственного вмешательства, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России. Задачи курсовой работы – это разобрать и проанализировать систему государственной поддержки на территории России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской
деятельности в России…………………………………………………………..4
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..4
1.2 Условия и предпосылки государственного вмешательства…………….7
1.3 Механизм государственного воздействия на предпринимательскую
Деятельность…………………………………………………………………….9
Глава 2. Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий…….20
Глава 3.
3.1Основные показатели деятельности средних и малых предприятий….26
3.2 Прогноз - Поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы………..27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОС.РЕГУЛИР.docx

— 73.38 Кб (Скачать документ)

     Существенный  спад производства за 1991—1999 гг., т. е. за период проведения реформ, в большей  степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. В условиях перехода к рыночной экономике основными  задачами являются освобождение государства  от функции основного инвестора  и создание таких условий, при  которых частный сектор в экономике  был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость  в развитии.

     В условиях инфляции, а, следовательно, и  высоких ставок процента банковского  кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так  как известна теоретическая зависимость  объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем  ниже объем вложений инвестиций.

     В общем плане государство может  влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой  политики; предоставления самых различных  льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое  перевооружение производства; амортизационной  политики; создания благоприятных, условий  для привлечения иностранных  инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики  страны в значительной степени зависит  от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

     Государственное предпринимательство. Одной из важнейших  форм прямого вторжения государства  в экономику является государственное  предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской  деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана  с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

     При этом государство выступает самостоятельным  субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных  диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности  экономики.

     Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный  процесс. Оно особенно необходимо в  малорентабельных отраслях, которые  традиционно не представляют интерес  для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

     Но  какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей  страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень  огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно  высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

     Планирование  и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом  на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались  заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

     Сущность  индикативного планирования заключается  в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и  имеющихся ресурсов, устанавливает  на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального  дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и  др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики  на плановый период. При этом государство  должно закладывать в план такие  величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает  не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы  их достижения, т. е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства  с целью достижения запланированных  индикаторов.

     Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных  планов.

     Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую  стратегию государства на ближайшие 5—10-—15—20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и  перспективных планов. Наличие экономической  и научно-технической стратегии  позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а, следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

     С планированием тесно связано  регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические  показатели в ходе их реализации не выполняются.

     Во  многих развитых странах планирование на уровне государства принимает  форму разработки и реализации определенных программ.

     Ценообразование. Это один из рычагов воздействия  государства на экономику и предпринимательскую  деятельность. Используя ценовую  политику, государство тем самым  воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства  направлении.

     Государство должно проводить политику в области  ценообразования с целью обеспечения  его стабильности, что является основой  борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

     Известно, что в условиях рыночных отношений  цены на большинство товаров свободные, т. е. они, складываются на рынке под  воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и  услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров  и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но это имеет  большое значение, прежде всего для  поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

     Административный  контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут  дать желательного результата.

     Существенное  влияние на предпринимательскую  деятельность государство может  оказать через проведение соответствующей  внешнеэкономической и социальной политики.

     При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные  условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может  расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового  баланса, создать условия для  конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную  экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема  экономики России.

     Структурная политика. В структурном плане  наша экономика является гипертрофированной, это результат предшествующего  развития, и изменение ее в сторону  сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности — также важнейшая  задача государства.

     Из  этого всего можно сделать  вывод, что у государства имеются  различные рычаги для вмешательства  в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема  экономики, только правильно надо уметь  ими пользоваться. 

     2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, ОСОБЕННОСТИ  ЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЛЬГОТЫ  ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

     Во  всех экономически развитых странах  малому и среднему бизнесу со стороны  государства оказывается различная  организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное  функционирование экономики и, в  конечном счете, высокий уровень  жизни населения.

     В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства  состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и  не в том, чтобы поддерживать их любой  ценой, а в том, чтобы создать  правовые и экономические условия  для их выживания, способности расти  и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в  Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского  континента — идет мощная волна  поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности  страны с переходной экономикой (Восточная  Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной  поддержке малого бизнеса.

     Что касается России, то с 1 января 2008 г. вступил  в силу новый закон о поддержке  малого и среднего предпринимательства  в России.1

     24 июля 2007 г. Президент РФ подписал  Федеральный закон N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации" (далее - Закон 2007 г.).

     Действовавший в этой сфере ранее Федеральный  закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" (далее - Закон 1995 г.) предусматривал определенные льготы и привилегии в сфере малого предпринимательства. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для предпринимателя, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания компании. Такой мораторий надежно защищал малый бизнес от повышенных ставок единого налога на вмененный доход, введения налога на добавленную стоимость для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать эту оговорку закона, но Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения. Кроме того, Закон 1995 г. давал малым предприятиям право на ускоренную амортизацию - они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов как амортизационные отчисления.

     Названные льготы с 2005 г. в основном были отменены, продолжает действовать лишь мораторий. Например, если компания зарегистрирована 30 декабря 2005 г., то она может применять  действовавшее на тот момент налоговое  законодательство до 2009 г. (хотя отстаивать это право ей, скорее всего, придется в суде).

     Закон 2007 г. определяет, на какую поддержку  в дальнейшем стоит рассчитывать предпринимателям малого и среднего масштаба.

     Принципы  поддержки:

     В статье 6 Закона 2007 г. названы основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности:

     - обеспечение равного доступа  субъектов к участию в соответствующих  программах поддержки;

     - разграничение полномочий различных  уровней власти;

     - участие представителей малого  и среднего бизнеса в формировании  и реализации государственной  политики в области развития  малого и среднего предпринимательства,  экспертизе законопроектов.

     Для реализации поставленных задач в  ст. 7 Закона 2007 г. предусматриваются  следующие меры:

     - введение специальных налоговых  режимов, упрощение правил ведения  налогового, бухгалтерского учета  и статистической отчетности, форм  налоговых деклараций по отдельным  налогам и сборам;

     - установление льготного порядка  приватизации государственного  и муниципального имущества;

     - специальные формы участия в  процедурах размещения заказов  на поставку товаров и выполнение  услуг для государственных и  муниципальных нужд.

     Поддержка оказывается тем субъектам, которые  включены в реестры субъектов  малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона 2007 г.). Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ.

     Конкретные  льготы в Законе 2007 г. не указаны. Их планируется включать в программы  развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на основании  данного закона будут приниматься  органами власти всех уровней. В числе  форм поддержки Закон 2007 г. предусматривает  финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь, содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, особые условия для субъектов, действующих  в отдельных отраслях, в том  числе в области инноваций  и промышленного производства, и  др. Возможные виды поддержки названы  в отдельных статьях Закона 2007 г.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности организаций