Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

Содержание

Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

      Плоды научно-технологической глобализации прямо или косвенно используются всем человечеством. Однако в первую очередь они служат интересам  ТНК и стран "золотого миллиарда". По некоторым расчетам, только 15% населения планеты, сосредоточенные в этих странах, обеспечивают почти все мировые технологические инновации. Около 1/2остальной части человечества способна использовать имеющиеся технологии, тогда как 1/3 его изолирована от них, не способна ни создавать собственные инновации, ни использовать зарубежные технологии. В таком незавидном положении пребывают прежде всего народы стран, относимых ООН к категории беднейших (их около 50).[9,c.299]

      Что же в конечном счете глобализация несет странам — угрозу или  новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако "реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики, но нельзя остановить или "отменить", потому что таково требование современного общества и научно-технического прогресса". Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.

      1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

      Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Меркантилисты 17 века – пионеры нормативной экономической теории – писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

      С расширением рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики.

      Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся  именно из классических воззрений на рыночную экономику. Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсинской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

        Влияние кейнсинских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.

      Начиная со второй половины 70-х годов активно  стало обсуждаться негативное влияние  этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики. Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

      В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами – здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т.д.В разные исторические периоды индивидуальное и общественное (государственное) начала находили выражение в разнообразных формах организации экономической деятельности, по-разному взаимодействовали и сочетались друг с другом. В силу ряда причин (укрепление слоя частных собственников – предпринимателей, легитимизация идей индивидуальных свобод и ответственности и т.д.) в западноевропейских странах в конце ХVII – начале XIX в. индивидуальное начало заняло доминирующее место в экономике.[10]

      Обеспечивая возможность саморегулирования  экономики, рынок одновременно привносит  в хозяйственную деятельность потребность  в постоянном развитии. Мотивы и принципы экономического поведения в рамках рыночной системы (стремление к максимализации прибыли и конкуренция) не позволяют экономическим субъектам консервировать технологию и организацию производства.

      Роль  государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования .В начале ХХ в. в рыночной экономике роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма».Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании.

      Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих  принципах[11]:

  1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают честный бизнес. (Из-за малой прибыльности).
  2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частным.
  3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.
  5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

      Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо в случаях, когда имеют  место так называемые «провалы»  рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.  Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание. К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция.

      Особенностью  рыночной организации экономики  является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших  отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

        Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством. К ним относятся:

      а) законодательное определение прав собственности;

      б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

      в) гарантия приоритетов личных интересов  и экономической мотивации;

      г) использование конкурентного механизма  цен, прибылей и убытков;

      д) ограничение монопольных тенденций  в экономике.

      Государство должно вмешиваться в экономику  в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Негативные условия – это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению. Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

      Условиями для вмешательства государства  могут быть:

  • требования национальной безопасности;
  • социальная напряженность в обществе;
  • негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);
  • ухудшение состояния окружающей среды. 

      В связи с этим, государство для обеспечения экономической стабильности  должно выполнять ряд задач[12,c.13-21]:

      1. Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы).

      Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство также устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товаров и услуг. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.

      2. Поддерживать конкуренцию.

      При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушает законы рынка,

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов