Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

Содержание

Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

2 Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

      2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

      Реальная  независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.

      На  пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.

      Важнейшим фактором укрепления экономической  безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.

      За  последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом.

          Так, в настоящее время  доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.

      Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о  том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%).

      Значительные  показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%.

      Вместе  с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.

      В результате жесточайшей конкуренции  на мировых рынках, негативного влияния  мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы.

      В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации.

      В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

      В научно-технологической  сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности могут выступать ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям и целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из  
Республики Беларусь.

      Концепцией  разработаны основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической безопасности.

      Главная роль в решении этих задач отводится  структурной перестройке экономики. В связи с этим предполагается ускоренно развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе, путем продажи активов частным инвесторам.

      Основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования.

      Большое значение отводится последовательному стимулированию деловой активности, нацеленному на преодоление монополизма и развитие конкуренции.

      С целью привлечения прямых иностранных инвестиций значительное внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата. Это позволит стране уже в текущей пятилетке войти в число 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса.

      Особую  роль в решении этих задач призвана сыграть Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и  стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

      Защита  от реальных и потенциальных внешних  экономических угроз будет осуществляться путем выгодной интеграции экономики страны в глобальное экономическое пространство, осуществления многовекторной экономической политики, диверсификации импорта сырьевых и энергетических ресурсов, расширения товарной номенклатуры и географии экспорта.

      Важное  направление минимизации внешних угроз – включение белорусских предприятий в цепочки транснациональных корпораций, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом (по этому пути уже пошли такие крупнейшие белорусские предприятия как МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и др.).

      Нейтрализация внутренних и внешних источников угроз  предполагает, прежде всего, завершение формирования эффективной национальной инновационной системы.

      С этой целью особое внимание будет  уделено развитию рынка научно-технической  продукции и его инфраструктуры, расширению экспорта объектов интеллектуальной собственности, существенному обновлению материально-технической базы науки, организации технологических парков мирового уровня.

          На  протяжении 2011–2015 гг. планируется создать научно-технологический парк в г. Гродно, Минский областной технопарк, региональный технопарк в г. Минске, специализированный фармацевтический технопарк «Биоград», технопарк «Полесье» и др. В результате вырастет наукоемкость ВВП, и ее уровень приблизится к уровню ведущих стран ЕС.

      В целом можно сказать, что в  основе качественного роста отечественной экономики на ближайший и среднесрочный периоды будет привлечение новых перспективных технологий и использование собственного научного потенциала.

      Особую  роль в развитии научно-технологической  
сферы предстоит сыграть Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в которой запланирована реализация 223 проектов по созданию новых предприятий и производств. Помимо этого около 900 инновационных проектов будет реализовано на отраслевом и региональном уровнях.

          На  реализацию госпрограммы планируется потратить 55,3 трлн. руб.– это в 8 с лишним раз больше, чем было направлено на аналогичную программу в предыдущей пятилетке. Ожидается, что около  
    65% общего объема финансирования новой госпрограммы инновационного развития составят иностранные инвестиции, из них около 10% – прямые иностранные инвестиции. Примерно 15% финансирования составят собственные средства предприятий, еще 15% – средства белорусских банков и около 4,5% – средства местных бюджетов.

      Согласно  программе, к 2015 году доля инновационно активных предприятий в Беларуси достигнет 40% (сегодня – 25%), наукоемкость ВВП – 2,5–2,9% (менее 1%), удельный вес отгруженной инновационной продукции – 20–21% (сейчас – 11%).

      Ключевой  показатель – объем высокотехнологичного экспорта – вырастет с 1,5 млрд. долл. США до 7,95 млрд. долл.

      Также запланировано снижение импортоемкости промышленного производства до 30%; снижение материалоемкости произведенной промышленной продукции на 5–7%, снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 29% по сравнению с 2010 годом.[26]  

      2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности 

      Национальная  конкурентоспособность — это  способность страны производить  и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и  обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения.

      Перспективы экономического роста Беларуси, как  страны с малой открытой экономикой, во многом определяются развитием её экспортного потенциала.

      Повышение международной конкурентоспособности  национальной экономики Беларуси- это первостепенная задача для существенного наращивания экспорта и соответственно роста благосостояния республики.

      Руководствуясь  мировым опытом, целесообразно поставить  во главу угла внешнеэкономической  стратегии Республики Беларусь увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности, и особенно там, где используются так называемые высокие технологии. Сделать это не просто, если учесть, что за последние 15 лет основные фонды промышленности не обновлялись и на 70% изношены, а исследовательский и проектно-конструкторский потенциалы в ощутимой степени утрачены.

      На  повестке дня Республики Беларусь стоят  задачи: выработка и последовательная реализация стратегии активного  включения страны в мировую экономику, модернизация управления этой сферой деятельности; предстоит предпринять меры по поддержке экспортёров, защите собственных перспективных отраслей от неоправданной внешней конкуренции  и развитию импортозамещающих производств. Страна должна поднять свою конкурентоспособность на мировых рынках, сделав ставку на те отрасли и производства, которые имеют к этому хорошие предпосылки.

      В настоящее время белорусская  экономика имеет наибольшие заделы в 10-12 отраслях, которые подразделяются на две группы:

      1. производство нефтепродуктов, минеральных удобрений, трикотажной одежды, химических волокон и нитей, древесины и изделий из ней, чёрных металлов и изделий из них.

      2. производство грузовых автомобилей,  тракторов, холодильников и морозильников,  пластмасс, молочных продуктов.

      Данные  товарные группы формируют важнейшие направления экспортной специализации страны. Суммарно на их долю последние годы приходилось около двух третей всего экспорта товаров, тогда как в 1996г. – только 42-45%.

      Товары  первой группы экспортируются в основном в страны дальнего зарубежья. Вместе с тем по многим другим из приведенных выше направлений (вторая группа) отечественное производство ориентировано преимущественно на экспорт в СНГ и страны Центральной и Восточной Европы, включая страны – новые члены ЕС.

      В целях расширения выхода на высоко конкурентные рынки товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и вступления в ВТО необходимо особое внимание уделить развитию приоритетных направлений первой группы, формируя целостные продуктовые комплексы (кластеры). При этом следует учитывать возможные препятствия на пути реализации данной задачи.

      Речь  идёт, во-первых, о вероятных ресурсных  ограничениях со стороны поставщиков  российской нефти и, во-вторых, об угрозе для экологии расширения производства в топливной, химической и нефтехимической отраслях. С этой точки зрения предпочтительнее наращивать выпуск продукции пищевой, деревообрабатывающей отраслей, а также машиностроения и металлообработки.

      Для обеспечения поставленных целей  выполнялся ряд государственных  и отраслевых научно-технических программ в области автомобиле-, тракторо-, комбайностроения, дизельного двигателестроения и т.д. на предстоящее пятилетие также планируется продолжить выполнение ГНТП, нацеленных на повышение конкурентоспособности и увеличение экспорта продукции белорусских машиностроителей. Только по трём крупным предприятиям (МТЗ, БМЗ, МАЗ) предполагается реализовать экспортоориентированные проекты на сумму 1.3 млрд. долларов США за счёт собственных средств предприятий и кредитов отечественных и зарубежных банков.

      Динамичное  развитие экспорта Республики Беларусь сдерживается сохранением структуры  производства. Современная структура  хозяйства Беларуси было полностью  сформирована в советский период для достижения конкретных целей  в условиях плановой экономики и  полной интеграции с другими республиками СССР. В отличие, например, от малых стран, Западной и Северной Европы или других развитых стран в Республике Беларусь превалируют крупные предприятия конечного цикла производства продукции. Они были построены в рамках централизованной системы планирования в жёсткой привязке к таким факторам размещения как источник сырья, местонахождение рабочей силы или потребителя.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов