Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке
Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение
2 Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1 Экономическая безопасность белорусского государства
Реальная независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.
На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.
Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.
За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом.
Так, в настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.
Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%).
Значительные показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%.
Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.
В результате жесточайшей конкуренции на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы.
В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации.
В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.
В
научно-технологической
сфере основными внешними
источниками угроз
национальной безопасности
могут выступать ограничение доступа
белорусских исследователей и субъектов
хозяйствования к новейшим технологиям
и целенаправленная политика иностранных
государств и компаний, стимулирующая
эмиграцию высококвалифицированных ученых
и специалистов из
Республики Беларусь.
Концепцией разработаны основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической безопасности.
Главная роль в решении этих задач отводится структурной перестройке экономики. В связи с этим предполагается ускоренно развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе, путем продажи активов частным инвесторам.
Основными
факторами роста
Большое значение отводится последовательному стимулированию деловой активности, нацеленному на преодоление монополизма и развитие конкуренции.
С целью привлечения прямых иностранных инвестиций значительное внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата. Это позволит стране уже в текущей пятилетке войти в число 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса.
Особую роль в решении этих задач призвана сыграть Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Защита от реальных и потенциальных внешних экономических угроз будет осуществляться путем выгодной интеграции экономики страны в глобальное экономическое пространство, осуществления многовекторной экономической политики, диверсификации импорта сырьевых и энергетических ресурсов, расширения товарной номенклатуры и географии экспорта.
Важное
направление минимизации
Нейтрализация внутренних и внешних источников угроз предполагает, прежде всего, завершение формирования эффективной национальной инновационной системы.
С
этой целью особое внимание будет
уделено развитию рынка научно-технической
продукции и его
На протяжении 2011–2015 гг. планируется создать научно-технологический парк в г. Гродно, Минский областной технопарк, региональный технопарк в г. Минске, специализированный фармацевтический технопарк «Биоград», технопарк «Полесье» и др. В результате вырастет наукоемкость ВВП, и ее уровень приблизится к уровню ведущих стран ЕС.
В целом можно сказать, что в основе качественного роста отечественной экономики на ближайший и среднесрочный периоды будет привлечение новых перспективных технологий и использование собственного научного потенциала.
Особую
роль в развитии научно-технологической
сферы предстоит сыграть Государственной
программе инновационного
развития Республики Беларусь
На
реализацию госпрограммы
планируется потратить 55,3
трлн. руб.– это в 8 с
лишним раз больше, чем
было направлено на
аналогичную программу
в предыдущей пятилетке.
Ожидается, что около
65% общего объема финансирования
новой госпрограммы
инновационного развития
составят иностранные
инвестиции, из них около 10%
– прямые иностранные
инвестиции. Примерно 15%
финансирования составят
собственные средства
предприятий, еще 15%
– средства белорусских
банков и около 4,5% –
средства местных бюджетов.
Согласно
программе, к 2015 году доля инновационно
активных предприятий в Беларуси достигнет
40% (сегодня – 25%), наукоемкость ВВП – 2,5–2,9% (менее 1%),
Ключевой показатель – объем высокотехнологичного экспорта – вырастет с 1,5 млрд. долл. США до 7,95 млрд. долл.
Также
запланировано снижение импортоемкости
промышленного производства до 30%; снижение
материалоемкости произведенной промышленной
продукции на 5–7%, снижение энергоемкости
ВВП не менее чем на 29% по сравнению с 2010
годом.[26]
2.2 Меры
белорусского государства
по повышению национальной
конкурентоспособности
Национальная конкурентоспособность — это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения.
Перспективы экономического роста Беларуси, как страны с малой открытой экономикой, во многом определяются развитием её экспортного потенциала.
Повышение
международной
Руководствуясь мировым опытом, целесообразно поставить во главу угла внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности, и особенно там, где используются так называемые высокие технологии. Сделать это не просто, если учесть, что за последние 15 лет основные фонды промышленности не обновлялись и на 70% изношены, а исследовательский и проектно-конструкторский потенциалы в ощутимой степени утрачены.
На повестке дня Республики Беларусь стоят задачи: выработка и последовательная реализация стратегии активного включения страны в мировую экономику, модернизация управления этой сферой деятельности; предстоит предпринять меры по поддержке экспортёров, защите собственных перспективных отраслей от неоправданной внешней конкуренции и развитию импортозамещающих производств. Страна должна поднять свою конкурентоспособность на мировых рынках, сделав ставку на те отрасли и производства, которые имеют к этому хорошие предпосылки.
В настоящее время белорусская экономика имеет наибольшие заделы в 10-12 отраслях, которые подразделяются на две группы:
1. производство нефтепродуктов, минеральных удобрений, трикотажной одежды, химических волокон и нитей, древесины и изделий из ней, чёрных металлов и изделий из них.
2.
производство грузовых
Данные товарные группы формируют важнейшие направления экспортной специализации страны. Суммарно на их долю последние годы приходилось около двух третей всего экспорта товаров, тогда как в 1996г. – только 42-45%.
Товары первой группы экспортируются в основном в страны дальнего зарубежья. Вместе с тем по многим другим из приведенных выше направлений (вторая группа) отечественное производство ориентировано преимущественно на экспорт в СНГ и страны Центральной и Восточной Европы, включая страны – новые члены ЕС.
В целях расширения выхода на высоко конкурентные рынки товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и вступления в ВТО необходимо особое внимание уделить развитию приоритетных направлений первой группы, формируя целостные продуктовые комплексы (кластеры). При этом следует учитывать возможные препятствия на пути реализации данной задачи.
Речь идёт, во-первых, о вероятных ресурсных ограничениях со стороны поставщиков российской нефти и, во-вторых, об угрозе для экологии расширения производства в топливной, химической и нефтехимической отраслях. С этой точки зрения предпочтительнее наращивать выпуск продукции пищевой, деревообрабатывающей отраслей, а также машиностроения и металлообработки.
Для обеспечения поставленных целей выполнялся ряд государственных и отраслевых научно-технических программ в области автомобиле-, тракторо-, комбайностроения, дизельного двигателестроения и т.д. на предстоящее пятилетие также планируется продолжить выполнение ГНТП, нацеленных на повышение конкурентоспособности и увеличение экспорта продукции белорусских машиностроителей. Только по трём крупным предприятиям (МТЗ, БМЗ, МАЗ) предполагается реализовать экспортоориентированные проекты на сумму 1.3 млрд. долларов США за счёт собственных средств предприятий и кредитов отечественных и зарубежных банков.
Динамичное развитие экспорта Республики Беларусь сдерживается сохранением структуры производства. Современная структура хозяйства Беларуси было полностью сформирована в советский период для достижения конкретных целей в условиях плановой экономики и полной интеграции с другими республиками СССР. В отличие, например, от малых стран, Западной и Северной Европы или других развитых стран в Республике Беларусь превалируют крупные предприятия конечного цикла производства продукции. Они были построены в рамках централизованной системы планирования в жёсткой привязке к таким факторам размещения как источник сырья, местонахождение рабочей силы или потребителя.