Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке
Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение
Среди факторов, способствующих росту ВВП, необходимо также учитывать:
рост производительности труда на основе обновления и замены более эффективными применяемых технологий и средств производства;
снижение удельного веса промежуточного потребления в валовом выпуске товаров и услуг;
кадровая реструктуризация путем перераспределения работников в сектор малого бизнеса и сферу услуг;
повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции;
проведение реструктуризации предприятий с целью увеличения объемов продаж и их рентабельности.
Среди мер по увеличению темпов роста ВВП важная роль принадлежит повышению эффективного использования сырья, топлива и материалов, как наиболее значимых составляющих снижения себестоимости и роста объемов выпускаемой продукции. Снижение материало- и энергоемкости производства может быть обеспечено на основе:
Прогноз основных показателей развития реального сектора экономики должен базироваться на определении перспективных потребностей – емкости внутреннего и внешних рынков и спроса на производимую продукцию и услуги, а также учете основных направлений научно-технического прогресса.
К числу благоприятных тенденций на мировом уровне следует отнести возобновление после 2010 года роста мировой экономики (более 4 процентов в год), что обеспечит постепенное восстановление емкости внешних рынков для белорусских товаров и услуг; сглаживание энергетических барьеров для экономического роста за счет повышения энергоэффективности экономики и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей. Развитие внешнеэкономической интеграции со странами СНГ, расширение связей с ЕС и другими странами мирового сообщества будет способствовать укреплению и расширению позиций Беларуси на мировых рынках, расширению возможностей использования новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
К
неблагоприятным внешним
Направления и приоритеты инновационного развития отраслей экономики Республики Беларусь и механизмы их реализации должны определяться на основе материалов Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001–2020 годы, предусматривающего перевод национальной экономики на инновационный путь развития, внедрение качественно новых технологических укладов во всех секторах экономики, дальнейшее наращивание экспортного потенциала страны и повышение конкурентоспособности продукции, создание благоприятного инвестиционного климата, а также эффективной системы стимулирования инновационной деятельности.
Обоснование ключевых направлений и мер по государственному регулированию социально-экономических процессов необходимо предусматривать с учетом максимального использования рыночных механизмов регулирования. Это касается таких главных рычагов воздействия государства на экономику, социальную и экологическую сферы, как бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и валютное регулирование, формирование цен, государственные закупки продукции, а также меры административного воздействия.
При
обосновании направлений
В
качестве основных критериев оценки
этого воздействия
В связи с недостаточностью ресурсов и в целях обеспечения сбалансированности показателей при разработке направлений и комплекса мер по развитию экономики необходимо соблюдение следующих ограничений:
социальная сфера:
обеспечение
последовательного роста
не превышение критических порогов безработицы, экономически оправданной дифференциации доходов населения, рационального соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда, заработной платы во внебюджетной сфере и в бюджетных учреждениях;
обеспечение государственных минимальных социальных гарантий малообеспеченным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг;
оптимизация демографических процессов;
экономическая сфера:
развитие
и повышение эффективности
переход на инновационный путь развития, повышение уровня конкурентоспособности продукции.
Таким
образом, с учётом выше изложенных принципов
и условий, возможно разработать эффективную
систему мер регулирования экономики
государством, которая обеспечит рост
национальной экономики, что приведёт
к более высокому и прочному закреплению
положения Республики Беларусь в системе
мировых экономических связей.
Заключение
Проведенный
анализ проблем, связанных с определением
направлений адаптации
-
Беларусь является малой
- структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.
-
основным аргументом в пользу
высокого уровня открытости
-
реальная включенность
- создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, так и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом. Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.
- главными условиями участия в международных экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.
-ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает: прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям; экономическую свободу внутри страны; участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе;
-
предпосылками открытости
- развитие Беларуси должно привести к дальнейшей либерализации внешней торговли и усилению конкуренции со стороны западных партнеров, перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие необходимо в кратчайшие сроки.
- Беларуси свойственна внутренняя ограниченность в инвестиционных ресурсах, необходимых для широкой модернизации и технического перевооружения отраслей с целью интенсивной и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи. Это диктуют сохранение принципиальной линии на включение национальной экономики в международное разделение труда отдельными наиболее конкурентоспособными и перспективными предприятиями. Такой подход, основанный на выделении узкого сегмента целевой поддержки государством определенных предприятий, имеющих наибольший потенциал для развития, позволит обеспечить быстрое и эффективное формирование избранного сегмента промышленного производства. Развитие отдельных производств, способных выпускать достаточно качественную продукцию и адаптироваться к условиям международной конкуренции, а в перспективе — завоевать ряд внешних рынков, позволит интенсифицировать экономический рост экономики страны в целом. Таким образом, в условиях глобализации мирового хозяйства особую важность для экономики Беларуси приобретает подход, предусматривающий проведение единой промышленной и внешнеторговой политики, что само по себе обусловливает необходимость стимулирования интернационализации деловой активности отечественных предприятий вплоть до превращения наиболее перспективных из них в полноценные ТНК.