Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

Содержание

Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

      являются  убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

      3. Перераспределять доходы и материальные блага.

      Рыночная  система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретённого образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными и домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов в нашем обществе.

      4. Регулировать распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировать побочные эффекты.

      Экономистам известны два случая резкого нарушения  функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила «не те»количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – с государственными, или социальными благами.

      5. Стабилизировать экономику.

      Самая важная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.  Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. 

      1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

      Проблема  конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова[13], С. Долгов[14], М. Портер[15], и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.[16,c16]

      Беларусь  придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение[17,c.72-75]. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

      Анализ  результатов современных исследований свидетельствует о том, что сегодня  на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и  предприятий. Известный экономист  М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта.[15,c.67]

      С другой стороны, в условиях жесткой  конкуренции на мировом рынке  успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

      Проблемы  конкурентоспособности рассматривались  разными авторами в рамках различных теоретических подходов. Несмотря на методологические различия, было признано, что национальная конкурентоспособность — одна из важных экономических и социальных проблем, находящихся в поле зрения государства. Наиболее подходящими для понимания и объяснения сущности глобальных факторов конкурентоспособности стран можно считать теории международной торговли и инвестиций М. Портера[15] и В. Смита[18],а также теории Ч. Киндлебергера[19] и Дж. Тобина[20] , объясняющие движение капитала различиями в условиях предпринимательской деятельности в разных странах и не увязывающие напрямую движение инвестиций с движением товаров. Этот подход вполне адекватен современным тенденциям развития мировой экономики (опережение роста мировой торговли над ростом мирового производства, роста мировых инвестиций над ростом мировой торговли, роста мировых портфельных инвестиций над ростом прямых инвестиций).

      Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что  из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы.[15,c.102] Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм — человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства — признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.

      1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

      На  счет того какие факторы определяют конкурентоспособность фирмы, отрасли или даже страны имеется много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности. Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки[21], а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов[22]. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.

      Э. Вольф, исследуя отношения между  показателем общей факторной  производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил существенную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП стимулирует развитие специфических для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни общей факторной производительности. Если фирма (или несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими для обеспечения быстрого роста ОФП и, следовательно, для повышения конкурентоспособности отрасли [23,c.113].

      Исследования  Я. Фагерберга ставили целью определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность. Автор рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения капитальных товаров у местных и зарубежных поставщиков; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков; среднюю заработную плату; инвестиции в физический капитал и объем спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как и уровень заработной платы. Степень влияния остальных факторов имела различные значения в зависимости от величины страны и от того, относятся отрасли к высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования, а такие вложения в физический капитал. При этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых — от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к снижению экономического роста в стране [21,c.49].

      В свете этих выводов вызывают интерес  результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, а инвестиционный импорт сохраняет перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться [24, с. 21]. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие — одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.

      В современных условиях конкурентоспособность  учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

      1.4 Обеспечение национальной  безопасности в условиях мировых вызовов

      Существует  несколько вариантов трактовки  экономической безопасности, вот  наиболее популярные из них:

      Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.

      Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

      На  Западе широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность рассматривается как живучесть национальной экономики в условиях экономических кризисов, а также способность экономики в целом и ведущих ее отраслей к обеспечению конкурентоспособности на мировой экономической арене. Согласно такому подходу конкурентоспособность страны является главным показателем уровня ее комплексного развития.

      Все эти формулировки, дополняя друг друга, четко определяют сущность экономической  безопасности и ее место в системе  национальной безопасности.

      Наиболее  важные сферы экономической системы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности: производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная, инфраструктурная.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов