Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- выявить сущность глобализации
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке
Введение
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Заключение
Перед
Республикой Беларусь стоит задача
не только сделать экспорт более
эффективным и увеличить приток
валюты, но и повысить народнохозяйственную
отдачу импорта. Обе эти стороны
более активного включения
Дело это крайне выгодное. Один доллар на закупку лицензий экономил Японии 16 долл., в США – 6.3, Франции -5.4 долл., которые нужно было бы израсходовать на собственные научные разработки, притом ёщё с неизвестным результатом.
Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и полупродуктов на готовую продукцию ( по большей части на предметы потребления), РБ предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоёмких и высокотехнологичных, идя на кооперацию в производстве узлов и деталей. Белорусская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.
Анализ
результатов теоретических
В
контексте текущих проблем
3 Модернизация системы по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является придание новых импульсов и создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, отказа от преимущественно административных методов управления.
На основе анализа и оценки развития национальной экономики за 2006–2010 годы, включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, можно определить цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.
Для обновления, нацеленного на повышение эффективности развития Беларуси необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.
Основной целью мер государственного воздействия является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны:
Исходя из оценки современного состояния экономики и внешних угроз-вызовов, отражающих противоречивые тенденции мирового экономического развития, целей, приоритетов и задач, основных параметров эффективности развития национальной экономики, обосновывается система мер и механизмов их достижения.
При разработке Системы мер необходимо предусмотреть:
модернизацию организационно-экономических механизмов и институтов, направленную на раскрепощение возможностей отечественного бизнеса, предприятий и организаций в поиске резервов, разработке мер и путей их реализации;
ускорение структурной перестройки и реструктуризация предприятий за счет приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;
развитие и поддержку малых и средних частных предприятий, повышение роли частного капитала в модернизации экономики;
повышение эффективности управления государственной собственностью путем внедрения системы доверительного управления правами собственности, формирование механизмов частно-государственного партнерства;
структурную диверсификацию экономики на основе интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, системной приватизации государственного имущества, интеграции существующих в республике производств традиционных технологических укладов в ТНК, создания механизма селективной поддержки высокотехнологичных предприятий;
активизацию инвестиционных процессов, направленных на создание новых и модернизацию действующих рабочих мест, обладающих высокой производительностью, в том числе за счет увеличения доли внешних инвестиций, увязывая это с благоприятным изменением инвестиционного климата в стране;
создание механизмов мотивации к эффективной работе предприятий и повышению ответственности работников (прежде всего менеджеров) за результаты своего труда;
формирование новой профессионально-кадровой структуры, соответствующей потребностям новой экономики, реализация системы мер по эффективному использованию трудовых кадров, создание условий стимулирования творческого мышления (креативного сознания), развитие системы «образование в течение жизни».
Особое внимание должно быть уделено качеству экономического роста на основе индикаторов: производительности труда, эффективности инвестиций и основных средств, материалоемкости, рентабельности производства и продаж.
Развитие экономики Республики Беларусь должно основываться на ускоренном развитии высотехнологичных производств, способных предложить мировому рынку принципиально новые виды товаров и услуг. Акцент делается на развитии технологий, позволяющие значительно увеличить производительность труда и фондоотдачу, снизить материалоемкость и энергоемкость производства. Реализация данного подхода позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, приближающегося к развитым постиндустриальным странам, существенно повысить конкурентоспособность белорусской экономики, осуществить ее структурную диверсификацию и обеспечить рост эффективности.
Что касается реальных возможностей достижения такого уровня социально-экономического развития страны и связанного с ним ВВП, то для его обоснования необходимо использовать подходы, направленные на совершенствование действующей экономической модели и определяющие ограничения и предпосылки экономического роста. При этом обязательный акцент должен быть сделан на следующих положениях.
1. Развитие страны и ее секторов должно осуществляться в рамках допустимого коридора безопасного развития экономики в соответствии с ограничительными значениями показателей экономической безопасности, нацеленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости социально-экономического развития.
Сегодня Беларусь не в полной мере обеспечивает принятые в мире критерии экономической безопасности. Это касается внутренних затрат на научные исследования и разработки, коэффициента обновления основных средств, сальдо внешней торговли товарами и услугами, рентабельности реализованной продукции, доли собственных энергоресурсов. Существенную угрозу в ближайшие года будут создавать обязательства по обслуживанию внешнего долга . Поэтому необходимо в ближайшие время войти в коридор безопасного социально-экономического развития и обеспечить полное соблюдение критериев безопасного развития в социально-экономической сфере.
2. Необходимо предусмотреть возможности и направления раскрепощения предпринимательской активности, создания новых мотивационных механизмов, прежде всего для руководителей предприятий.
В
условиях, когда большая часть
собственности принадлежит
В
целях повышения
В
основе активизации
3.
Обеспечить максимальное
В основе любого ускорения развития человеческого общества лежат инновации, но ими необходимо заниматься системно. Поэтому необходимо формирование системно увязанных подходов инновационного развития, охватывающих вопросы организации, финансирования, стимулирования, контроля, и внедрения инноваций.
Целесообразно предусмотреть существенное увеличение финансирования исследований и разработок (преимущественно за счет средств предприятий), установив механизмы эффективного их использования. В основу этих механизмов следует положить подход, основанный на рыночных принципах в сочетании с государственным регулированием функционирования инновационной сферы, развитии рынка инноваций, развитии инновационного предпринимательства, создании условий для трансфера технологий из-за рубежа и др.