Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Поставлены следующие задачи:
• провести комплексный анализ понятия рынка труда, его структуры, механизма функционирования с целью выяснения места и роли государства в этой системе;
• проанализировать политику государства на рынке труда в России;
Введение 3
1. Социально – экономическая сущность рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2. Механизм функционирования рынка труда 8
1.3. Особенности российского рынка труда 12
2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России 16
2.1.. Политика занятости и регулирования рынка труда 17
2.2. Методы государственного регулирования рынка труда 22
2.3. Границы государственного регулирования рынка труда 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
3. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно, объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых.
В заключение главы можно сделать вывод о том, что рынок труда сейчас представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Этот баланс регулирует механизм функционирования рынка труда, который включает в себя: спрос на труд, предложение на труд, цену труда, конкуренцию.
В
настоящее время на рынке труда
в городском регионе существует
избыток квалифицированной
2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России
Рынок труда является одним из основных механизмов в общей системе регуляторов развития в экономике. Через рынок труда взаимодействуют демографическое развитие, миграционная ситуация, ситуация в сфере доходов и зарплаты, инвестиционные процессы, внешнеторговая ситуация. Рабочая сила, являющаяся главным субъектом рынка труда, олицетворяет идею о том, что человек является одновременно целью и средством экономического развития. Вложения в человеческий капитал, обеспечение человеку достойных социально- экономических условий труда и в первую очередь обеспечение самого доступа к труду - окупаются повышением производительности, ростом ВВП и налоговых поступлений. Благополучие человека на рынке труда - залог мощной, динамично развивающейся экономики. В регулировании рынка труда одинаково важно обеспечение занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества.
Учитывая тот факт, что ресурсом на рынке труда является способность самого человека к труду и она неотделима от этого человека, необходимо включение на рынке труда некоего механизма, обеспечивающего приемлемые условия воспроизводства рабочей силы. Таким механизмом может и должна выступать государственная политика на рынке труда.
Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально – экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав и другие структурные характеристики, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использования рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально – трудовые отношения, карьера работников).
Система целей политики на рынке труда носит разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основной целью является повышение занятости и сокращение безработицы. В качестве дополнительных целей нужно рассматривать решение конкретных проблем спроса и предложения труда, заработной платы, структуры занятости, профессиональной структуры подготовки кадров, эффективности функционирования институтов и инфраструктуры рынка труда и ряд других.
Сокращение безработицы как главная цель политики на рынке труда затрагивает интересы миллионов людей и одновременно способствует решению общегосударственных макроэкономических задач. Необходимость сокращения безработицы исходит из перечня отрицательных экономических и социальных последствий: недопроизводства ВВП, недобора налогов, понижающего влияния на доходы населения и совокупный спрос, дисквалификации и социально – психологической деградации безработных, негативного влияния безработицы на криминальную сферу.
2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда
Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны.
До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.
Современный
рынок труда – это сфера
не столько противостояния предпринимателей
и работников, сколько компромиссов
и договорённостей сторон: продавцов
и покупателей рабочей силы при
посреднической роли государства.
В
“Федеральной целевой программе
содействия занятости населения
РФ” предусмотрена
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
• обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
• переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
• достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
• предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
• создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
• развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• рост мобильности трудовых ресурсов.
К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:
• Проведение государственной макроэкономической политики стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости;
• Оптимизация соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности ( наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.);
• Активизация деятельности институтов рынка труда.9
Федеральными и региональными органами власти развёрнута большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по созданию новых рабочих мест.
Целью программы является проведение активной политики занятости посредством изменения структуры занятости населения РФ на основе формирования эффективной структуры рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в регионах и перспективных отраслях российской экономики.
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.
Государственное
регулирование рынка труда
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Политика
трудоустройства и социальной поддержки
незанятого населения в регионах
в целом имеет те же задачи, что
и на федеральном уровне. Поскольку
задачи данного блока в значительной
степени выполняются
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
На
предприятиях осуществляется управление
персоналом, развитие систем отбора и
внутрифирменных перемещений, подготовки
и переподготовки кадров. От успешного
решения предприятиями задач
в сфере управления персоналом зависит
как общая ситуация с занятостью
в стране и регионе, так и рыночная
конкурентоспособность самих
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда
Основными субъектами регулирования рынка труда являются государство и профсоюзы. Причем на рынке труда государство всегда действует активнее чем на других рынках. Носители рабочей силы- граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе представлениями о справедливости. Государственное регулирование, в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рынке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда