Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Поставлены следующие задачи:
• провести комплексный анализ понятия рынка труда, его структуры, механизма функционирования с целью выяснения места и роли государства в этой системе;
• проанализировать политику государства на рынке труда в России;

Содержание

Введение 3
1. Социально – экономическая сущность рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2. Механизм функционирования рынка труда 8
1.3. Особенности российского рынка труда 12
2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России 16
2.1.. Политика занятости и регулирования рынка труда 17
2.2. Методы государственного регулирования рынка труда 22
2.3. Границы государственного регулирования рынка труда 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.58 Кб (Скачать документ)

  • освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхование риска и т.д.

  Содержание  активной политики включает:

  • создание, сохранение и перепрофилирование рабочих мест для высвобождаемых и безработных;

  • перепрофилирование производства, санация  предприятий, их оздоровление путем  реализации инвестиционных программ;

  • профобучение и социальная адаптация безработных;

  • поддержка разнообразными методами частного предпринимательства, в особенности  малого бизнеса, как наиболее выгодного  направления реализации инвестиционных программ с точки зрения сдерживания  общей и скрытой безработицы;

  • сохранение занятости за счет компенсационных  выплат и субсидий к зарплате работникам;

  • организация общественных работ, временной  занятости и т.п.;

  Активная  политика на рынке труда нацелена на скорейшее возвращение безработного к активному труду.

  Особенности российского рынка труда предъявляют  серьезные требования к государственной  политике. Она, во-первых, должна быть направлена на усиление регулирования рынка  труда, но при условии, что данный процесс не станет препятствовать гибкости этого рынка  и не будет противоречить базовым принципам экономической свободы. Совершенно необходимым является усиление действенности механизма принуждения к исполнению законов и соблюдению контрактов. Ответственность за их нарушение должна быть настолько ощутимой, чтобы стало выгоднее выполнять законы и контракты, чем нарушать. Правда, есть и другая сторона проблемы, связанная с чрезмерными издержками соблюдения законов. Такие издержки должны снижаться, иначе трудовые отношения никогда не удастся «вывести из тени».

  Исследования  западных ученых доказали, что в  странах с жестким трудовым законодательством  темпы роста занятости оказались  самыми низкими, а там, где уровень  формальной защиты работников был ниже удавалось успешнее справляться  с шоками и безработицы. Более  успешно решались и социальные проблемы. Не удивительно, что в конце 80-х  годов в развитых странах произошел  отказ от жесткого регулирования  процедуры увольнений, а в качестве приоритетной ставится задача повышения  гибкости рынка труда, подразумевающая  ослабления прямого вмешательства  государства в сферу трудовых отношений.14 Как известно, равновесие на свободном рынке достигается методом «проб и ошибок». Это равновесие крайне неустойчиво, поскольку любые экономические и внеэкономические факторы могут нарушить его, и рынок снова начнет работать по восстановлению равенства спроса и предложения. Стоит помнить, что цена этих ошибок может быть очень велика.

  В России в течение последних 15 лет  существовало столь жесткая регламентация  процедур найма и увольнения, что  реальные трудовые отношения почти  полностью оторвались от требований законодательства. Трудовой кодекс РФ лишь ослабил это противоречие. Так, система поддержки увольняемых в России по-прежнему считается очень обременительной для работодателей. Не удивительно, что создано немало способов обхода законодательных барьеров. В их числе- различные возможности «подталкивания» работников к добровольным увольнениям. Не стоит забывать и о том, что излишняя государственная «забота» о работниках увеличивая издержки работодателей (выплата компенсации за вредные условия труда, затраты, связанные с обучением работников и т.п.), неизбежно приводит к снижению спроса на труд. К тому же чрезмерная «защищенность» одних групп работников приводит к еще большей незащищенности других групп.

  Поэтому важной задачей государства в  современных условиях является последовательная борьба против чрезмерной зарегулированности рынка труда. Государство не должно препятствовать проявлению тех возможностей, которые заложены в конкурентном рыночном механизме. Главная задача государства заключается отнюдь не в том, чтобы лишить нанимателей основных преимуществ гибкости, а скорее в том, чтобы эту гибкость легализовать.

  Оптимальное сочетание рыночного саморегулирования  с государственным регулированием, столь необходимое современной  России, предполагает последовательную поддержку предпринимательской  деятельности, особенно малого и среднего бизнеса, самозанятости, а также борьбу со всеми проявлениями монополизации экономики. Поэтому следует преодолевать административные и бюрократические барьеры, воздвигаемые чиновничеством перед инициативой граждан, перед различными проявлениями их стремления к профессиональной самореализации, к экономической свободе и независимости.

  Государственная политика на рынке труда в значительной степени определяется общей социально-экономической  ситуацией в стране. Поэтому меры, направленные на либерализацию экономики, вступление в ВТО, стимулирование предпринимательства, снижение налоговой нагрузки на работодателей  важны не только для развития экономики  страны в целом, но и для повышения  эффективности функционирования рынка  труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  С целью определения роли государства  на рынке труда в данной курсовой работе было рассмотрено понятие  рынка труда, а также экономическое  и социальное значение государства. В результате, мной были сделаны следующие выводы:

  1. Сформулировано определение рынка  труда, на основе анализа сходств  и различий приведенных выше  определений.

  Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

  2. Рынок труда сейчас представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Этот баланс регулирует механизм функционирования рынка труда, который включает в себя: спрос на труд, предложение на труд, цену труда, конкуренцию.

  3. Рынок труда России находится  в противоречивом состоянии. Частники  заинтересованы в получении прибыли,  при этом, используя старую технику  и технологии, не стремятся вкладывать  в обновления для улучшения  условий труда рабочим. 

  4. Государственное вмешательство  в рынок труда необходимо, но  в разумном количестве. Иначе  работодатель потеряет интерес  к найму рабочих. Условия функционирования  рынка труда должны быть оптимальными  для всех сторон.

  5. Основными направлениями регулирования  деятельности государства на  рынке труда являются регулирование заработной платы, занятости, режима и условий туда. Основными рычагами воздействия являются установление МРОТ, нормальных условий труда и т.п. Работник должен себя чувствовать защищенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы

    1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории / Б.Ф. Андреев. – С.Петербург: Бизнес-пресса, 2000. – 648 с.
    2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М. Книжный мир, 2001. – с. 603.
    3. Большой Российский энциклопедический словарь / М. Большая Российская энциклопедия, 2005. – с. 1346.
    4. Буланов В.С. Рынок труда / В.С. Буланов. – М.: Экзамен, 2000.- 446 с.
    5. Глущенко Г.И. Влияние международной миграции на развитие мирового и национального хозяйства / Г.И. Глущенко. – М.: Статистика России, 2006.-267 с.
    6. Государственное регулирование рыночной экономики /Под ред. В.И.Кушлина, Н.А. Волгина.-М.: экономика, 2001.-735с.
    7. Государственное регулирование экономики / Т.Т. Морозова, Ю.М. Дурдыев.- М.: Юнити-Дана,2001.- 255с.
    8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.- М.: ГУ ВШЭ,2001.-309с.
    9. Колосницин М.Г. Экономика труда / М.Г.Колосницин.- М.: Магистр, 1998.-240 с.
    10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга .- М.: Инфа, 1997.- 720с.
    11. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича .-М.: Дело и Сервис, 2001.- 832с.
    12. Мазин А.Л. Экономика труда / А.Л. Мазин.- М.: Юнити –Дана, 2007.-575с.
    13. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник / Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина.- 3-е изд., М.:Кнорус,2008.- 328с.
    14. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие / Ю.М.Остапенко.-М.: Инфра-М, 2006.- 268с.
    15. Павленко В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В.А.Павленко.- М.: Изд-во МГУ, 2004.- 368с.
    16. Панпринт М. Современный философский словарь / М. Панпринт, 1998. – с. 773.
    17. Сидорова Е.С. Заработная плата / Е.С. Сидорова .-М.: Омега-Л, 2006.-294с.
    18. Стрелкова Л.В. Труд и заработная плата на предприятии / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева .-М.: Юнити- Дана,2009.-351с.
    19. Якунин В.И., Макаров В.Л. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике / В.И. Якунин : Т.3.М.:Научный эксперт,2008.- 648с.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда