Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Поставлены следующие задачи:
• провести комплексный анализ понятия рынка труда, его структуры, механизма функционирования с целью выяснения места и роли государства в этой системе;
• проанализировать политику государства на рынке труда в России;

Содержание

Введение 3
1. Социально – экономическая сущность рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2. Механизм функционирования рынка труда 8
1.3. Особенности российского рынка труда 12
2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России 16
2.1.. Политика занятости и регулирования рынка труда 17
2.2. Методы государственного регулирования рынка труда 22
2.3. Границы государственного регулирования рынка труда 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.58 Кб (Скачать документ)

  Законодательно  регулируется деятельность монополий  и профсоюзов, определяется порядок  заключения коллективных договоров  и проведения забастовок (например могут быть запрещены для медиков, пожарных, военных- словом, для тех, чья работа особенно важна для поддержания жизнедеятельности населения).

  Помимо  законодательных, используются и экономические меры. Это, с одной стороны, налогообложение( как предприятий, так и отдельных граждан), с другой стороны – выплата различных трансфертов(пенсии, пособия малоимущим и безработным, стипендии) и субсидий, которые также могут предназначаться фирмам и частным лицам, но, в отличие от трансфертов, имеют определенную направленность( например, субсидия на строительство жилья).10

  Законодательством РФ установлены следующие виды пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС  РФ:11

   пособие по временной нетрудоспособности;

   пособие по беременности и родам;

   единовременное пособие при рождении ребенка;

   пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

   пособие по усыновлению ребенка;

   оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими 18 лет;

   пособие на погребение;

  Основными направлениями деятельности государства  на рынке труда являются регулирование заработной платы, занятости, режима и условий туда.

  Регулирование заработной платы осуществляется через  следующие основные формы: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к зарплате; индексация зарплаты в связи с ростом цен; замораживание зарплаты и цен; налогообложения личных доходов; информация об уровне зарплаты в разных секторах экономики и различная методическая помощь государственных органах фирмам.

  Минимальная заработная плата- это своеобразная социальная гарантия минимального дохода работающего, призванная уменьшить  масштабы бедности.

  В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция  Международной организации труда  «О минимальной заработной плате» называет:

  - потребность работника и его  семьи с учетом общего уровня  заработной платы в стране, стоимости  жизни, социальных выплат доходов  других социальных групп;

  - экономические соображения, включая  уровни производительности и  занятости.

  В России законодательно устанавливается  минимальная месячная зарплата. Для  выполнения функции социальной гарантии минимальная зарплата должна быть не ниже стоимости минимального прожиточного минимума, учитывающего действительные минимальные потребности. В России же эта зарплата в 1999 г. была в 10 раз меньше прожиточного минимума. Для возвращения минимальной заработной плате функции важнейшей социальной гарантии необходимо поддерживать обоснованное соотношение минимальной оплаты и прожиточного минимума с учетом социальных выплат и трансфертом. 

  

  Таблица 1. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.12

  <*> До вступления в силу Федерального  закона от 26.11.2002 N 152-ФЗ, вносившего  изменения в ст. 3 Федерального  закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ, применялся  также для определения размеров выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

  Жесткая привязка размеров социальных выплат к минимальной зарплате имеет  смысл лишь в устойчиво функционирующей  экономике. В Российских же условиях, когда производство сокращается, а  бедность достигла значительных масштабов, такая привязка лишает всю систему  гибкости. За основу исчисления социальных выплат рядом ученых предлагается принять  стоимость минимального потребительского бюджета для соответствующих  категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей и т.д.)

  В условиях рыночной экономики нельзя обойтись без индексации заработков. Она необходима для поддержания  покупательной способности при  наличии  инфляционного роста  цен. Индексация- это автоматическое повышение заработной платы с  учетом изменения индекса цен  за определенный период. В России используется формальный механизм индексации, когда  гарантированного автоматического  повышения заработной платы с  учетом роста цен не существует. В этом случае четко просматривается  связь фактического повышения заработков с ростом общего уровня цен.

  При кризисных явлениях в экономике  и неудержимом росте как цен, так и заработной платы государство  может прибегнуть к замораживанию  и того и другого. Эта мера имеет  антиинфляционный характер, и в ряде стран оказалась успешной. Но для  ее осуществления необходимо сильное, авторитетное правительство.

  Действенным рычагом регулирования личных доходов  являются налоги. В большинстве стран  считается, что в налоговой системе  должен проводиться принцип социальной справедливости, предполагающий некоторое  перераспределение доходов в  пользу малообеспеченных.

  Возможный набор мер воздействия на занятость  весьма разнообразен. Прежде всего- это  все меры стимулирования экономического роста и инвестиционного процесса.

  Государство может и напрямую стимулировать  прием новых работников. Если оно  возмещает часть издержек работодателя на заработную плату, то эти средства называются субсидиями на зарплату. Если же государство предоставляет налоговые  скидки, то они именуются налоговыми льготами, стимулирующими занятость. Та и другая мера могут применяться  ко всем случаям найма или тогда, когда увеличивается уровень  занятости на фирмах.

  Субсидии  по занятости могут быть либо общими, либо избирательными, целевыми. Во втором случае речь идет о стимулировании найма определенных групп граждан - обычно тех, кто не имеет равных возможностей с другими: молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью, малоквалифицированные работники.

  В странах с рыночной экономикой функционируют  государственные службы занятости, которые оказывают консультационную и информационную помощь при поиске работы, осуществляют обучение безработных, выплачивают им пособие, оказывают  поддержку открывающим собственное  дело безработным. В России эту роль призвано выполнять Федеральная  служба занятости. Для повышения  мобильности рабочей силы государство  может выделять субсидии и кредиты.

  Заметное  влияние на занятость оказывают  антидискриминационное и миграционное законодательство. В России дискриминация в трудовой сфере по признаку расы, цвета кожи, религии, пола и национального происхождения была запрещена сразу же после Октябрьской революции.13

  Вопрос  о дискриминации существует и  применительно к иммиграции. Существует два противоположных взгляда. Согласно одному из них приток дополнительной рабочей силы из-за границы дает дополнительные возможности для  экономического роста. Согласно же другому  взгляду иностранная рабочая  сила отнимает рабочие места у  местного населения, наполняет страну низкоквалифицированными работниками. Эта точка зрения влечет за собой усиление ограничения въезда в страну иностранцев. В результате такие ограничения то усиливаются, то ослабляются.

  Последствия эмиграции противоположны последствиям иммиграции. Страна теряет трудовые ресурсы  и лишается того продукта, который  они могли бы произвести. Из ряда стран переходной экономики наблюдается  «утечка мозгов»: уезжают ученые, конструкторы, компьютерщики, медики и  т.д. Страна не только теряет наиболее квалифицированные кадры, но и вынуждена  расходовать дополнительные средства на подготовку замены им. К тому же потери могут быть и невосполнимыми. Вместе с тем если в стране имеется большой избыток рабочей силы, то ее отток за границу может быть полезным, поскольку позволит достичь равновесия на рынке труда. С учетом этих обстоятельств государство должно регулировать не только иммиграцию, но и эмиграцию.

    Еще одно направление деятельности  государства в сфере занятости  - образование и профессиональная  подготовка, инвестиции в человеческий  капитал. Это направление имеет  стратегическое значение и является  обязательным атрибутом социально  ориентированного государства.

  Вовлечение  людей в систему образования  само по себе уменьшает предложение  труда на рынке. К тому же осуществляется подготовка работников профессиям, которые  пользуются спросом на рынке труда. От качества образования зависит  производительность труда и, следовательно, конкурентоспособность продукции  на мировом рынке.

  В регулировании режима и условий  труда государство исходит из идеи о том, что работникам не следует  рисковать своим положением или  положением их семей. Поэтому оно  регламентирует нормальную продолжительность  работы; может вводить обязательные нормативы условий труда, предписывать работодателям необходимость обеспечения рабочих средствами техники безопасности, а рабочим- обязательность использования этих средств независимо от их желания. Законодательно регламентируется обычно и допустимы минимальный возраст для приема на работу: по Конвенции Международной организации труда - не ниже возраста окончания обязательного школьного образования (во всяком случае, не ниже 15 лет).

  Право трудящихся на здоровые и безопасные условия труда в России законодательно закреплено, но это закрепление носит  в основном декларативный характер. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Более того, действующая система экономических и правовых отношений в области охраны труда позволяет государству и работодателям экономит на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня.

  Создание  эффективной национальной системы  охраны труда связано с разработкой  государственной доктрины охраны труда, формированием системы согласованных  между собой правовых институтов, в сложной социальной инфраструктуры. 
 
 
 

  2.3 Границы государственного  регулирования рынка  труда

  Чрезмерное  вмешательство государства в  экономическую деятельность  может  расцениваться как реальное препятствие  на пути эффективного функционирования рынка труда. В тоже время такое  направление государственного регулирования  рынка труда , как установление и повышение МРОТ, будучи внерыночным фактором, остается и уместным, и необходимым. Оно может и должно дополнять действие рыночного механизма.

  При определении границ вмешательства  государства в рыночный механизм следует сказать об активной и  пассивной политике на рынке труда.

  Пассивная политика предполагает ответственность  государства за положение работников и работодателей на рынке труда. Государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам - сохранение рабочего места, выплату заработной платы  и пособий, социальное страхование  и т.д.; работодателям – спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование. В пассивную политику регулирования рынка труда принято включать следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособий по безработице, осуществление надежных форм поддержки безработных. Но нельзя забывать о недостатках этой политики – жесткость накладываемых государством рамок функционирования работника и работодателя ограничивает стимулы к личной инициативе, поиску наиболее эффективных сфер применения труда, повышению производительности, т.е. формирует пассивность в социально трудовых отношениях.

  Активная  политика занятости - совокупность мер, направленных на снижение уровня безработицы  путем стимулирования организации  новых рабочих мест и трудоустройства  безработных, переподготовки незанятого населения. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест, переподготовку безработных, организацию новых  рабочих мест для безработных (через  систему общественных работ). Приоритетные направления активной политики:

  • содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих  мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка  малого бизнеса;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда