Государственное регулирование воспроизводственного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть проблемы воспроизводственного процесса
Задачи:
теоретически обосновать понятие производства и производственных отношений, их сущность;
охарактеризовать воспроизводственный процесс и его особенности;
рассмотреть теории и виды воспроизводственного процесса;
рассмотреть основные проблемы воспроизводственного процесса;
проанализировать государственное регулирование воспроизводственного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и организации в обществе…. 6
1.1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность…………………………………………………………………….

6
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества……………………………………………………

7
2. Воспроизводственный процесс и его особенности……………………….. 11
2.1 Теории воспроизводственного процесса……………………………...
11
2.2 Виды воспроизводства…………………………………………………
16
2.3 Социальная защита населения в структуре воспроизводственного цикла…………………………………………………………………………

18
2.3 Основные проблемы воспроизводственного процесса………………
23
3. Государственное регулирование воспроизводственного процесса……… 28
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Воспроизводственный процесс.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

      Идея  о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

      При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую  скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В  первом случае предполагается, что  человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (то есть разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.

      Рост  положительного экономического поведения  людей затрудняется и неэкономическим  компонентом в мотивации его  деятельности (альтруизм, религиозные  установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с  развитием человеческого общества.

      Второй  период лучше всего характеризует  кейнсианская школа и институционализм. Человеческое общество, рассматриваемое  в рамках этого направления, представляется уже более сложным. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в такой общественной экономической организации и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок.

      В этих условиях представляется невозможным  достижение целей хозяйствующих  субъектов через посредство свободной  конкуренции, тем более, что кроме  индивидуального, здесь возникает  еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами [4, c.67].

      В этот период общество имеет более  сложную структуру, для поддержания  которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

      Третий  период можно охарактеризовать как  принципиально новую модель субъектов  социально-экономического прогресса, отражающую современные реалии. Для  этого периода характерно изменение  мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Этому периоду присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, его отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связи с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Этот период социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими общностями.

      Заслуживает внимания и такой специфический  период как «советский экономический», уходящий своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и  отражающий основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.

      Этот  период характеризуется, прежде всего, раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию [8, c.67]. Труд на государство сопровождается жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственного производителя от средств производства. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и др. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.

      Раздвоенность целевой функции «советского  экономического общества» не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные издержки. Даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.

      Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной  системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума  в получении выгоды. Универсальность  этого принципа позволяет применять  его не только в рамках экономического общества, но и объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни.

      Такова  краткая характеристика основных периодов развития общественной экономической  организации человеческого общества. Носящие в целом абстрактный характер, эти периоды отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Воспроизводственный  процесс и его особенности 

2.1 Теории  воспроизводственного процесса 

      Общество  не может перестать потреблять, не может перестать производить. Для того чтобы потреблять, нужно возобновлять потребленные продукты, и поэтому процесс производства непрерывен. Следовательно, понятие воспроизводства означает, что всякий процесс производства есть в то же время процесс воспроизводства.

      Общество  не может существовать, не воспроизводя все элементы производства постоянно. Иными словами, чтобы экономическая  система могла существовать, она  должна воспроизводить сырье, средства производства, рабочую силу не только как элементы производства, но и как экономические отношения. Причем, субъектами этих отношений выступают не отдельные экономические агенты, а укрупненные «агрегированные» группы или «агрегаты» - массовые экономические явления.

      В рыночной системе хозяйствования, построенной на общественном разделении труда и экономической обособленности производителей, воспроизводство возможно при условии, когда все товары будут проданы, все средства производства и предметы потребления возмещены. Это условие предполагает соблюдение определенных народнохозяйственных пропорций.

      Впервые к этому выводу пришел французский  экономист Ф.Кенэ (1694-1774) - основоположник макроэкономического анализа. Его работа «Экономические таблицы» и статьи «Зерно», «Фермеры» и другие открыли данное направление в экономических исследованиях.

      Модель  воспроизводства Ф.Кенэ тесно связана  с его учением о классах, которые  он выделял в зависимости от их участия в создании и присвоении чистого продукта. По Кенэ, нация  состоит из трех классов: производительного, собственников и бесплодного. Первый класс создает чистый продукт, второй класс (король, сеньоры, церковь) присваивает чистый продукт, к третьему же классу он относил граждан, выполняющих работу, не связанную с земледелием, которые не присваивают и не создают чистый продукт, а лишь преобразуют сельскохозяйственный продукт в иную натуральную форму. Он не выделяет капиталистов-фермеров и рабочих-земледельцев, а объединяет их в один производительный класс.

      Заслуга Ф.Кенэ в том, что он представил воспроизводство не только как воспроизводство материальных благ, но и как воспроизводство классов, т.е. производственных отношений. Здесь он впервые ставит вопрос об основных и производных доходах. Ф.Кенэ анализирует только простое воспроизводство, абстрагируясь от внешней торговли и изменчивости цен. Основное место в его теории воспроизводства занимает проблема реализации.

      Рассмотрим  подробнее модель воспроизводственного процесса Ф.Кенэ (схема 1). Согласно ей, процесс оборота начинается с  завершением уборки урожая и проходит пять актов. В сферу обращения вступают сельскохозяйственная продукция на три млрд. ливров (ЗСХ), созданная производи тельным классом (ПК); промышленная продукция на 2 млрд. ливров (2ПП), созданная бесплодным классом (БК); денежные средства на 2 млрд. ливров (2Д), которые получили в предыдущем периоде за аренду земли земельные собственники (ЗС). 

      Схема 1. 

 

      1 акт: земельные собственники покупают  на 1 млрд. ливров продукты питания у производительного класса.

      2 акт: земельные собственники покупают  на 1 млрд. ливров промышленные товары  у бесплодного класса.

      3 акт: бесплодный класс покупает  продукты питания на 1 млрд. ливров, полученный от земледельцев.

      4 акт: производительный класс покупает на 1 млрд. ливров промышленные товары.

      5 акт: бесплодный класс покупает  на 1 млрд. ливров сельскохозяйственное  сырье.

      В результате этих актов реализовано  промышленной продукции на два млрд. ливров и сельскохозяйственной продукции  на три млрд. ливров. Производительный класс имеет двух млрд. ливров для аренды и на один млрд. ливров промышленной продукции для возмещения износа основного капитала. Земельные собственники имеют для личного потребления предметы питания на один млрд. ливров и промышленные товары на один млрд. ливров. Бесплодный класс имеет земледельческую продукцию для производительных нужд на один млрд. ливров и для личного потребления - на один млрд. ливров. Всего на конец периода общество имеет два млрд. ливров (2Д), на два млрд. ливров промышленной продукции (2ПП) и на три млрд. ливров сельскохозяйственной продукции (ЗСХ). Таким образом, все необходимые условия для воспроизводства созданы.

      Данная  модель воспроизводства показывает, что повторение процесса производства возможно при условии пропорциональности, которое достигается на основе конкуренции и свободной игры цен, то есть на основе "естественного порядка". Вмешательство государства нарушает этот порядок. Концепция естественного порядка переносила незыблемость законов природы на экономические законы, что является ошибкой.

      Теория  воспроизводства Ф.Кенэ была первой попыткой рассмотрения процесса производства в масштабах общества.

      Позднее к процессу воспроизводства в  масштабах общества вновь обратился  К.Маркс. Он создал теорию воспроизводства общественного капитала, которая состоит из трех взаимосвязанных частей:

    • абстрактной теории реализации;
    • теории национального дохода;
    • теории экономических кризисов.

      Основные  положения теории воспроизводства  общественного капитала сводятся к следующему.

      1. Производство материальных благ  в любом обществе есть непрерывно  повторяющийся процесс или воспроизводство.

      - Воспроизводство общественного  капитала есть его движение  как в сфере производства, так  и в сфере собрания.

      2. Результат этого движения находит свое выражение совокупном общественном продукте (СОП), а сам общественный капитал, по К.Марксу, есть совокупность взаимосвязанных посредством рыночного механизма индивидуальных капиталов.

Информация о работе Государственное регулирование воспроизводственного процесса