Государственное регулирование воспроизводственного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть проблемы воспроизводственного процесса
Задачи:
теоретически обосновать понятие производства и производственных отношений, их сущность;
охарактеризовать воспроизводственный процесс и его особенности;
рассмотреть теории и виды воспроизводственного процесса;
рассмотреть основные проблемы воспроизводственного процесса;
проанализировать государственное регулирование воспроизводственного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и организации в обществе…. 6
1.1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность…………………………………………………………………….

6
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества……………………………………………………

7
2. Воспроизводственный процесс и его особенности……………………….. 11
2.1 Теории воспроизводственного процесса……………………………...
11
2.2 Виды воспроизводства…………………………………………………
16
2.3 Социальная защита населения в структуре воспроизводственного цикла…………………………………………………………………………

18
2.3 Основные проблемы воспроизводственного процесса………………
23
3. Государственное регулирование воспроизводственного процесса……… 28
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Воспроизводственный процесс.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

      Для того чтобы воспроизводственный  процесс шел нормально, необходимо, чтобы соблюдались определенные пропорции между его отдельными составляющими. Дело в том, что все  элементы воспроизводственной системы относительно самостоятельны, развиваются по своим специфическим законам, но в то же время зависят друг от друга. И поэтому следует создать такие условия, чтобы общее их развитие соответствовало друг другу, чтобы они развивались в соответствии с принципом синхронного единства, то есть не противоречили друг другу.

      Говоря  о пропорциях воспроизводства, необходимо иметь в виду не только пропорции  отдельных отраслей и производств, но и пропорции распределения, обмена и потребления, пропорции интересов в обществе. Задача согласования интересов и обеспечения их реализации лежит в основе разработки системы мотивации труда и, следовательно, обеспечения эффективности воспроизводственного процесса. В процессе воспроизводства, благодаря его целенаправленности, всегда создается определенная вещь (продукт) [11, c.79]. В то же время для производства отдельного продукта затрачивается определенное количество труда. Поэтому результат трудовой деятельности (продукт) всегда можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, каждый продукт обладает способностью удовлетворять определенную человеческую потребность. В связи с тем, что потребности отличаются громадным разнообразием и общественное воспроизводство должно удовлетворять их, все произведенные продукты делятся на две большие группы. Если продукт удовлетворяет личные потребности человека - это предмет потребления, если он удовлетворяет производственную потребность - это средство производства. Соответственно все общественное производство делится на два подразделения: первое выпускает средства производства, второе - предметы потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

      Проблема  соотношения между I и II подразделениями  общественного производства имеет  огромное значение для развития экономики. Так, упрощенно трактуемая догма о преимущественном росте производства средств производства имела своим следствием постепенное снижение жизненного уровня и сужение объективных уровней развития общественного воспроизводства. Закономерность преимущественного роста I подразделения общественного производства действует в условиях не количественного накопления средств производства, а непрерывного их совершенствования, поскольку является движущей силой НТП и фактором постоянного роста производительности собственного труда. Что касается бывшего Союза, то после войны здесь наращивание объемов производства в I подразделении стало носить самодовлеющий характер, т.е. производство ради производства. Это было усилено следующими специфическими условиями:

      1. Первое подразделение должно было обеспечить приоритетное развитие ВПК и космических разработок, необходимое для этого сырье, материалы, энергию, станки, оборудование.

      2. Началось широкое масштабное освоение западносибирских месторождений нефти и газа. Это вызвало резкое увеличение инвестиций в топливно-энергетический комплекс.

      3. Расширение объема производства  в I подразделении происходило  практически на неизменной технической  основе при сохранении старого  технологического способа производства.

      В итоге технические характеристики конечной продукции I подразделения (продукции машиностроения) менялись медленно, а недостаточное выделение инвестиций для II подразделения приводило в отдельные периоды не только к моральному, но и резкому физическому старению производственного аппарата.

      Для процесса инвестирования народного  хозяйства были характерны высокая  доля капитальных вложений в I подразделение  и постепенное уменьшение доли капиталовложений во II подразделение, здравоохранение, культуру и другие сферы жизнеобеспечения.

      В развитых западных странах в послевоенный период происходит резкий сдвиг в  инвестиционной сфере в пользу потребительского комплекса и всей социальной инфраструктуры. Это стало возможным благодаря  ускорению НТП, позволившему на основе ресурсосбережения сократить общественные затраты на производство сырья и энергии и в результате комплексной механизации и автоматизации высвободить трудовые ресурсы из сферы материального производства и направить их на цели обслуживания человека. В итоге во второй половине XX в. наблюдается повышение жизненного Уровня населения практически во всех развитых странах.

      НТР обусловила быстрое развитие сферы  обслуживания, которая не создает  самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции (этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

      Для современного воспроизводства Республики Казахстан существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с монополизацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

      Рассматривая  результат воспроизводства, не нужно  забывать, что он может существовать не только в материальной форме, но и в нематериальной, в виде услуг. Услуга также обладает потребительной стоимостью и на нее затрачивается  человеческий труд. В связи с этим все общественное производство делится на две большие сферы: материальное и нематериальное производство. К первому относят промышленность, сельское хозяйство, строительство и производство различных материальных услуг на транспорте, в торговле, коммунальном хозяйстве, сфере услуг, ко второму - создание духовных ценностей и нематериальные услуги.

      В современных условиях от этого деления  отказались практически все государства, оно сохранилось лишь в нескольких странах, в том числе и в Казахстане. Сейчас производительным признается не только труд по созданию материальных ценностей, но любой труд, создающий блага для потребления, независимо от того, в какой сфере это происходит - в материальной или духовной, в сфере производства товаров или услуг [5, c.12].

      Таким образом, современное общественное производство охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но также нематериальную сферу - производство нематериальных услуг и благ, что  составляет в совокупности своих отраслей III подразделение, и, наконец, сферу военной экономики, которую целесообразно выделить в IV сферу. Такая структура общественного производства учитывает современные коренные качественные сдвиги. Кроме того, это позволяет глубже понять, что III и IV подразделения никаких материальных субстанций потребительского и производственного назначения сами по себе не производят (кроме конверсии). Отсюда вывод: материальным источником пополнения III и IV подразделений, а также товарного покрытия (обеспечения) потребительского спроса этих подразделений является общественный продукт, создаваемый и подразделениями (т.е. отраслями) общественного производства все это необходимо учитывать при установлении сбалансированности общественного хозяйства.

      Структура общественного производства давит на темпы масштабы воспроизводства. Преодоление застойного, а сейчас и кризисного состояния экономики Республики Казахстан возможно через нормализацию структуры общественного производства. Только значительное сокращение ВПК, конверсия ряда военных производств позволят обеспечить материальные условия прогрессивной структуры общественного производства, без чего невозможно выйти на нормальное равновесие важнейших макро пропорций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Государственное  регулирование воспроизводственного процесса 

      Одной из непосредственных задач государства  должна стать компенсация рыночных провалов и социальная ориентация рынка. Имеется в виду не только производство нужных населению товаров и услуг  и контроль деятельности предпринимателей, но и также дотации на развитие бесплатной системы образования и здравоохранения, регулируемое государственное пенсионное обеспечение, забота об экологии, о `слабых` группах населения - инвалидах, больных, многодетных и т.д. Таким образом, функции социальной зашиты обязательно должны присутствовать на всех фазах воспроизводственного цикла.

      Без вмешательства извне рыночная экономика  не способна регулировать уровень жизни  населения, соотношение социальной справедливости и экономической  эффективности (свободы и порядка). Ее главная цель - рост эффективности производства и прибыли. Конечно, в ходе реализации данной цели в какой-то мере решаются и некоторые социальные вопросы - обеспечение занятости, выплата заработной платы и т.д. Однако рыночная экономика основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.д.).

      Государство своей волей поворачивает рыночную экономику к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики, при этом оно часто  жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Одним  из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости перед экономической эффективностью, что обеспечивается государственным регулированием экономики.

      На  стадии потребления происходит превращение  продуктов в предметы потребления, осуществляется индивидуальное присвоение продуктов, их `выпадение` из общественного процесса и персонификация, превращение продуктов в предметы труда и условие удовлетворения отдельных потребностей.

      Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство.

      Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное  звено которой – бюджетная  система.

      Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство как интегральный активный компонент экономики способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно [19, c.26]. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

      Применяя  прямые и косвенные методы регулирования, государство влияет на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления в сфере экономических отношений непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой, органично вписываясь в механизм рыночных отношений, в большинстве государств мира получили наиболее широкое распространение. Соответственно методы являются важным элементом  бюджетной политики государства, поскольку отражают качественную сторону бюджетной деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений. [20, c.81]

      Эффективность использования бюджетных методов регулирования обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

      В зависимости от целей методы  бюджетного регулирования могут  подразделяться на четыре взаимосвязанные  сферы:

    • бюджетно-налоговое балансирование;
    • систему налоговых льгот и преференций;
    • административное воздействие;
    • меры санкционированных действий.

      Выделяют  следующие уровни бюджетного регулирования:

    • общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;
    • межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;
    • межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

      Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

Информация о работе Государственное регулирование воспроизводственного процесса