В
целом формы и методы бюджетного
регулирования в зависимости
от обслуживаемой ими сферы бюджетных
отношений можно разделить на
две группы:
- формы и методы
бюджетного регулирования, действующие
в сфере бюджетных отношений, связанных
с формированием доходов бюджета;
- формы и методы
бюджетного регулирования, действующие
в сфере бюджетных отношений, обслуживающих
выполнение расходной части бюджета.[17,
c.26]
В
первую группу включаются:
- изъятие части
доходов, полученных в результате первичного
распределения национального продукта.
Этой форме соответствуют методы регулирования:
изъятие налогов и неналоговых платежей
в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
- предоставление
налоговых привилегий. Методы регулирования,
соответствующие этой форме: полное освобождение
от уплаты налогов и неналоговых платежей,
предоставление льгот, налоговых кредитов;
- перераспределение
общегосударственных доходов и
налогов между уровнями бюджетов. Эта
форма бюджетного регулирования предполагает
использование следующих методов: закрепление
за местными бюджетами полностью или частично
общегосударственных доходов; передача
регионам части общегосударственных доходов
в виде регулирующих доходных источников;
предоставление трансфертов для сбалансирования
доходов и расходов региональных
бюджетов;
- резервирование
части бюджетных ресурсов достигается
созданием резервных фондов в составе
бюджетов всех уровней: специфического
бюджетного резерва в виде оборотной кассовой
наличности для предупреждения кассовых
разрывов при исполнении бюджета, резервов
правительства и местных органов власти,
целевых резервов;
- регулирование
привлечения государственных кредитов
осуществляется посредством внутреннего
государственного кредита и международного
государственного кредита.
Действительно,
правительство Республики Казахстан используют
огромный арсенал методов бюджетного
регулирования экономики на микро- и макроуровне,
среди которых к ведущим относятся те,
которые формируют доходную часть бюджета
страны:
- методы, связанные
с видами, ставками, структурой налогов
(введение новых или повышение ставок
действующих налогов; манипулирование
величиной ставок налогов на определенной
территории или на определенный промежуток
времени; изменение структуры налогов;
использование прогрессивной системы
налогообложения; дифференциация ставок
налогов по отраслям и видам производств;
использование разнообразных систем подоходного
обложения корпораций);
- методы, связанные
с льготами и скидками, в том числе поощряющими
деловую активность, стимулирующими миграцию
капитала, развитие экспортного производства,
предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы
и скидки на личные доходы налогоплательщиков;
система ускоренной амортизации; инвестиционный
налоговый кредит; льготы по отдельным
отраслям и компаниям; скидки на прибыль
малого бизнеса и убыточных предприятий;
льготы при обложении доходов от прироста
капитала; льготы, стимулирующие частные
инвестиции в акции; льготы предприятиям,
создающим рабочие места;
- методы, связанные
с гармонизацией и унификацией национальных
налоговых систем (согласование налоговых
законодательств, унификация ставок по
ведущим видам налогов, структур налогообложения,
механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых
доходов и пр.). [23, c.3]
Ко
второй группе относятся следующие
формы и методы бюджетного регулирования:
- финансирование
расходов на отрасли экономики, социально-культурную
сферу, управление и оборону. Методы регулирования:
прямое финансирование; предоставление
трансфертов в виде дотаций, субсидий,
субвенций;
- выравнивание
расходов на отрасли непроизводственной
сферы в региональном разрезе. Используются
следующие методы регулирования: принятие
единого для всех территорий республики
норматива бюджетной обеспеченности в
отраслях непроизводственной сферы в
расчете на одного жителя; предоставление
трансфертов из фонда финансовой поддержки
регионов; финансирование капитальных
вложений в развитие сети учреждений непроизводственной
сферы;
- перераспределение
расходов между уровнями бюджетной системы.
Этой форме бюджетного регулирования
соответствуют следующие методы: передача
объекта финансирования с бюджета одного
уровня на другой; передача трансфертов
в качестве дополнительного источника
финансирования;
- регулирование
погашения государственного долга предусматривает
выплату долгов и уплату процентов по
ним;
- участие в
формировании доходов международных организаций,
метод регулирования - уплата взносов
в соответствии с международными договорами.
Кроме
того, целесообразно классифицировать
формы и методы бюджетного регулирования
в соответствии с задачами, на решение
которых они направлены. В данном случае
важно обеспечить разнообразие в сочетании
форм и методов первой и второй групп с
целью расширения спектра их действия
для достижения цели. В частности:
- для регулирования
народнохозяйственных и отраслевых пропорций
могут быть использованы следующие формы
и методы: изъятие части доходов экономических
агентов, предоставление им льгот по налогам,
приоритетное финансирование, субсидирование,
дотирование;
- регулирование
доходов населения и уровня жизни может
осуществляться следующими методами:
перераспределением доходов путем изъятия
налогов; предоставлением налоговых льгот;
выдачей субсидий, трансфертов;
- для обеспечения
социальных гарантий используется предоставление
льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
- выравнивание
уровня социально-экономического развития
регионов достигается перераспределением
доходов и расходов между бюджетами территорий
путем применения методов, соответствующих
этим формам бюджетного регулирования;
- для предупреждения
и ликвидации последствий нежелательных
событий, предупреждения диспропорций
в развитии экономики, предупреждения
и ликвидации последствий стихийных бедствий
используются формы регулирования: резервирование
средств бюджета и финансирование соответствующих
мероприятий;
- регулирование
сальдо бюджета осуществляется посредством
сокращения расходов, увеличения доходов,
привлечения кредитов, займов.
Таким
образом, практическая реализация бюджетной
политики требует применения соответствующего
инструментария. Существует целый ряд
инструментов и методов, с помощью которых
осуществляется бюджетное регулирование
в рыночной экономике.
При
этом бюджетная политика позволяет
реализовать основные функции государственной
власти, а налоговая обеспечивает правительство
финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая
и бюджетная политика должна рассматриваться
во взаимодействии, исходя из того, что
снижение налогового бремени и сокращение
доходов бюджета связано с сокращением
бюджетных расходов.
Заключение
Подводя
итоги вышеизложенного можно
сделать несколько выводов:
Под
производством понимается процесс
воздействия человека на предметы и
силы природы и приспособления их
к удовлетворению тех или иных своих потребностей.
Производство
включает в себя три разнородных
фактора.
Первый
фактор – субъективный, человеческий.
Для производства всегда нужны люди,
имеющие необходимые знания и
трудовые навыки. Отсюда первой созидающей
силой является труд. Труд в материальном
производстве – это целесообразная деятельность,
в которой люди с помощью созданных ими
средств изменяют предметы природы, приспосабливая
их для удовлетворения своих потребностей.
В своей деятельности на предприятиях
участвуют работники разных профессий,
а также управленческий персонал, организующий
их совместный труд.
Второй
фактор – вещественный – средства
труда. К ним относятся те материальные
вещи, с помощью которых люди создают
полезные блага. В состав труда входят
естественные условия производственного
процесса, например, вода, используемая
для хозяйственных целей, и техника –
искусственные, созданные человеком средства
труда. В свою очередь, они включают орудия
труда (инструменты, машины, оборудование,
аппараты химического производства и
т. п.), благодаря которым исходное природное
вещество преобразуется в полезные блага,
а также общие материальные условия труда
(производственные здания, каналы, дороги
и т. п.).
Третий
фактор - тоже вещественный – предмет
труда. Это вещь или совокупность вещей,
которые человек подвергает обработке
с помощью средств труда. Предметы труда
также подразделяются на вещество природы,
которое не подверглось обработке, и на
сырье (сырые материалы), которое претерпело
воздействие труда человека (отбитые из
пласта уголь и руда, направляемые для
дальнейшей переработки).
Все
три фактора связываются воедино
с помощью технологии. Технология
– совокупность знаний о способах
и средствах проведения производственных
процессов.
Общество
не может перестать потреблять, не может
перестать производить. Для того чтобы
потреблять, нужно возобновлять потребленные
продукты, и поэтому процесс производства
непрерывен. Следовательно, понятие воспроизводства
означает, что всякий процесс производства
есть в то же время процесс воспроизводства.
Бюджетная
политика Республики Казахстан позволяет
реализовать основные функции государственной
власти, а налоговая обеспечивает
правительство финансовыми ресурсами.
Поэтому налоговая и бюджетная
политика должна рассматриваться во взаимодействии,
исходя из того, что снижение налогового
бремени и сокращение доходов бюджета
связано с сокращением бюджетных расходов.
Одним
из главных недостатков экономических
преобразований в отечественной
экономике является недооценка реструктуризации
производства и реформирования предприятий
- основных субъектов рынка. Основное внимание
в ходе реформ было сосредоточено на либерализации
общества, создании частной собственности,
вопросы же реформирования воспроизводства
предприятий, их адаптация к условиям
смешанной экономики были незаслуженно
обделены должным вниманием. Поэтому,
сложившаяся на сегодня ситуация в промышленности,
переход к многоукладной экономике, массовая
приватизация государственной собственности,
старение основного промышленного капитала,
снижение качества и конкурентоспособности
продукции, наличие деструктивных процессов
в сфере материального производства -
все это объективно обуславливает необходимость
проведения глубокого политэкономического
исследования вопросов воспроизводства
на микроуровне, а также путей оживления
производственного потенциала в современных
экономических условиях.
Особое
внимание в рамках исследования воспроизводства
на микроуровне должно быть уделено
тем его элементам, которые были
менее всего затронуты реформами, а
именно производственная, торговая и финансовая
деятельность предприятий. Кроме того,
в глубоком изучении нуждаются источники
финансового обеспечения воспроизводственного
процесса на микроуровне, оптимизация
их соотношения и эффективное использование.
Необходима качественная политэкономическая
оценка новых инструментов финансирования
производственно-хозяйственной деятельности
предприятия, а также их сравнительный
анализ с точки зрения снижения стоимости
привлекаемого капитала.
К
числу решающих факторов, способных активизировать
процессы воспроизводства на предприятиях,
относится, в первую очередь, оживление
оборота капиталов, ликвидация препятствий
на пути их движения. Эта задача требует
решения как на микро -, так и на макроуровне.
С этой целью необходимо комплексное и
всестороннее изучение причин торможения
оборота ресурсов предприятий, а также
разработка эффективных мер по их преодолению.
В
контексте рыночного реформирования
экономики представляется безотлагательной
необходимость определения четкой
позиции государства в отношении мер по
подъему инвестиционной активности и
оживлению производственного потенциала.
Мало
исследованным является вопрос влияния
политики государства в области
распоряжения своими пакетами акций (фондовым
портфелем) на воспроизводство предприятий,
эффективное использование ими ресурсов.
Список
использованных источников
- Борисов.
Е. Ф. Экономическая теория. – М.:
Юрайт, 2005.
- Борисов.
Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт,
2006 – с. 18.
- Гайдулина
Л.Ф. Развитие общественного производства
как основа становления целостности общества.
- Казань, 2006 г.
- Государственное
регулирование экономики: Курс лекций
/Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова
и др.; Под общ ред. Н.Б. Антоновой. – Мн.:
ООО «Мисанта», 2005. – 360с.
- Государственный
бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук.
– Мн.: Высш.школа, 2005. – 240с.
- Дудченко
Н.А. Общественное производство: структура
и факторы развития. - Киев, 2004 г.
- Ермишин.
П. Г. Основы экономической теории: Курс
лекций. «МГТУ» М. 2005.
- Ермишин.
П. Г. Основы экономической теории: Курс
лекций. «МГТУ» М. 2003.
- Заяц Н.Е.
Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.:
БГЭУ, 2006. – 220с.
- Корбут Н.П.
Реализация бюджетной политики государства
в переходный период. // Экономический
журнал. – 2007. - №4. – С.4 - 15.
- Курс экономики:
Учебник. (2-е издание дополненное) Под
ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М, 2003.
- Курс экономики:
Учебник. (2-е издание дополненное) Под
ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М, 2005.
- Курс экономической
теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина
и проф. Е.А. Киселёвой.
- Маркс К.
Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е
изд. Т. 12.
- Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
- Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46.
- Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46. – с. 222
- Основные
направления социально-экономического
развития Республики Казахстан на период
до 2010 года // Экономический Журнал. – 2007.
- №2. – С.4 – 24.
- Подпорина
И. Современные проблемы бюджетного регулирования.
// Экономист. - 2006. - №7. – С.69 – 78.
- Сорокина
Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие.
– Мн.: БГЭУ, 2007. – 289с.
- Сущность
и структура общественного производства.
- М.: 2005 г.
- Экономика.С.
Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2005.
- Экономика.С.
Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2006.
- Экономикс.
Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб.
2006.