Государственное регулирование воспроизводственного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть проблемы воспроизводственного процесса
Задачи:
теоретически обосновать понятие производства и производственных отношений, их сущность;
охарактеризовать воспроизводственный процесс и его особенности;
рассмотреть теории и виды воспроизводственного процесса;
рассмотреть основные проблемы воспроизводственного процесса;
проанализировать государственное регулирование воспроизводственного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и организации в обществе…. 6
1.1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность…………………………………………………………………….

6
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества……………………………………………………

7
2. Воспроизводственный процесс и его особенности……………………….. 11
2.1 Теории воспроизводственного процесса……………………………...
11
2.2 Виды воспроизводства…………………………………………………
16
2.3 Социальная защита населения в структуре воспроизводственного цикла…………………………………………………………………………

18
2.3 Основные проблемы воспроизводственного процесса………………
23
3. Государственное регулирование воспроизводственного процесса……… 28
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Воспроизводственный процесс.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

      В целом  формы  и методы бюджетного регулирования в зависимости  от обслуживаемой ими сферы бюджетных  отношений можно разделить на две группы:

    • формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;
    • формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.[17, c.26]

      В первую группу включаются:

  • изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
  • предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
  • перераспределение  общегосударственных  доходов  и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;  передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих  доходных  источников; предоставление  трансфертов для сбалансирования доходов и расходов  региональных бюджетов;
  • резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;
  • регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

      Действительно, правительство Республики Казахстан используют огромный арсенал методов бюджетного регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых к ведущим относятся те, которые формируют доходную часть бюджета страны:

  • методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или на определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
  • методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала,  развитие экспортного производства,  предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции;  льготы предприятиям, создающим рабочие места;
  • методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов и пр.). [23, c.3]

      Ко  второй группе относятся следующие  формы и методы бюджетного регулирования:

  • финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
  • выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;
  • перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
  • регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;
  • участие в формировании доходов международных организаций, метод регулирования -  уплата взносов в соответствии с международными договорами.

      Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:

  • для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
  • регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
  • для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
  • выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
  • для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
  • регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.

      Таким образом, практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

      При этом бюджетная политика позволяет  реализовать основные функции  государственной власти, а налоговая обеспечивает  правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Подводя итоги вышеизложенного можно  сделать несколько выводов:

      Под производством понимается процесс  воздействия человека на предметы и  силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

      Производство  включает в себя три разнородных  фактора.

      Первый  фактор – субъективный, человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и  трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд. Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.

      Второй  фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают  полезные блага. В состав труда входят естественные условия производственного процесса, например, вода, используемая для хозяйственных целей, и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. п.).

      Третий  фактор - тоже вещественный – предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек подвергает обработке с помощью средств труда. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке, и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

      Все три фактора связываются воедино  с помощью технологии. Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

      Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. Для того чтобы потреблять, нужно возобновлять потребленные продукты, и поэтому процесс производства непрерывен. Следовательно, понятие воспроизводства означает, что всякий процесс производства есть в то же время процесс воспроизводства.

      Бюджетная политика Республики Казахстан позволяет  реализовать основные функции  государственной  власти, а налоговая обеспечивает  правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная  политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.

      Одним из главных недостатков экономических  преобразований в отечественной  экономике является недооценка реструктуризации производства и реформирования предприятий - основных субъектов рынка. Основное внимание в ходе реформ было сосредоточено на либерализации общества, создании частной собственности, вопросы же реформирования воспроизводства предприятий, их адаптация к условиям смешанной экономики были незаслуженно обделены должным вниманием. Поэтому, сложившаяся на сегодня ситуация в промышленности, переход к многоукладной экономике, массовая приватизация государственной собственности, старение основного промышленного капитала, снижение качества и конкурентоспособности продукции, наличие деструктивных процессов в сфере материального производства - все это объективно обуславливает необходимость проведения глубокого политэкономического исследования вопросов воспроизводства на микроуровне, а также путей оживления производственного потенциала в современных экономических условиях.

      Особое  внимание в рамках исследования воспроизводства  на микроуровне должно быть уделено  тем его элементам, которые были менее всего затронуты реформами, а именно производственная, торговая и финансовая деятельность предприятий. Кроме того, в глубоком изучении нуждаются источники финансового обеспечения воспроизводственного процесса на микроуровне, оптимизация их соотношения и эффективное использование. Необходима качественная политэкономическая оценка новых инструментов финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также их сравнительный анализ с точки зрения снижения стоимости привлекаемого капитала.

      К числу решающих факторов, способных активизировать процессы воспроизводства на предприятиях, относится, в первую очередь, оживление оборота капиталов, ликвидация препятствий на пути их движения. Эта задача требует решения как на микро -, так и на макроуровне. С этой целью необходимо комплексное и всестороннее изучение причин торможения оборота ресурсов предприятий, а также разработка эффективных мер по их преодолению.

      В контексте рыночного реформирования экономики представляется безотлагательной необходимость определения четкой позиции государства в отношении мер по подъему инвестиционной активности и оживлению производственного потенциала.

      Мало  исследованным является вопрос влияния  политики государства в области  распоряжения своими пакетами акций (фондовым портфелем) на воспроизводство предприятий, эффективное использование ими ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2005.
  2. Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2006 – с. 18.
  3. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. - Казань, 2006 г.
  4. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др.; Под общ ред. Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО «Мисанта», 2005. – 360с.
  5. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 2005. – 240с.
  6. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. - Киев, 2004 г.
  7. Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 2005.
  8. Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 2003.
  9. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 220с.
  10. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. //  Экономический журнал. – 2007. - №4. – С.4 - 15.
  11. Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М, 2003.
  12. Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М, 2005.
  13. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.
  14. Маркс К. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 12.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46. – с. 222
  18. Основные направления социально-экономического развития Республики Казахстан на период до 2010 года // Экономический Журнал. – 2007. - №2. – С.4 – 24.
  19. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования. // Экономист. - 2006. - №7. – С.69 – 78.
  20. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 289с.
  21. Сущность и структура общественного производства. - М.: 2005 г.
  22. Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2005.
  23. Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2006.
  24. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 2006.

Информация о работе Государственное регулирование воспроизводственного процесса