Государственный кредит: необходимость и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь. Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5
1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5
1.2. Функции и формы государственного кредита……………………………...8
1.3. Правовое обеспечение государственного кредита РБ ………………....14
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16
2.1. Понятие государственного долга, его содержание и виды.......................16
2.2. Управление государственным долгом………………………….................19
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23
3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23
3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28
3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…......................35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  

ФАКУЛЬТЕТ  

Кафедра  
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ: НЕОБХОДИМОСТЬ  И СУЩНОСТЬ 
 
 
 
 
 
 

Специальность  
 
 

Автор работы

          
 
 

Руководитель                                                                         
 
 
 
 

Минск 2011

 

РЕФЕРАТ 

         Данная курсовая написана на тему «Государственный кредит: необходимость и сущность» и составляет 35 страниц. Работа была написана  с использованием 13 литературных источников, включает 2 таблицы и 1 рисунок.

         В работе использованы следующие  ключевые слова: государственный  кредит, международный кредит, внешний  государственный долг, внутренний  государственный долг, управление  государственным долгом.

         Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь.             Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5

1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5

1.2. Функции и  формы государственного кредита……………………………...8

1.3. Правовое обеспечение государственного кредита  РБ   ………………....14

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16

2.1. Понятие государственного долга, его содержание  и виды.......................16

2.2. Управление  государственным долгом………………………….................19

3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23

3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23

3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28

3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………….…......................35

  
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные  обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев – государственный кредит.

            Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет, как правило, привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности.

        Государственный кредит на сегодняшний  день – очень актуальная тема не только для Беларуси,  а также и для многих стран мира. Он  играет  чрезвычайно  важную роль   в  нашей  экономике.   От  состояния  в  этой  отрасли  кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели  государственного бюджета, темпы роста  экономической  стабилизации,  а  также  то,  каким является положение страны на мировой арене.

        Цель курсовой работы раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь.

           Для написания курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: выявить сущность и значение государственного кредита, для этого следовало определить понятие, функции и особенности государственного кредита; произвести анализ государственного долга, то есть проанализировать внутренний и внешний государственный долг, его управление

             Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита.

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

    1.1. Понятие  государственного кредита 

      Государственный кредит является частью государственных  финансов, одной из форм мобилизации государством финансовых ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.

      В области государственного кредита  государственные национальные финансовые интересы переплетаются с интересами частных компаний, банков, физических лиц, вложивших свои деньги, например, в долговые обязательства государства. При этом в отношениях государственного кредита задействованы и внутренние, и внешние международные финансовые рынки, что соответствует образованию внутреннего и внешнего государственного долга. Государственный кредит тесно связан с корпоративными финансами. Во-первых, государство заимствует средства у крупных отечественных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов, а также продавая им свои долговые обязательства, облеченные в форму ценных бумаг. Другими словами, государственный кредит превращается перед частными кредиторами в государственный долг, который занимает определенную долю их активов. Во-вторых, параметры (процентные ставки по кредитам, доходность по ценным бумагам) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для компаний и банков они являются надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке при размещении активов для поддержания собственной ликвидности. Но государство может и само давать кредиты корпорациям, предоставлять им гарантии, поощряя развитие передовых производств, освоение высоких технологий.

      Особенность государственного кредита как экономических  отношений проявляется также в том, что он реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое содержание у них одно – кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности.

      Посредством государственного кредита государство  мобилизует денежные ресурсы. При этом для государственного кредита характерна двоякая роль. С одной стороны, он, прежде всего, ориентирован на  привлечение денежных средств, с целью покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Кредиторы государства получают проценты по займам, предоставленным государству. При размещении займов на внешних рынках кредиторами являются нерезиденты, которые получают доходы по ценным бумагам.

      При осуществлении государственных  кредитных операций внутри страны государство  чаще является заемщиком средств, а  население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство является и заемщиком, и кредитором [7, с. 220].

      Государственный долг может достигать очень больших  размеров, образуя «долговой навес». Это означает, что количество уже  взятых государством обязательств внушает кредиторам опасение относительно способности страны выплатить их в полном объеме. Наличие «долгового навеса» негативно сказывается на мотивации страны-заемщика к выплате долгов. В такой ситуации частичное списание долга становится для кредиторов предпочтительнее предоставления дополнительных займов, поскольку их возмещение является проблемным.

      При реализации отношений государственного кредита государство выступает  иногда в качестве гаранта, когда  оно принимает ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя юридическими лицами. Это может осуществляться для поддержания отечественных производителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей экономики, роста научно-технического прогресса, повышения уровня занятости в народном хозяйстве. Государственные гарантии по долговым обязательствам эмитентов соответственно влекут за собой увеличение расходов из централизованных денежных фондов при наступлении необходимости совершать выплаты по гарантийным обязательствам.

      В отличие от финансов государственный  кредит представляет собой временный  доход государства, но служит той  же цели, что и доходы государства,  – покрытию его расходов. Кроме того, сохраняя в себе главные свойства кредита, государственный кредит основывается на принципах возвратности, срочности и платности. Другими словами, государство берет в долг с условием вернуть полученные средства через определенный период времени и заплатить проценты [7, с. 220].

     Основным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение  процесса расширенного производства и создание  новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия  всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. 

1.2. Функции и формы государственного кредита 

      Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую, контрольную и стимулирующую (или сдерживание экономического роста).

          1. Распределительная функция – осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов [11, с. 214].

      Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

      Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных наймов капиталов единственным источником их погашения становятся налоги либо размещение новых займов по  уже выпущенным (рефинансирование государственного долга) [5, с. 274].

     2. Регулирующая функция – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

Информация о работе Государственный кредит: необходимость и сущность