Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь. Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5
1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5
1.2. Функции и формы государственного кредита……………………………...8
1.3. Правовое обеспечение государственного кредита РБ ………………....14
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16
2.1. Понятие государственного долга, его содержание и виды.......................16
2.2. Управление государственным долгом………………………….................19
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23
3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23
3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28
3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…......................35
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость по следующим направлениям: кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внешних рынках; компенсируя банкам потери при разорении; выдавая кредиты на развитие социально значимых производств; закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом; выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей и др.
3. Контрольная функция – органически вплетается в контрольную функцию финансов, однако имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [11, с. 214].
4. Функция стимулирования – определяет влияние на экономику страны. Позитивное влияние связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг. Негативное возникает, когда государственный долг, как результат кредитных заимствований государства, оказывает не стимулирующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, ограничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление. Исследованиями зарубежных экономистов установлено, что основными каналами негативного воздействия долга на национальную экономику являются: невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взиманием налогов для финансирования обслуживания долга; удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом доходности государственных ценных бумаг; сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокращение масштабов национального производства.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.
Государственный кредит может быть двух видов: внутренний и внешний. Внутренний кредит выступает в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита, который может быть временным (при несовпадении по времени поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов) или постоянным (когда в данном бюджетном году расходы превышают доходы, предусмотренные в финансовом плане страны) и других краткосрочных и долгосрочных обязательств [6, с. 12].
Государственные займы могут быть: облигационными (предполагают эмиссию ценных бумаг государства) и безоблигационными (оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений; используются, как правило, на межправительственном уровне).
В современных условиях в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО).
Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению Совета Министров РБ Министерством финансов и являются государственными ценными бумагами. Они размещаются среди инвесторов на добровольной основе, а эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам со сроком обращения от 1 до 12 месяцев.
Выделяют следующие виды государственных внутренних займов:
1) по праву эмиссии и составу заемщиков: выпускаемые республиканским правительством и местными органами власти;
2) по признаку держателей ценных бумаг: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
3) в зависимости от формы выплаты доходов: процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные;
4) по срокам: бессрочные (или рентные, держатели ценных бумаг (облигаций) имеют право требовать проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму), долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (до 5 лет), краткосрочные (до 1 года), и текущие;
5) по форме обращения: рыночные (выпускаются в виде ценных бумаг – облигаций, векселей, сертификатов и т.п., свободно обращаются на рынке, но не могут быть предъявлены к погашению до истечения их срока), нерыночные (держатели нерыночных ценных бумаг могут досрочно предъявить их к оплате, также нерыночные ценные бумаги могут быть использованы для погашения налоговых платежей) и специальные выпуски (размещаются среди финансовых институтов, оформляются именными ценными бумагами, которые не обращаются на денежном рынке, могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия);
6) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные и беззакладные;
7) по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные (инвестор полагается на волю случая), процентные (доход выплачивается один или несколько раз в год на основании купонов) и с нулевым купоном (долгосрочные займы);
8) по методам размещения: добровольные, принудительные (в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств), размещаемые по подписке;
9) в национальной валюте и в валюте других стран;
10) по признаку держателей ценных бумаг: реализуемые среди населения, юридических лиц и универсальные [3, с. 29].
Особой формой государственного кредита в РБ является выдача НБ кредитов правительству РБ и местным органам власти. Источниками централизованных кредитных ресурсов для данной операции являются средства населения и предпринимателей, хранящиеся во вкладах в Сберегательном банке республики.
Кроме названных признаков классификации займов, могут быть такие, как долговые обязательства с твердым и плавающим доходом; с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения; натуральные и денежные [9, с. 166].
В современных же условиях, помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.
Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.
Формой международного кредита является внешнеторговый кредит – важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Условия этого кредита – сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков.
1. форма внешнеторгового кредита – фирменные кредиты – это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле.
2. форма внешнеторгового кредита – банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.
Международный кредит прежде всего предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска. Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит [13, с. 172].
1.3. Правовое Обеспечение Государственного Кредита
Республики
Беларусь
Правительство Республики Беларусь:
- устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь обязательный для всех резидентов Республики Беларусь порядок привлечения, использования и погашения внешних государственных займов;
- условия и порядок предоставления пользователям средств, полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и расчетов за данные средства;
- порядок предоставления государственных гарантий по внешним государственным займам;
- представляет ежеквартально отчет Президенту Республики Беларусь о состоянии внешнего государственного долга.
Правительство Республики
- обосновывают необходимость привлечения внешних государственных займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту внешнего государственного долга;
- оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;
- проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;
- определяют порядок выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг;
- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с:
- Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь»;
- Законом
Республики Беларусь « О
- Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)»;
- Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»;
- Положение
о порядке привлечения, использования
и погашения внешних государственных
займов [8, с. 182].
2.1.
Понятие государственного
долга, его содержание
и виды
С
функционированием
Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Информация о работе Государственный кредит: необходимость и сущность