Государственный кредит: необходимость и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь. Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5
1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5
1.2. Функции и формы государственного кредита……………………………...8
1.3. Правовое обеспечение государственного кредита РБ ………………....14
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16
2.1. Понятие государственного долга, его содержание и виды.......................16
2.2. Управление государственным долгом………………………….................19
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23
3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23
3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28
3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…......................35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

    В государственный долг в нашей  стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

    Долговые  обязательства государства формируются  за счет государственных займов и  кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

    Государственный долг включает капитальный и текущий  долги. Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты [9, c. 166].

    В Беларуси и России государственный  долг подразделяется на внутренний и  внешний. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом – номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

    По  своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами.

    Государственно-кредитные  экономические отношения регулируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.

    Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП [9, с. 166].

    В 2004 г. было принято решение о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг в 1991 - 2003 гг., посредством эмиссии государственных ценных бумаг.

    Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

    В соответствии с законодательством  внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

    Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.

    В развитых странах обычно не принято  деление государственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Другой путь привлечения иностранной валюты – получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника [9, с. 166].

    Размер  государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.

    Влияние государственного долга на экономику  страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного капитала в экономику страны.

    Быстрый рост внешнего государственного долга  может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

    Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать  негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга [13, с. 172]. 

2.2. Управление государственным долгом 

      Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга [8, с. 182].

      Цель  управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

            Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

             Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться  в широком и узком смыслах:  в широком – это формирование  политики в отношении государственного  долга; определение основных показателей  и предельных значений государственной задолженности; выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д. в узком - предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг [8, с. 182].

            Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

      Управление  государственным долгом в стране осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство финансов Республики Беларусь. Важнейшей их функциональной задачей в этом процессе являются: ограничение темпов увеличения государственного долга, своевременное его погашение и реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

      В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных  трудностей страна может прибегать  к рефинансированию государственного долга.

      Кроме того, в управлении государственным  долгом могут использоваться такие  меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов [9, с. 166].

      Конверсия – изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

      Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

      Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов есть объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

      Обмен облигаций по регрессивному соотношению  означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

      Отсрочка  погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых  займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией. Но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

      Под аннулированием государственного долга  понимается мера, в результате которой  государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

      Государство должно заботиться об эффективности государственного кредита, одним из важнейших назначений которого является покрытие бюджетного дефицита. Дефицитность государственного  бюджета и высокий государственный долг  характерны для многих промышленных развитых стран. Расходы на обслуживание государственного долга  привлекают все большую часть налоговых поступлений [9, с. 166].

      Следует отметить, что в Республике Беларусь, несмотря на  ряд негативных  явлений  в экономике, уровень  внешнего государственного долга в два раза  ниже его лимита. Это свидетельствует о потенциальных  возможностях  страны выполнять  внешние долговые обязательства, а также  привлекать новые займы для решения инвестиционных проектов.

      Внутренний  государственный долг выражается в  форме государственных долговых обязательств, это – задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 6 % от валового внутреннего продукта.

      Рост  расходов за счет дополнительно привлеченных с помощью госкредита финансовых ресурсов сопровождается увеличением внутреннего и внешнего долга государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность проводимых государственных кредитных операций [3, с. 29].

      Размер  государственного долга находится  в прямой зависимости от ежегодных  операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с другой стороны.

      Обслуживание  государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.

      Внутренний  долг государства постоянно растет и это создает трудности по изысканию дополнительных доходных источников. Ведь по своему экономическому смыслу займы государства – это «антиципированные», т. е. взятые наперед, налоги, за которые расплачиваются будущие поколения [5, с. 274].

      К внешнему долгу государства относится  также задолженность Российской Федерации, которая постоянно растет. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию [5, с. 274]. 
 
 

3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

Информация о работе Государственный кредит: необходимость и сущность