Государственный кредит: необходимость и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь. Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5
1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5
1.2. Функции и формы государственного кредита……………………………...8
1.3. Правовое обеспечение государственного кредита РБ ………………....14
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16
2.1. Понятие государственного долга, его содержание и виды.......................16
2.2. Управление государственным долгом………………………….................19
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23
3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23
3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28
3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…......................35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

          Цикл управления государственным  долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

          Управление  привлеченным  долгом  может  базироваться  как   на  прямом государственном управлении, так и на косвенных методах,  включающих  выдачу государственных   гарантий   и   нормативно-административное   регулирование привлечения   не   гарантированных   кредитов   частными   фирмами.   Прямое государственное управление привлеченным долгом  осуществляется  в  контексте бюджетного процесса, который определяет предельные  размеры  государственных

заимствований  и  государственных  гарантий  на   текущий   бюджетный   год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется  на значительные внешние заимствования.

      Управление  размещением  государственного  долга  характеризуется  как

ключевой  активный элемент в системе  управления  долгом.  Можно  выделить  3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

      - финансовое размещение, когда из  внешнего  источника  осуществляется

финансирование  инвестиционных проектов и развития экономики.  Данный  способ является наиболее прогрессивным  видом  использования  внешнего  долга.  При этом  крайне  важен  отбор  конкурентных  высокоэффективных   инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

      -  бюджетное   использование,   при   котором   привлеченные   ресурсы

направляются  на финансирование текущих бюджетных  расходов, в  том  числе  на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования  привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

      -  смешанное  бюджетно-финансовое  размещение,   когда   заимствования

используются  как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и  на развитие экономики в целом.

      Управление  погашением   государственного   долга.   Погашение   долга

производится  из   трех   основных   источников:   из   бюджета;   за   счет

золотовалютных  резервов,   собственности;   из   новых   заимствований.   Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике  методы погашения задолженности путем конвертации ее в  акции предприятий  в  нашей стране практически не применялись. Методы управления государственным долгом включают  реструктуризацию  и

конверсию.

          Термин   «реструктуризация»   означает   составление   нового,   более приемлемого для должника графика  выплаты  долга,  нежели  это  вытекает  из оригинальных  схем  кредитных соглашений  –  такого  графика,   в   котором предусматривается рыночный  льготный  период.   Существуют и  другие  опробированные  в  мировой  практике  механизмы, позволяющие уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции. Под  конверсией  принято  понимать   все   механизмы,   обеспечивающие

замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее  обременительных для экономики  государства-должника [9, с. 166]. 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные  обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев – государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет, как правило, привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов.

          Как и любой финансовой категории,  государственному кредиту присуще  выполнение определенных функций: распределительной, регулирующей, контрольной и стимулирующей, и наличие различных форм (внутренней и внешней и др.).

          Помимо внутреннего и внешнего  государственного  кредита, существует  и международный государственный  кредит.  Он обслуживает  внешнеторговые  связи  между  отдельными  странами и представляет собой  предоставление валютных и товарных ресурсов  предприятиям  и  финансовым  институтам  одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны  на условиях возвратности, срочности и платности. Этот вид государственного кредита также имеет сою форму - внешнеторговый кредит, который, в свою очередь, подразделяется на другие виды.

      Внешний государственный долг РБ – это  общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

      Внешний долг РБ представляют различные сектора  экономики: органы денежно-кредитного регулирования,   органы государственного управления, белорусские банки, сектор нефинансовых предприятий и другие сектора. Поскольку размер внешнего государственного долга  РБ имеет сравнительно стабильный и небольшой размер  то это характеризует Беларусь, как государство, внешний долг которого не формирует значительной угрозы экономической безопасности страны. В частности, долговой навес – является незначительным и вполне по силам белорусской экономике, а долговые кризисы и дефолты, связанные с накоплением иностранной задолженности и возникновением трудностей с ее обслуживанием, пока тоже не угрожают в явной степени.

      Под внутренним государственным долгом РБ понимают выраженную в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики. В основном различают две формы внутреннего государственного долга: государственные займы и вклады населения в сберегательных учреждениях.

        Внутренний государственный долг  РБ не намного больше внешнего. Основная проблема заключается  в  его обслуживании, эта сумма,  почти в три раза превышает сумму обслуживания внешнего долга.

      Наличие государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по его управлению. Управление государственным долгом – это действия государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. При этом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

          Обслуживание внутреннего государственного  долга  осуществляется за  счет  средств  республиканского  бюджета   либо  других  активов, находящихся  в республиканской собственности.

                      
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

       

  1. Беларусь  в современном мире: тезисы докл. III Респ. науч. конф., Минск, 28-29 октября 2004 г. / редкол.: А.В.Шарапо, [ и др.]. – Минск: РИВШ, 2004. – 70 с.
  2. Вахрин, П. И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 158 с.
  3. Горбунова, О.Н. Финансовое право / О.Н. Горбунова. - М.: Юристъ,1996. – 29 с.
  4. Жигаев, А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев // Деньги и кредит. – 2004. – №5. – С.2-7.
  5. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц. – Минск: Выш. школа, 1997. – 274 с.
  6. Коренев, Е. Управление государственным долгом в системе экономической политики / Е. Коренев // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. – № 9. – С.12-16.
  7. Колпин, А.И. Финансы и кредит: учебник / А. И. Колпин. – М.: Высшее образование, 2004. – 220 с.
  8. Лушин, С.И. Финансы: учебник / С. И. Лушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 182 с.
  9. Мультан, Г.К. Государственные финансы: учеб. Пособие / Г.К. Мультан. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  10. Подвинская, Е.С. Об управлении внешним долгом / Е.С. Подвинская // Финансы. – 2002.– №3. – С. 7 – 10.
  11. Поляк, В.И. Финансы. Денежное обращение: учебник / В. И. Поляк. – М.: Высшее образование, 2005. – 214с.
  12. Романовский, М.В. Финансы и кредит: учебник / М. В. Романовский. – М.: Высшее образование, 2005. – 181с.
  13. Финансы: практ. пособ. – Минск: Молодежное науч. общ-во,  2000. – 172 с.
 
 
 
 
 
 
 

Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 N 412-З 
(ред. от 15.10.2010) 
"Бюджетный кодекс Республики Беларусь"
 

Информация о работе Государственный кредит: необходимость и сущность