Государственный кредит: необходимость и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты развития государственного кредита в Республике Беларусь. Предметом исследования является раскрытие сущности и необходимости понятия государственного кредита, а объектом – понятие государственного кредита. Были использованы методы анализа и сравнения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………5
1.1. Понятие государственного кредита……………………………………...….5
1.2. Функции и формы государственного кредита……………………………...8
1.3. Правовое обеспечение государственного кредита РБ ………………....14
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РБ...............................................................16
2.1. Понятие государственного долга, его содержание и виды.......................16
2.2. Управление государственным долгом………………………….................19
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РБ........................................23
3.1. Анализ внешнего государственного долга в РБ…………………..............23
3.2. Анализ внутреннего государственного долга в РБ…………….................28
3.3. Проблемы государственного кредита в РБ и пути их решения.................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…......................35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

3.1. Анализ внешнего государственного долга РБ 

    В соответствии с пунктом 1.17 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени. (Ссылка на бюджет в последней редакции см. в конце)

     Ключевым  интегральным показателем в практике управления долгом любой страны является лимит внешнего государственного долга. Лимит внешнего долга – это законодательно закрепленная величина государственного внешнего долга на конец финансового года, выраженная либо в абсолютных цифрах, либо как процент от ВВП. Этот показатель отличается  простотой  и доступностью и, как правило, позволяет выдерживать рекомендуемые стандарты внешней задолженности, например, соотношение внешнего долга и ВВП, внешнего долга и экспорта товаров и услуг [1, с. 70].

    Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (табл. 1) [13].

      Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем задолженности (табл. 2) [13].                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию 

на 1 января 2011 года 

Внешний государственный долг  Республики Беларусь     

(млн.  долл. США)

  01.01.2010г. 01.01.2011г.
Кредиты, привлеченные РБ (Правительством РБ). 7778,8 9486,2
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства РБ. 112,6 201
Всего 7891,4 9687,2

        Таблица 2

      Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу

Показатели  кредитоспособности  по внешнему государственному долгу РБ  (млн. долл. США)
Показатели  кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2010г. 01.01.2011г.
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % 220% 31,8 32,5
- отношение внешнего гос. долга  к валовому внутреннему продукту, % 50% 16,5 17,8
отношение платежей по внешнему гос. долгу к  экспорту товаров, % 25% 1,3 2,6
 
 
 

    Беларусь  относится к немногочисленной группе стран, внешняя задолженность которых не превышает 100 долларов на человека. Динамика внешнего долга показана на рис. 1.   [1, с. 70].                                                                                                 

        

      Рис. 1. Динамика внешнего долга Беларуси 1992 – 2004 гг. 

      Структуру внешнего долга РБ представляют различные  сектора экономики, из них основные: органы денежно-кредитного регулирования (представлены  в основном долгосрочными  кредитными заимствованиями),     органы государственного управления     (представлены, главным образом, обязательствами по долгосрочным иностранным кредитам и займам, полученным правительством страны), белорусские банки (представленные краткосрочными обязательствами), сектор нефинансовых предприятий. и другие сектора.

        Внешний государственный долг Республики Беларусь за ноябрь 2006г. сократился на 1% и составил на 1 декабря 1 трлн. 272,7 млрд. бел. руб. (около 600 млн. долл.) при утвержденном лимите 2 млрд. долл., сообщили в Министерстве финансов.

      При этом задолженность, гарантированная  правительством, составляет 494,4 млрд. долл., или 39% всего внешнего долга. Данный показатель за ноябрь увеличился на 1%. Долг центрального правительства равен 778,3 млрд. долл., или 61%, причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами, отметили в Минфине. Этот показатель за отчетный период сократился на 2,2% [1, c. 70].

        Сравнительно стабильный и небольшой размер внешнего госдолга позволяет характеризовать Беларусь как государство, внешний долг которого не формирует значительной угрозы экономической безопасности страны. В частности, долговой навес – будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга – является незначительным и вполне по силам белорусской экономике. Соответственно, долговые кризисы и дефолты, связанные с накоплением иностранной задолженности и возникновением трудностей с ее обслуживанием, пока нам тоже не угрожают в явной степени. Также пока никем активно не используется внешняя задолженность в качестве инструмента политического влияния на руководство Беларуси.

      В условиях ужесточения проводимой в  стране денежно-кредитной политики и сокращения возможностей инфляционного финансирования дефицита бюджета, возникла объективная потребность в освоении новых источников финансирования. Изначально упор был сделан на увеличение заимствований на внутреннем рынке, что вылилось в увеличение государственного внутреннего долга, стоимость обслуживания которого в среднем в 2,5-3 раза стоимости обслуживания внешних займов.

          Следует отметить, что в Республике Беларусь, несмотря на  ряд негативных  явлений  в экономике, уровень  внешнего государственного долга в два раза  ниже его лимита. Это свидетельствует о потенциальных  возможностях  страны выполнять  внешние долговые обязательства, а также  привлекать новые займы для решения инвестиционных проектов [1, с. 70]. 
 
 
 

3.2. Анализ внутреннего государственного долга РБ 

      В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики.

          Внутренний государственный кредит в основном выступает в двух формах: государственных займов и вкладов населения в сберегательных учреждениях, которые участвуют в кредитовании правительственных расходов. Как форма государственного кредита государственные займы представляют собой привлечение временно свободных денежных средств предприятий и населения путем выпуска и размещения государственных облигаций. В связи с этим у правительства возникают обязательства по их погашению и выплате процентов.

           Таким образом, внутренние государственные займы являются не только формой финансирования дефицита бюджета, но и источником дополнительных доходов юридических и физических лиц. Вот почему при прочих равных условиях правительства предпочитают операции на внутреннем финансовом рынке, ведь заимствование на внешних рынках способствуют обогащению иностранных кредиторов.

      Внутренний  государственный долг выражается в  форме государственных долговых обязательств, это – задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 6 % от валового внутреннего продукта [6, с. 12].

      Что касается государственного внутреннего долга, то он не на много больше долга внешнего (на 01.01.2003 г. – 866 и 813 млн. долларов США соответственно). Однако его обслуживание «тянет» на сумму, почти в три раза превышающую обслуживание долга внешнего. Ресурсы, получаемые правительством на внутреннем рынке, оказываются дороже иностранных кредитов. Например, регулярные заимствования под векселя Минфина у Беларусбанка для своевременности расчетов по государственному долгу, стоят 10 % годовых (в сравнении с российскими кредитами это в пять раз дороже).

      Кроме того, широко не афишируемое привлечение внутренних ресурсов для выполнения платежей по внешнему долгу называется переводом долга внешнего в долг внутренний. И если различного рода отсрочках выплат с внешними кредиторами договариваться сложно, то с внутренними займодавцами, как показывает практика, договориться можно всегда.

      Еще одна существенная черта внутренних заимствований заключается в  том, что они, как правило, краткосрочны. А если окупаемость этих заимствований  отсутствует (как в описанном случае – погашение ранее взятых обязательств), то в перспективе это чревато построением пресловутой долговой пирамиды.

3.3. Проблемы государственного кредита в Республике Беларусь    и пути их решения.

 

     Рост государственного долга,  как  правило,  влечет  повышение  ставок

действующих  налогов  или  даже  введение  новых  налоговых  платежей,  ведь основной  источник  погашения  государственных   долговых  обязательств   и  расходов по его обслуживанию, как правило, один  – бюджет,  в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой. В связи  с  этим  требуется  установление  управления  государственным долгом [8, с. 182].

      Управление  государственным   долгом  является   одним   из   элементов

макроэкономической  политики. Эффективное  использование  долга  может  стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  сглаживать  экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы.  Устойчивое  положение страны на международном рынке капитала,  своевременное  выполнение  долговых обязательств  способствуют  укреплению  ее   международного   авторитета   и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на  более  выгодных  условиях.

Кроме того, повышается  доверие  к  ее  валюте,  укрепляются  внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и  политического  значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета  по  долгам  отвлекают средства от финансирования социальных,  экономических,  оборонных  и  прочих

программ  правительства [9, с. 166].

      Цели управления внешним долгом:

      1. экономические: минимизация стоимости  привлекаемых  внешних  займов, улучшение  условий  рефинансирования  и/или  переоформление   задолженности, снижение  общих  издержек  по   обслуживанию   внешнего   долга,   повышение эффективности  использования  привлекаемых  ресурсов.  В  эту  группу  можно отнести  также  бюджетные  цели,  такие,  как  сглаживание   неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

      2.    политические:    поддержание    стабильности    функционирования

политической  системы;

      3.  социальные:  своевременное   финансирование  социальных   программ,

обеспечение социальной стабильности;

      4. обеспечение национальной  безопасности:  чрезмерно высокое бремя

внешнего  долга,  несвоевременное  осуществление  платежей  по  нему  создают серьезные  трудности  функционирования  национальной  экономики,   подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как  следствие, является  фактором,  который  может  самым  серьезным  образом   влиять   на экономическую безопасность страны.  В  теории  подобное  явление  называется "тиски зависимости",  на  практике  это означает  фактическое  банкротство страны [6, с. 13].

Информация о работе Государственный кредит: необходимость и сущность