Государственный сектор экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение сущности и изучение основных направлений реформирования государственного сектора экономики России.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного сектора экономики зарубежных стран;
изучить сущность государственного сектора;
охарактеризовать государственный сектор экономики России;
оценить эффективность функционирования государственного сектора;
определить основные направления реструктуризации государственного сектора экономики.

Содержание

Введение 3
1 Государственный сектор экономики, сущность и история развития 5
1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора 5
1.2 Сущность государственного сектора экономики 9
2 Государственный сектор экономики России 16
2.1 Характеристика состояния государственного сектора экономики России
16
2.2 Сравнительный анализ эффективности государственного сектора 24
2.3 Основные направления реструктуризации государственного сектора
28
Заключение 34
Литература

Работа состоит из  1 файл

Государственный сектор экономики.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение 3
1 Государственный  сектор экономики, сущность и  история развития 5
1.1 Предпосылки  возникновения государственного  сектора 5
1.2 Сущность  государственного сектора экономики 9
2 Государственный  сектор экономики России 16
2.1 Характеристика состояния государственного сектора экономики России  
16
2.2 Сравнительный  анализ эффективности государственного  сектора 24
2.3 Основные  направления реструктуризации государственного  сектора  
28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39
 
 
 

 

     Введение 

     В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной  собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. На начало 2002 г. в государственном секторе экономики России насчитывалось 4,8%, а в негосударственном — 95,2% предприятий и организаций. Доля государственного сектора в объеме промышленной продукции достигает примерно одной трети. Такое преобразование собственности — сложный и противоречивый процесс, но, в то же время, он не является новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Однако, с давних пор и по настоящее время остается дискуссионным вопрос об объективных причинах существования такого принципа и о его теоретико-методологическом обосновании. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят, главным образом, от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений.

     В условиях реформирования отношений  собственности особую актуальность приобретает реструктуризация государственного сектора экономики.

     Целью курсовой работы является определение  сущности и изучение основных направлений  реформирования государственного сектора экономики России.

     Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть историю возникновения государственного сектора экономики зарубежных стран;
  • изучить сущность государственного сектора;
  • охарактеризовать государственный сектор экономики России;
  • оценить эффективность функционирования государственного сектора;
  • определить основные направления реструктуризации государственного сектора экономики.

    В качестве предмета исследования выбран процесс реформирования государственной собственности в экономике. Объектом исследования определен государственный сектор Российской Федерации.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения.

    В первой главе рассмотрены предпосылки  возникновения государственного сектора экономики на примере экономики зарубежных стран, а также дано определение понятия «государственный сектор» с характеристикой основных его структурных элементов.

    Во  второй главе дана характеристика государственного сектора экономики России, проведен сравнительный анализ эффективности функционирования государственного и негосударственного секторов экономики, определены основные направления реструктуризации государственного сектора Российской Федерации.

    При написании курсовой работы использовалась учебная литература, освещающая не только экономическую сущность государственного сектора (Любимов Л.Л., Аткинсон Э.Б. и др.), но и российскую практику его преобразования (Мищенко В.В., Абдуллаев Н.А. и пр.), а также статистические данные и материалы периодической печати. 

 

     1 Государственный  сектор экономики,  сущность и история  развития 

    1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора 

    Организации, находящиеся под контролем или  руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют государственный сектор национального хозяйства. История существования государственных предприятий насчитывает несколько столетий, первые из них стали возникать в эпоху меркантилизма (XVI—XVII вв.). Так, во Франции по решению короля государственные власти создавали фермы, рудники, мануфактуры. Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в развитии торговли и промышленности, и королевские власти создавали и финансировали на льготных условиях такие предприятия национального хозяйства, которые давали довольно значительные поступления в казну.

    В противовес меркантилистам А. Смит в  конце XVIII в. в книге «Богатство народов» выступил за ограниченную роль государства. В соответствии с его концепцией люди в стремлении получить прибыль, преследуя свои частные интересы, будут активнее служить потребностям общества. В ходе конкуренции сохранятся только фирмы, производящие товары, удовлетворяющие спрос общества по более дешевой цене. «Невидимая рука», по А. Смиту, будет направлять экономику по оптимальным путям развития.

    Идеи  классиков капитализма получили широкое признание также среди сторонников «свободы торговли» (например Дж.С.Милля), которые доказывали, что государство не должно вмешиваться в частный сектор, пытаться контролировать или регулировать частное предпринимательство. Однако контрасты периода становления капитализма, сталкивающегося с сильнейшей дифференциацией доходов населения, способствовали появлению экономических теорий, которые предлагали иные пути развития общества, чем индифферентное наблюдение его саморегулирования. Наиболее известная из этих теорий была разработана К. Марксом, в ней сторонники социализма отстаивали доминирующую роль государства в контроле над средствами производства и распределением продукции.

    Социалистические  идеи о расширении роли государства  в управлении экономикой в середине XX в. получили распространение не только в России и Восточной Европе, но и после Великой депрессии и мирового экономического кризиса 30-х годов в развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Практически все экономисты согласны с тем, что эффективность рыночной экономики высока только при строго ограниченных условиях. Существует много проблем (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен и т.п.), с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Среди большинства европейских и американских экономистов получило распространение мнение, что определенное государственное вмешательство может смягчить, а в некоторых случаях и решить наиболее острые проблемы рыночного государства. Как мы уже отмечали, Дж. Гэлбрейт отводит правительству активную роль в регулировании экономики, а М. Фридмен, Дж. Стиглер и другие монетаристы полагают, что роль государства должна быть менее активной1.

    В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Государственная деятельность может осуществляться на нескольких уровнях: на макроуровне (правительственном), промежуточном — мезоуровне (применительно к России — уровне субъекта РФ) и микроуровне (местном). Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в различных странах регулируются по-разному. В компетенцию местных территориальных органов власти традиционно входят вопросы охраны порядка, образования, уровня жизни.

    Наибольшее  распространение государственный  сектор экономики получил в Австрии. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает 75%. Далее по удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция.

    Относительно невелика роль государства в экономике Японии и минимальна в США. При этом даже в этих странах во второй половине XX в. увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. В США к концу 90-х годов они давали 30% налоговых поступлений от совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1,5 трлн. долл., или 35% совокупного производства, а до первой мировой войны эти показатели были менее 10%2.

    Наиболее  распространена концентрация производства товаров и услуг на государственных предприятиях Франции. Несколько раз после прихода к власти правительств Народного фронта и социалистов наиболее крупные отрасли промышленности национализировались. Так, в 30-е годы национализации были подвергнуты французский банк, военная промышленность, железные дороги. После изгнания фашистских оккупантов в 40-е годы власти Франции национализировали многие шахты, заводы «Рено», производство газа и электричества, крупные страховые компании, все предприятия по добыче минерального топлива. Были преобразованы в государственные предприятия компании по морским перевозкам и создана Национальная компания «Эйр-Франс». Национальные предприятия возглавляли трехсторонние административные советы из представителей государства, персонала (иногда и потребителей), а также лиц, выбранных с учетом их компетенции.

    В Великобритании активная национализация началась с 1946 г, когда под контроль государства перешли английский банк, предприятия по добыче угля, производству газа и электричества, транспорт, гражданская авиация, черная металлургия. Во главе английских национальных предприятий стояли правления из небольшого числа лиц с большим опытом и авторитетом.

    В отдельные годы в указанных европейских  странах объем государственного промышленного производства составлял до 50% от общенационального.

    Ежегодно  правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на астрономические суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д. Если в США расходуемые на это средства равны четверти национального производства, то в европейских странах данная цифра может достигать 40%. Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение. В Америке почти половина всех затрат на транспорте в государственном секторе финансируется федеральным правительством, а в ведении штатов и местных органов власти находится 86% этих расходов. Кроме этого, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и проекты развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды.

    С распространением идей монетаризма  многие развитые страны взяли курс на сокращение государственной собственности.

    Дальнейшие  перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. По всей видимости, на развитие госсектора в дальнейшем большое влияние будут оказывать условия функционирования топливно-энергетического комплекса каждой страны. В европейских странах, где энергетических ресурсов немного, правительства вынуждены брать на себя заботу об электроэнергетике. В США госсектор в явной форме не может получить большого распространения, но, как уже было рассмотрено ранее, скрытое субсидирование, различные перераспределительные программы говорят о том, что в абсолютном измерении госсектор США сопоставим с таковым в Европе.

    Государственный сектор в индустриальных странах все больше будет охватывать работу отраслей социальной сферы и услуг. Одной из тенденций технического прогресса является введение всеобщего высшего образования. Эта идея уже апробируется в. Японии и Швеции.

    Совсем  другая ситуация в государственном секторе России, СНГ, восточно-европейских стран. Развитие госсектора РФ имеет противоположный общемировым тенденциям характер3, и его функционирование необходимо рассматривать отдельно. 

    1.2 Сущность государственного  сектора экономики 

    Понятие «государственный сектор» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Как видно из экономических моделей функционирования экономики зарубежных стран, государство решает задачи социально-экономического развития общества и повышения собственной экономической роли в формировании организационно-экономических и имущественных отношений в обществе посредством использования и развития государственного сектора экономики.

    Под «государственным сектором» в современной  экономике рекомендуется понимать объекты собственности, по отношению к которым со стороны государства возможно применение властных полномочий по реализации прав собственника  на вложенный капитал4. Государство, используя административные возможности и полномочия, организует и обеспечивает посредством соответствующих механизмов единое экономическое пространство для функционирования государственной собственности, соблюдение равенства прав и обязанностей участников воспроизводственного процесса.

Информация о работе Государственный сектор экономики России