Государственный сектор экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение сущности и изучение основных направлений реформирования государственного сектора экономики России.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного сектора экономики зарубежных стран;
изучить сущность государственного сектора;
охарактеризовать государственный сектор экономики России;
оценить эффективность функционирования государственного сектора;
определить основные направления реструктуризации государственного сектора экономики.

Содержание

Введение 3
1 Государственный сектор экономики, сущность и история развития 5
1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора 5
1.2 Сущность государственного сектора экономики 9
2 Государственный сектор экономики России 16
2.1 Характеристика состояния государственного сектора экономики России
16
2.2 Сравнительный анализ эффективности государственного сектора 24
2.3 Основные направления реструктуризации государственного сектора
28
Заключение 34
Литература

Работа состоит из  1 файл

Государственный сектор экономики.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

    Для осуществления преобразований в  сфере отношений собственности  применительно к государственному имуществу в составе государственных  унитарных предприятий требуется пересмотреть ранее действовавшие подходы к созданию, принципам закрепления и формирования государством их уставного фонда и порядка функционирования закрепляемого имущества. Применение соответствующих организационно-экономических механизмов функционирования государственной собственности, разработанных автором, станет важным инструментом формирования новых отношений собственности и должно способствовать росту эффективности использования государственной собственности.

    Изменить  способ хозяйствования унитарных предприятий, действующих на праве полного хозяйственного ведения, можно по следующим схемам: приватизировать предприятие, отдавая предпочтение стратегическим инвесторам; если имущество неликвидно, продать его по номинальной цене, но под бизнес-план с инвестициями; передать субъекту Федерации расположенное на его территории предприятие по различным основаниям: в счет зачета задолженности федеральному бюджету (при возникновении необходимости дальнейшего развития данного объекта государственной собственности в пределах и интересах региона); ликвидировать предприятие (как юридическое лицо) решением соответствующего федерального органа или посредством процедуры банкротства, принять решение о дальнейшем использовании наличного имущества; реорганизовать в открытое акционерное общество; создать на базе преобразуемого предприятия казенное учреждение.

    Немаловажен анализ собственного опыта России в  выборе того или иного варианта реструктуризации государственной собственности. В ряде работ26 указывается на необходимость принятия модели экономического развития, в которой активную роль в корпоративном управлении должны играть банки или иные финансовые структуры, что обеспечит скорейшее осуществление технических и технологических преобразований. Это позволит привлечь в реальный сектор экономики инвестиции, прежде всего за счет тех структур, которые заинтересованы в долгосрочном развитии российских предприятий и готовы взять обязательства по выполнению инвестиционных и социальных программ.

    Таким образом, реструктуризацию государственного сектора экономики необходимо проводить, принимая во внимание складывающиеся реальные социально-экономические отношения. Она способствует формированию новых организационных структур на основе изменения существующих отношений собственности, что позволяет активно воздействовать на экономику и общественное устройство, т. е. на совокупность базисных и надстроечных процессов и явлений, объединяемых в понятие «общественно-экономическая формация». При этом создается единое экономическое пространство в рамках государственного сектора, посредством которого реализуется тот или иной способ организации экономики, что так важно и необходимо для современной России.

 

     Заключение 

     Государственная собственность является неотъемлемым элементом современной рыночной экономики, где она существует наряду с частной собственностью. Обладая собственностью и организуя деятельность в рамках государственного сектора экономики, государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие в целом. Оно не только берет на себя удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей (образование, здравоохранение общественный транспорт, водоснабжение, производство электроэнергии и др.), но и влияет на инвестиционный климат, развитие денежно-кредитной и бюджетной системы. Поэтому государственная собственность представляет собой сложную комплексную систему которая охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения, пользования и распоряжения государственным имуществом до отношений внутри государственного аппарата, возникающих в связи с реализацией права государственной собственности.

     В условиях рыночной экономики государственная собственность, как правило, включает государственное имущество, государственный бюджет и собственность на неимущественные права. Государственное имущество — это естественные ресурсы и недвижимое имущество производственного и социального назначения. Именно оно и составляет основу государственного сектора экономики.

     В России трансформация государственной собственности и, соответственно, государственного сектора происходит уже в течение десяти лет. За это время существенным образом сократились не только масштабы государственной собственности, но и изменилась структура государственного сектора экономики.

     В настоящее время Правительство РФ исходит из того, что государственный сектор экономики остается слишком большим, и это затрудняет эффективное управление им. Поэтому предполагается поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение функций государства. С этой целью планируется существенно сократить число государственных унитарных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, а также продать федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 25% уставного капитала акционерного общества. Будет сокращено также число государственных учреждений путем преобразования их в коммерческие и некоммерческие государственные организации.

     Предполагается, что по мере стабилизации экономического роста присутствие государства должно сохраниться там, где необходимо решение соответствующих стратегических и социальных задач: оборона и безопасность, высокие технологии, наука, охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов.

     Прежде  всего, необходимо учитывать реальное социально-экономическое положение России. Несмотря на достигнутые темпы роста, положение отдельных отраслей, а также положение большинства граждан России вряд ли можно сегодня назвать стабильным. В этих условиях сокращение доли государственного сектора, особенно в таких сферах, как электроэнергетика, газовое хозяйство, железнодорожные перевозки, может негативным образом отразиться на деятельности большинства промышленных предприятий и предприятий сферы услуг, для которых энергозатраты и затраты на перевозки в структуре себестоимости все еще остаются значительными.

     Для граждан перевод части государственных учреждений в коммерческие или даже некоммерческие государственные организации также будет означать повышение стоимости услуг, которые они оказывают населению. Вместе с ростом цен на перевозки и энергоносители это приведет к существенному снижению реального уровня жизни большинства населения.

     Поэтому, следует более осторожно относиться к сокращению доли государственной собственности, особенно в отраслях нефтедобычи и нефтепереработки. Эту долю вряд ли стоит ее сокращать. Её, наоборот, следует увеличить.

     В химической промышленности также необходимо сохранить присутствие государства, особенно на тех предприятиях, которые занимаются выпуском стратегической продукции, а также социально-значимой  продукции,   таком как, например, химическое для производства лекарственных средств.

     В государственной собственности должны остаться:

  • отрасли или виды деятельности напрямую связанные с решением социальных задач;
  • производство и изготовление продукции, являющейся стратегически важной и обеспечивающей национальную безопасность и национальную независимость страны. К числу таких видов продукции должны быть отнесены не только вооружение и военная техника, но и продовольствие, лекарства, включая наркотические и психотропные препараты;
  • отрасли, которые относятся к числу естественных монополий или которые обеспечивают сохранение единого экономического пространства государства, — это электроэнергетика, газовое хозяйство, транспорт;
  • осуществление научной и научно-технической деятельности.

    Только  в этом случае можно надеяться, что государственный сектор экономики будет служить интересам страны и способствовать решению важных народнохозяйственных задач 

 

     Литература 

  1. Абдуллаев Н.А. Государственный сектор экономики  переходного периода: Научное издание. – М.: Финансовый контроль, 2003. – 176 с.
  2. Абдуллаев Н. Формирование государственного сектора экономики // проблемы теории и практики управления. – 2003. - № 5. – с.22-28.
  3. Албегова И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. – М.: Дело и сервис, 2004. – 320 с.
  4. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 832 с.
  5. Бойчук Ю.В. К вопросу о государственном секторе в рыночном экономике // Право и государство: теория и практика. – 2006. - № 3. – с.65-70.
  6. Варнавский В. Отечественный госсектор в условиях системных изменений // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 3. – с.122-128.
  7. Веревкин Л.П. Управление государственным сектором России // Энергия: экономика, техника, экология. – 2007. - № 3. – с.42-48.
  8. Государство и экономика: факторы роста / ред. А.Г. Зельднер. – М.: Наука, 2003. – 213 с.
  9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / ред. В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2001. – 735 с.
  10. Зеленцов А.В. Государственный сектор экономики: эффективность и удельный вес // ЭКО. – 2006. - № 12. – с.92-107.
  11. Институционально-правовые аспекты исследований государственного сектора в экономике России // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2004. - № 5. – с.14-33.
  12. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора экономики // Вопросы экономики. – 2004. - № 4. – с.25-41.
  13. Кузык М. Проблемы стимулирования интеграционных процессов в государственном секторе промышленности // Российский экономический журнал. – 2003. - № 4. – с.21-49.
  14. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2005. – 617 с.
  15. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.
  16. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.
  17. Савченко А.В. Государственный сектор экономики России: состояние и перспективы // Нефть, газ и Бизнес. – 2004. - № 5. – с.22-27.
  18. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: синергетический подход: Монография. – М.: Дело и сервис, 2002. – 288 с.
  19. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ: ИНФРА-М, 2003. – 720 с.
  20. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – с.64-75.
  21. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 620 с.
  22. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 366 с.
  23. Яновский К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – с.25-34.
 

 

Приложение 1 

    Таблица 3 – Среднее число занятых на предприятии отрасли

 
 
 
Отрасли
Сектор ФУГПов Негосударственный сектор Соотношение размера  предприятий государственного и негосударственного секторов в отраслях, %
Авиационная промышленность 3923 3196 123
Геология  и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 555 695 80
Другие  отрасли непроизводственной сферы 643 372 173
Другие промышленные производства 1048 804 130
Жилищно-коммунальное хозяйство 1077 1335 81
Машиностроение 1896 1719 110
Металлургический  комплекс 5239 3942 133
Наука и научное обслуживание 1681 446 377
Оборонная промышленность 4909 3397 144
Пищевая и микробиологическая 1234 634 195
промышленность      
Приборостроение 1236 1355 91
Промышленность строительных материалов 732 739 99
Связь 4063 2644 154
Сельское  хозяйство 1472 892 165
Снабжение и сбыт 226 292 78
Строительство 1305 728 179
Судостроительная промышленность 6225 1229 507
Торговля  и общественное питание 514 296 174
Транспорт 13564 1484 914
Химическая  и нефтехимическая промышленность 1621 2083 78
Электроэнергетика 3929 3656 I07

Информация о работе Государственный сектор экономики России