Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и изучение основных направлений реформирования государственного сектора экономики России.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного сектора экономики зарубежных стран;
изучить сущность государственного сектора;
охарактеризовать государственный сектор экономики России;
оценить эффективность функционирования государственного сектора;
определить основные направления реструктуризации государственного сектора экономики.
Введение 3
1 Государственный сектор экономики, сущность и история развития 5
1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора 5
1.2 Сущность государственного сектора экономики 9
2 Государственный сектор экономики России 16
2.1 Характеристика состояния государственного сектора экономики России
16
2.2 Сравнительный анализ эффективности государственного сектора 24
2.3 Основные направления реструктуризации государственного сектора
28
Заключение 34
Литература
Понятие государственного сектора необходимо также рассматривать как экономическую категорию, которая формирует систему общественных отношений и способ социально-экономических отношений5. Его следует применять тогда, когда речь идет о функционировании конкретных экономических объектов, находящихся в собственности государства. Государственный сектор есть сфера решения экономических задач и достижения целей государства.
Государственный сектор есть специфическая форма, в рамках которой рассматривают образующие ее как систему элементы (структурное множество элементов) и взаимодействующие между собой объекты государственной собственности. Они являются носителями интересов собственника — государства и выражают их в ходе своего функционирования в сфере отношений собственности. Экономические интересы обусловлены экономической и организационной природой объектов собственности и способом их функционирования.
Формирование государственного сектора как целостной системы следует осуществлять на основе учета особенностей и принципов функционирования объектов собственности, входящих в его состав, в том числе возможности конвертирования части государственного сектора в частный или наоборот. Вместе с тем, государственный сектор экономики тождественен государственной собственности как его основной составной части. Он качественно и количественно формируется за счет государственной собственности, исходя из особенностей присвоения результатов ее функционирования. В системе действует производство, перемещаются денежные средства, выполняются социально-экономические процедуры. Все эти процессы регистрируются и отражаются в виде определенной информации (учетной, плановой, отчетной, нормативной), используемой для управленческих целей. Состав государственного сектора и функциональные взаимосвязи объектов государственной собственности в сфере государственного сектора экономики различаются своим назначением и результатами их применения (рис.1).
Рисунок
1 – Принципиальная схема составляющих
государственного сектора экономики
Организационные структуры государства как объекты государственной собственности — государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения — при закреплении собственности за которыми, конкретными организационными структурами, государство исходит как из собственных макроэкономических целей, так и из социально-экономических потребностей экономического развития общества. Указанные объекты собственности составляют вещественную часть государственного сектора экономики.
В качестве объектов государственной собственности выступают те из них, которые отнесены, в соответствии с разработанной классификацией состава основных видов национального богатства страны, к государственной собственности.
Приято выделять следующие виды объектов собственности:
1) Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется, с учетом ее целевого назначения в народном хозяйстве страны, на земли следующих видов: сельскохозяйственного назначения; поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, связи, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; запаса. Доля государственной и муниципальной собственности - 69,1% от всей площади земельного фонда6.
2) Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные водные, лесные и минерально-сырьевые ресурсы, растительный и животный мир, воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем. По направлениям использования они разделяются на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф), металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов), неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье). Согласно законодательству: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая... содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью»7.
3) Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению для использования в сфере экономических и социальных отношений. Объекты государственной собственности выступают в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений. В составе имущества учитываются также активы объектов государственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств. Немаловажное значение в составе рассматриваемой группы имеет такой объект собственности, как недвижимое имущество.
4) Имущественные и неимущественные права. Применительно к объектам государственной собственности имеются в виду исключительные права как личного, так и имущественного характера на результаты деятельности8. Существуют различные виды лицензий, приобретенных государством по различным основаниям. Они определяют его права собственности на конкретные объекты.
5) Денежные средства. К ним относятся финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций и охватывающие сферу денежных отношений. По своему материальному выражению они предлагают собой публичные денежные средства государства (включая собственные средства), бюджетов различных уровней (в соответствии с государственной структурой управления), предприятий и учреждений и прочих субъектов — участников воспроизводственного процесса, организаций (используемые для потребностей общества), целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также средства, находящиеся в банках в форме вкладов.
6) Имущественный бюджет формируется в составе казны. Учитываются все вида объектов государственной собственности посредством использования методов бухгалтерского учета, а также возможностей реестрового учета. По сути такой бюджет является формой учета основного объема государственной собственности.
7) Информационные ресурсы, как и любой другой вид производственных ресурсов, выступают в современной постиндустриальной экономике в качестве объекта собственности. Однако информация, в отличие от иных производственных ресурсов, является объектом владения, пользования и распоряжения.
8) К другим объектам собственности и ресурсам на территории Российской Федерации относятся такие объекты, которые не вошли по ряду причин в поименованные группы. Это могут быть, например, ювелирные или золотые изделия, различные ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе государственной собственности, а также накопленное имущество граждан, поставленное на аналогичный учет.
Таким образом, данная классификация позволяет систематизировать состав объектов собственности, особенности их функционирования, обосновать возможность присвоения собственником результатов деятельности этих объектов и проводить объективный учет государственной собственности. На ее основе дифференцируются способы экономического функционирования и управления объектами государственной собственности, при этом для каждого из них формулируются свои цели и задачи.
Политика
государства в отношении
Формирование государственного сектора экономики осуществляется на федеральном и субфедеральном (региональном) уровнях, интегрированных по вертикали и горизонтали. Общим для обоих уровней власти — федерального и субфедерального — является включение в него объектов, принадлежащих им на праве собственности. Каждый их них имеет свои особенности, обусловленные формой собственности. В состав указанных уровней государственного сектора включаются объекты государственной собственности. Государственный сектор экономики, функционирующий в целях обеспечения решения государственных и национальных задач, опирается на весь спектр его организационных возможностей.
Государственный сектор экономики в процессе функционирования взаимодействует с иными секторами — частным и смешанным — в рамках экономической системы государства.
Взаимоотношения между ними строятся на общих для всех объектов собственности основаниях, однако с учетом конкретных экономических, политических, территориальных и финансовых условий для различных форм собственности. В этих условиях роль государственного сектора экономики состоит в осуществлении производственной деятельности, реализации произведенных товаров и услуг, аккумулировании финансовых средств и их перераспределении на основе установленного порядка регулирования экономической деятельности объектов собственности, кредитовании производства товаров и услуг.
Решаемые в его рамках задачи направлены на обеспечение выполнения социальных и экономических функций государства, находящихся в сфере национальных интересов, основные из которых — национальная безопасность (она включает такие виды деятельности, как обеспечение обороны и безопасности страны, защита государственных границ), эксклюзивная разработка и изготовление продукции для федеральных государственных нужд, производство товаров и оказание услуг, необходимых для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан страны и др. Государство осуществляет централизованную социально-экономическую политику и социальную защиту населения, обеспечивая деятельность общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений, учреждений и организаций здравоохранения, учреждений культуры и искусства, государственных органов социального страхования и социального обеспечения, учреждений социальной защиты (дома престарелых, реабилитационные центры для инвалидов и др.). Поэтому государственный сектор экономики формируется как экономический гарант рыночного развития. Устойчивое развитие экономики будет зависеть от того, какое место в ней отведено государственному сектору.
2 Государственный
сектор экономики
России
2.1
Характеристика состояния
государственного
сектора экономики
России
В условиях рыночной экономики государственная собственность, как правило, включает государственное имущество, государственный бюджет и собственность на неимущественные права. Государственное имущество — это естественные ресурсы и недвижимое имущество производственного и социального назначения. Именно оно и составляет основу государственного сектора экономики.
В России трансформация государственной собственности и, соответственно, государственного сектора происходит уже в течение десяти лет. За это время существенным образом сократились не только масштабы государственной собственности, но и изменилась структура государственного сектора экономики.
На сегодняшний день государственный сектор экономики России включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), государственные учреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом «золотой акции».
По данным Госкомстата России, на 1 января 2007 г. общее число организаций государственного сектора экономики России составило 85754 единицы, из них: государственные унитарные предприятия — 22377 единиц (26,1% от общего числа организаций государственного сектора), государственные учреждения — 57116 единиц (66,6%) и хозяйственные общества с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, — 6261 единица (7,3%)9.
В целом динамика доли государственного сектора в общем объеме промышленной продукции по отраслям продукции в 2002-2004 гг. представлена в табл. 110.
Таблица 1 – Удельный вес государственного сектора в общем объеме промышленной продукции по отраслям промышленности в 2002-2004 гг.(%)
Отрасли | Удельный вес отраслей | ||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Всего | 15 | 14,6 | 14,4 |
Электроэнергетика | 89,9 | 85,6 | 87,9 |
Нефтедобывающая промышленность | 8,5 | 4,8 | 5,1 |
Нефтеперерабатывающая промышленность | 24,5 | 18,2 | 18,1 |
Угольная промышленность | 16 | 11,4 | 3,6 |
Машиностроение, металлообработка | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Оборонно-промышленный комплекс | 51 | 51,6 | 51,8 |
Химическая
и нефтехимическая |
5,7 | 4,7 | 4,5 |
Медицинская промышленность | 17,1 | 17,1 | 17,1 |
Микробиологическая промышленность | 28,5 | 22,9 | 22,9 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 5,3 | 5 | 4,8 |
Пищевая промышленность | 4,4 | 4,2 | 4 |