Государственный сектор экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение сущности и изучение основных направлений реформирования государственного сектора экономики России.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного сектора экономики зарубежных стран;
изучить сущность государственного сектора;
охарактеризовать государственный сектор экономики России;
оценить эффективность функционирования государственного сектора;
определить основные направления реструктуризации государственного сектора экономики.

Содержание

Введение 3
1 Государственный сектор экономики, сущность и история развития 5
1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора 5
1.2 Сущность государственного сектора экономики 9
2 Государственный сектор экономики России 16
2.1 Характеристика состояния государственного сектора экономики России
16
2.2 Сравнительный анализ эффективности государственного сектора 24
2.3 Основные направления реструктуризации государственного сектора
28
Заключение 34
Литература

Работа состоит из  1 файл

Государственный сектор экономики.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)
 

     Как видно из этой таблицы, доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции имеет тенденцию к сокращению. Если в 2002 г. она составляла 15%, то в 2004 г. составит только 14,4%.

     Наибольший  удельный вес государственный сектор в 2003 г. составлял в таких отраслях, как электроэнергетика — 85,6%; оборонный комплекс — 51,6%; микробиологическая промышленность — 22,9%; медицинская промышленность — 17,1%. Наименьший — в машиностроении — 0,3%: химической и нефтехимической промышленности - 4.7%: пищевой промышленности — 4,2%; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 5%.

     Существенный  удельный вес государственного сектора  в электроэнергетике объясняется особым значением этого вида ресурса, который используют не только граждане, но и предприятия, выпускающие продукцию, а также предприятия, которые занимаются экспортом энергетических ресурсов в страны СНГ и по межправительственным соглашениям.

     Высокая доля государственного сектора в оборонно-промышленном комплексе также является традиционной и объясняется особым назначением продукции, которую выпускают предприятия, входящие в его состав. Увеличение общего объема производства в этом секторе (в среднем на 16% в 2004 г.) связано с ростом объемов производства вооружений и военной техники, включая экспортные заказы и увеличение закупок по гособоронзаказу.

     Доля  государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции медицинской промышленности составила в 2003 г 17,1%. В основном это производство лекарственных средств, а также разработка лекарственных субстанций новым, более прогрессивным методом биотехнологии, который является более экологически чистым и экономически выгодным.

     Доля  государственного сектора в микробиологической промышленности также относительно велика. В 2003 г. она составляла 22,9%. В государственном секторе производится в основном микробиологический кормовой белок.

     Невысокой является доля государственной собственности в химической и нефтехимической промышленности. Это связано с тем, что 99% промышленных предприятий отрасли на сегодняшний день акционированы: если в 2001 г. доля государственной сектора в общем объеме произведенной продукции в химической и нефтехимической промышленности составляла 8%, то в 2003 г. — только 4,7%. На предприятиях государственного сектора производятся в основном минеральные удобрения и синтетический каучук.

     Доля  государственных предприятий в нефтедобывающей промышленности также сокращается. В 2003 г. это сокращение было обусловлено реализацией в конце 2002 г. государственного пакета акций ОАО «НГК «Славнефть». И хотя в 2003 г., наблюдалось некоторое увеличение добычи нефти ОАО «НК «Роснефть» на осваиваемом в настоящее время крупном месторождении на арктическом шлейфе, доля государственного сектора в общих объемах добычи нефти и газового конденсата составит в 2004 г. не более 5,2%.

     В нефтеперерабатывающей промышленности также наблюдается сокращение доли государственного сектора. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. производство бензина автомобильного в государственном секторе сократилось на 16,7%, производство дизельного топлива — на 20%, производство мазута — на 28,8%. Такое сокращение во многом обусловлено продолжающимся процессом приватизации в этой отрасли, и, в частности, продажей в конце 2002 г. государственного пакета акций ОАО «НГК «Славнефть», в состав которого входили Ярославский завод «Нефтеорсинтез» и Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева. В целом, доля госсектора в общих объемах нефтепереработки составила в 2004г. 18,1%.

     Государственный сектор в машиностроении (за исключением предприятий оборонно-промышленного комплекса) также невелик. В 2003 г. объем промышленной продукции государственного сектора машиностроительного комплекса составил всего 0,3%. Это объясняется тем, что в этой отрасли до сих пор продолжается приватизация, реорганизация и ликвидация устаревших и технологически отсталых предприятий. В основном это государственные предприятия.

     Сегодня на государственных предприятиях машиностроительного комплекса производятся аккумуляторы, преобразователи силовые, весоизмерительная техника, стационарная и передвижная электроэнергетика, буровой инструмент, глубинные насосы, приборы и др. Однако ни одно из предприятий госсектора, производящих указанную продукцию, не является ведущим на рынке, поэтому наблюдается дальнейшее его сокращение.

     Доля  государственного сектора экономики  металлургии в производстве промышленной продукции также невелика. В 2003 г. она составляла 0,07% в черной металлургии и 0,44% - в цветной металлургии. Поскольку в этой отрасли до сих пор продолжается акционирование, доля государственного сектора, видимо, будет сокращаться.

     Реформирование  государственного сектора продолжается в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Это нашло свое выражение в сокращении в 2003 г., по сравнению с 2002 г., производства деловой древесины на 14,3%, пиломатериалов — на 3%, шпал деревянных для железных дорог — на 50%, фанеры — на 27,3%. Полностью прекратилось производство бумаги и картона в связи с выбытием профильных предприятий из госсектора отрасли. В целом, доля государственного сектора в лесопромышленном секторе на начало 2004 г. составила всего 5%.

     В большинстве отраслей пищевой промышленности государственный сектор также не имеет доминирующего значения. Его доля в общих объемах производства основных видов пищевой продукции в 2003 г. составила: мясо — 12,1%, сыры жирные — 5,5%, мука — 13%, рыбная продукция — 5,1%. В целом, доля государственного сектора составит в 2004 г. не более 4%.

     Государственные предприятия в агропромышленном комплексе (АПК) представлены преимущественно племенными заводами, учебно-опытными хозяйствами, отдельными животноводческими комплексами, птицефабриками, звероводческими и другими специализированными хозяйствами. В таком виде государственный сектор сложился в результате реорганизации бывших колхозов и совхозов.

     По  данным Госкомстата России, в 2002 г. государственными сельскохозяйственными предприятиями было произведено 8% молока, 13% скота и птицы, 6,5% зерна, 13,4% картофеля, 28,8% яиц от общего объема производства этих важнейших сельскохозяйственных продуктов.

     В будущем предполагается некоторое увеличение сельскохозяйственной продукции в государственном секторе за счет проводимых государством изменений в области налогообложения АПК, поддержки инвестиций и совершенствования материально-технического обеспечения предприятий госсектора. Но даже в результате проводимых мероприятий доля государственного сектора в АПК в 2004 г. не составила более 8,6%.

     Государственный сектор не занимает монопольного положения и в транспортном комплексе. Исключение составляет лишь железнодорожный транспорт. В 2003 г. на долю государственного сектора приходилось 39,6% перевозок грузов. Причем, 95% этих перевозок осуществлялось предприятиями федерального железнодорожного транспорта. Автомобильным транспортом, который относится к государственному сектору, перевозилось 3% грузов, другими видами транспорта — 2%.

     Доля  пассажирских перевозок, осуществляемых предприятиями государственного сектора, составила в 2003 г. 62,2%. Из них 50% перевозок приходилось на железнодорожный транспорт, 17% — на автомобильный транспорт и 13% — на воздушный транспорт.

     Достаточно  широко представлен государственный сектор в социальной сфере России. В него входят образовательные и лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, культуры, искусства и другие. По прогнозам, доля государственного сектора в общем объеме платных образовательных услуг составит в 2010 г. около 45%, а доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг отрасли — 21,5%. Доля платных услуг учреждений культуры также растет и составит в 2010 г. 17-18% от общего объема.

     В 2002 г. государственный сектор в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 67,6%. В дальнейшем планируется их сокращение. При этом сократилось и число научных организаций государственного сектора с 2301 единицы в 2003  г. до 2097 в 2004 г. Численность работников, выполняющих исследования и разработки в государственном секторе научно-технической   сферы,   сократилось   в 2004  г., по сравнению с 2003 г., почти на 79 тыс. человек.

     В настоящее время в России функционируют 58 научных центров. Они созданы практически во всех важнейших отраслях промышленности: машиностроении, металлургии, медицинской, отраслях оборонного комплекса. И то, что российские ученые все еще сохраняют ведущие позиции в таких областях, как космические исследования, физика плазмы, лазерная физика, физика твердого тела, ядерная физика, информатика, ряд областей биологии, медицины во многом объясняется наличием финансовой поддержки со стороны государства.

     В целом, в 2003 г. в государственном секторе экономики России было занято 12,06 млн. человек. Из их числа 37% приходится на долю основных производственных отраслей - промышленность, транспорт, сельское хозяйство, связь, строительство. При этом среднемесячная заработная плата работников государственного сектора составляет 6775 руб.

     Что касается инвестиционных возможностей государственного сектора экономики, то на его долю в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится в среднем 14-15%. Причем, по объему инвестиций в основной капитал государственный сектор продолжает лидировать в отраслях, ориентированных на выполнение стратегических и социальных задач: обеспечение обороны и безопасности страны, высокие технологии, естественные монополии, отрасли инфраструктуры и коммунального хозяйства.

     Предполагается, что в будущем за счет собственных средств организаций государственного сектора будут финансироваться около 35% от общего объема инвестиции, за счет привлеченных средств — 65%, из которых 42-45% составят бюджетные средства.

     В целом, о роли государственного сектора в экономическом развитии России можно судить по макроэкономическим показателям, представленным в табл. 211. 

     Таблица 2 – Показатели развития государственного сектора экономики Российской Федерации

Показатели Единица измерения Показатели
2002 г. 2003 г. 2004 г.
Объем произведенной промышленной продукции (работ, услуг) организациями государственного сектора (без НДС и акциза) в % к предыдущему году 103,5 102,1 103,2
Доля  государственного сектора в общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) без НДС и акциза % 15 14,6 14,4
Выпуск  продукции сельскохозяйственными  организациями государственного сектора млрд руб. 39,2 41,4 47,7
Доля  госсектора в общем выпуске продукции сельскохозяйственными предприятиями % 8,9 8,8 8,6
Инвестиции  в основной капитал организаций государственного сектора за счет всех источников финансирования млрд руб. 274,2 311,2 351,7
Доля  госсектора в общем объеме . инвестиций в основной капитал % 15,6 15 14,5
Оборот  розничной торговли организаций государственного сектора экономики млрд руб. 61,9 70,3 78,5
Доля госсектора в общем обороте розничной торговли % 1,7 1,6 1,5
Объем платных услуг населению оказываемых организациями государственного сектора экономики млрд руб. 179,7 232 282
Доля  госсектора в общем объеме платных  услуг населению % 16,8 17 17
Объем услуг связи, оказываемых организациями государственного сектора экономики млрд руб. 127,5 161,5 194,3
Доля  госсектора в общем объеме услуг  организаций связи % 46,7 44,7 43
Численность работников организаций государственного сектора экономики млн чел 12,26 12,06 11,87
Доля  занятых в организациях госсектора экономики в общей численности  работников,  занятых в экономике % 24,2 24,3 23,8
Фонд  начисленной заработной платы работников организаций государственного сектора экономики млрд руб. 682 826 965
Доля  госсектора экономики в фонде  начисленной заработной   платы работников, занятых в экономике % 25,6 25,4 24,6
 

     Приведенные показатели, а также проведенный  выше анализ позволяют сделать следующие определенные выводы.

     В настоящее время государственный сектор в экономике России занимает весьма существенное положение как по объему производимой продукции и услуг, так и по количеству занятых. Государственный сектор преобладает в отраслях, имеющих оборонное или социальное значение, а также отраслях, которые относятся к числу естественных монополий. Вместе с тем в ряде важнейших отраслей промышленности, таких как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение и металлургия, государство утратило свои позиции.

     Растет  также количество платных услуг, оказываемых государственными учреждениями в области образования, здравоохранения и культуры. В связи с реорганизацией РАО «ЕЭС России» и созданием единого коммерческого оператора оптового рынка электроэнергии в ближайшее время следует ожидать либерализации цен на электроэнергию. Создание самостоятельных структурных подразделений, а также дочерних акционерных обществ ОАО «Российские железные дороги» в сфере грузовых перевозок и «Федеральной пассажирской компании» в сфере перевозок пассажиров также в самое ближайшее время может привести к повышению цен на грузовые и пассажирские перевозки.

     Все это может привести к сокращению государственного сектора экономики и негативным образом отразиться не только на уровне экономического развития, но и благосостоянии большинства граждан России. 

     2.2 Сравнительный анализ эффективности государственного сектора 

    Сравнительный анализ основных показателей хозяйственной  деятельности государственного и негосударственного секторов с применением статистических и эконометрических методов важен для определения места и роли государственного сектора в экономике России.

    В ходе анализа Фоминым А. были проведены сравнения негосударственного сектора экономики и федеральных ГУПов по ряду показателей, характеризующих эффективность хозяйственной деятельности12.

    Как следует из приведенных данных (Таблица 3 – Приложение), анализируемая совокупность предприятий как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики представляет собой по большей мере крупные и средние предприятия. По доле занятых ФГУПы распределены по отраслям неравномерно. Наивысшая доля занятых в этом секторе в отраслях ВПК, а также на транспорте и в секторе научно-исследовательских учреждений — отраслях, по разным причинам наименее адаптированных к рынку. В наиболее рыночно ориентированных отраслях доля занятых в секторе ФГУПов самая низкая.

Информация о работе Государственный сектор экономики России