Импортная политика Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание

На основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование импортной политики в Российской Федерации 5
1.1. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики 5
1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО 8
1.3. Направления импортной политики Российской Федерации 17
2. Импортная политика Самарской области 21
2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг. 21
2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации Самарского региона 25
2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Импортная политика государства на примере Самарской области_курс.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

    Актуальность  рассматриваемой  темы. В условиях глобализации и углубления международного разделения труда импорт закономерно становится органичной частью современного воспроизводственного процесса. Покрывая физические дефициты отдельных товаров и услуг на местах, реализуя преимущества сравнительных издержек, снижая за счет конкурентных цен инфляцию и тем расширяя возможности потребителей, рациональный импорт давно уже опроверг прежние «ценности» протекционизма и превратился в важный, самостоятельный фактор развития и модернизации все большего числа государств.

    В то же время в России не утихают  споры о разумной мере сочетания  импорта с продукцией национального производства. Реакцией на дисбаланс в этой сфере выступают призывы, в. т. ч. политические, к форсированию импортозамещения. Предлагаемая статья является попыткой разобраться в данной проблеме.

    Импорт  необходим для нормального функционирования любой экономики. Ни одна страна, как бы ни была она велика, как бы ни был сильно диверсифицирован ее народнохозяйственный комплекс, не может обойтись без импорта. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию. Критерием последней является эффективность.

    Предстоящее присоединение России к ВТО может  поставить перед ней ряд проблем. Речь идет, в частности, о рисках подавления отдельных производств в результате дальнейшей либерализации импорта.

    Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения. Возможности сократить импорт с помощью различных протекционистских мер у России крайне ограничены. Как известно, основным средством защиты рынка ВТО и другие международные экономические организации признают таможенный тариф. В России протекционистская роль тарифа изначально была невелика вследствие недостаточной дифференцированности по товарным позициям. За последние годы она стала еще слабее из-за уменьшения диапазона ставок. Именно по этой причине таможенный тариф не стал у нас инструментом структурно-инвестиционной политики. В настоящее время он исполняет преимущественно фискальные функции.

    Предметом исследования выступает импортная политика государства.

    Объектом  исследования является импортная политика Самарской области.

    На  основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.

    Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:

    1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.

    2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.

    3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.

    4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.

    5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.

    Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.

    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Государственное регулирование импортной политики                                              в Российской Федерации

1.1. Внешнеторговая политика как инструмент                                                                    модернизации экономики

 

    Внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции, технологические и управленческие заимствования играли и играют заметную роль в развитии российской экономики. В начале XXI века импорт товаров обеспечивал до 2/3 прироста ВВП. Внешние рынки поглощали 11-14% производимой в России продукции. Прямые иностранные инвестиции в последние годы приносили от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды. До кризиса 2008 г 46% ресурсов розничной торговли формировалось за счет импорта. По некоторым оценкам, за период с 2001 по 2007 гг. величина полученных страной ценовых выигрышей составила 121 млрд. долл., что эквивалентно 3,5% суммарного ВВП за эти годы.

    Значителен вклад импорта и в обеспечении производственных и инвестиционных процессов в российской промышленности. Ввоз машиностроительной продукции накануне кризиса 2008 г. составил 83% к объему отечественного производства, химической-76%, металлургической - 12%. Физический объем закупок машин, оборудования и транспортных средств увеличился за этот период в 5,4 раза, текстильных изделий и обуви - в 4,4, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - в 1,9 раза.

    Меньшая, по сравнению с другими странами, зависимость России от импорта связана, во-первых, с наличием в стране достаточных запасов разнообразных минеральных ресурсов и отсутствием необходимости в закупках за границей значительных объемов сырья; во-вторых, с относительно невысокой степенью вовлеченности в международное разделение производственных процессов, требующее постоянного импорта комплектующих изделий. Что касается быстрого нарастания российского импорта, то оно было вполне естественным в условиях экономического роста и сопровождавшего его увеличения доходов предприятий и домашних хозяйств.

    Воздействие импорта на внутренний рынок неоднозначно. С одной стороны, он возмещает объективно недостающие товары и решает важные социально-экономические задачи; с другой - вытесняет с рынка отечественного производителя, поскольку многие виды отечественной продукции не выдерживают конкуренции с зарубежными ни по качеству, ни по цене.

    В очередной редакции документа - «Основных  направлениях таможенно-тарифной политики до 2013 г.», подготовленном в начале 2010 г. Минэкономразвития, - средневзвешенная ставка импортных пошлин в 2010 г. прогнозируется на уровне 10,15%, в 2011 г. -10,05%, в 2012 г. - 9,85%. При этом в документе открыто декларируется курс на протекционизм: «Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа с целью защиты секторов российской экономики со средней степенью конкурентоспособности»1.

    Опыт  России в сфере использования  инструментов защиты внутреннего рынка  в период кризиса существенно отличается от опыта как развитых, так и наиболее крупных развивающихся стран. Во-первых, Россия гораздо активнее других стран прибегает к повышению барьеров на пути импорта. В настоящее время она является лидером по числу соответствующих мер, введенных с ноября 2008 г. (20); за ней с большим отрывом следует Германия (15), Индия и Индонезия (по 10), Италия, Испания и Великобритания (по 9), КНР (8) и Аргентина с Японией (по 7)2.

    Во-вторых, в структуре российских мер по защите внутреннего рынка доминируют не обусловленные меры, соответствующие соглашениям ВТО, в частности, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, а также повышение импортных пошлин до максимально предусмотренного соглашениями ВТО уровня (уровня связывания тарифов), а решения о повышении тарифных барьеров. Так, были повышены импортные пошлины на автомобили (на новые и подержанные автомобили со сроком эксплуатации до трех лет пошлины установлены в размере 30%, или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), телевизоры (с 10% до 15%), отдельные виды проката из железа (с 5% до 15%) и нелегированной стали (с 5% до 20%), а также трубы из черных металлов (с 5% до 15% и 20%)3.

    Причины протекционистской активности российского  правительства связаны с тем, что, во-первых, страна до сих пор не является членом ВТО и не связана обязательствами по ограничению роста тарифных ставок; во-вторых, продолжает сохраняться представление о благоприятном воздействии торговых барьеров на импортзамещающий сектор экономики; в-третьих, дефицит государственного бюджета заставляет правительство под любыми предлогами искать дополнительные источники поступлений в бюджет.

    Видимая легкость использования тарифных мер  ограничения импорта препятствует использованию более избирательных, а потому более эффективных инструментов борьбы с нежелательной внешней конкуренцией - таких как специфические защитные пошлины, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Повышение импортных пошлин ведет как к повышению цен импортных товаров для потребителей, так и к общему росту цен на рынке соответствующей продукции (в том числе на ее разновидности, производимые в национальной экономике) ввиду ограничения предложения соответствующих товаров на рынке. Использование же обусловленных мер позволяет идентифицировать конкретный источник ущерба для национальных производителей (некорректные торговые практики конкурентов, субсидирование экспорта зарубежными государствами и проч.), в большинстве случаев не возлагая дополнительного бремени на потребителей.

    Что касается ожиданий на успешное импортозамещение в условиях сжимающегося внутреннего рынка, то они оказались мало обоснованными. Несмотря на повышение ввозных барьеров по 21% товарных категорий импорта и значительную девальвацию рубля, признаки импортозамещения на сегодняшний день практически незаметны. Более того, единственная отрасль, где рост импортозамещения все же можно усмотреть, а именно пищевая промышленность, была в наименьшей степени затронута мерами государственной поддержки. Добавим к этому, что в пищевой промышленности доля прямых зарубежных инвестиций в основном капитале составляет почти 50%, а по некоторым видам - производство шоколада, соков - она еще более значительна4.

    Таким образом, практикуемая в России политика защиты внутреннего рынка, наносит ущерб благосостоянию потребителей, не обеспечивая ожидаемого эффекта с точки зрения поддержки отечественных производителей. Налицо явно отрицательный и антимодернизационный эффект от повышения импортных барьеров.

1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО

 

    Провозглашая  рыночную политику, рыночно-ориентированные  государства воздерживаются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю, отводя роль основного регулятора рынку. Однако в чистом виде политика свободной торговли не проводится, поскольку каждое государство оставляет за собой право использовать инструменты протекционистского характера. Так, в сложный для российской экономики переходный период в политике ряда стран проявились элементы протекционизма, инспирируемого не только отдельными товаропроизводителями, но и определенными властными кругами, опасающимися возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступающими за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.

    Применяемые ведущими промышленно развитыми  странами меры по защите внутренней экономики  и интересов деловых кругов (в  том числе административные) по жесткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, в отношении которой следует предпринимать особые меры.

    Такая политика, проводимая правительствами  ряда западных стран, позволяет под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, затрагивая интересы отечественных производителей. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

    Можно привести следующие примеры ущемления  интересов российских экспортеров:

  • применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);
  • затрудненный доступ на рынки товаров и услуг высоких технологий, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);
  • ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;
  • использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российских товаров (гражданской авиатехники, пушнины - в страны ЕС)5.

Информация о работе Импортная политика Самарской области