Импортная политика Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание

На основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование импортной политики в Российской Федерации 5
1.1. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики 5
1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО 8
1.3. Направления импортной политики Российской Федерации 17
2. Импортная политика Самарской области 21
2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг. 21
2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации Самарского региона 25
2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Импортная политика государства на примере Самарской области_курс.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеторговой деятельности предприятий России представляет особую актуальность. Особенности России, в частности - короткий период рыночных преобразований наряду с невысоким уровнем ее экономического развития, накладывает отпечаток на внешнеторговую политику. В целом для нее характерно увлечение административными методами государственного регулирования с преобладанием нетарифных барьеров, применение которых зачастую ставит в невыгодное положение многих участников ВТД, поскольку последствия сказываются быстро, но сложно предвидеть их заранее, чтобы предпринять какие-то превентивные меры. Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной проблема оценки влияния государственного регулирования на внешнеторговую деятельность предприятий, которая в настоящее время недостаточно исследована. Разработка соответствующей методики поможет предприятиям, занятым во внешнеторговом бизнесе, своевременно реагировать на изменяющиеся условия.

1.3. Направления импортной политики Российской Федерации

 

    Обеспечение экономической безопасности страны, в т. ч. от чрезмерного импорта, рассматривается как официальная доктрина Правительства РФ, конкретизированная во многих государственных документах. Однако этой работе не хватает системности, так как основными инструментами импортозамещения выступают в России, по сути, лишь тарифно-таможенные ограничения, воздействие на валютный курс рубля и, с определенными оговорками, привлечение иностранных инвестиций, альтернативных импорту. Этих регулярных инструментов, однако, недостаточно, так как импортозамещение, как это было показано, коренится прежде всего в промышленной и инвестиционной политике страны и его главным полем являются не режим пересечения границы для поставщиков, а развитие и модернизация внутреннего рынка страны.

    В настоящее время в России при  импорте действуют на постоянной основе не более двух десятков защитных мер, что заметно меньше, чем в остальных торговых державах мира. Умеренными остаются и таможенные тарифы (средневзвешенный уровень в 10,61% с перспективой в 9,85% к 2012 г.), после присоединения к ВТО наш уровень тарифной защиты составит в среднем 7% для промышленных и 18-19 % для сельхозтоваров, а по услугам в 39 секторах из 125 Россия вправе не допускать иностранных провайдеров и в 86 - применять к ним специфические ограничения. В порядке антикризисных мер 30 товаров получили в 2008 г. 15 % льготы при госзакупках.

    Однако  упомянутых ограничений недостаточно для эффективного импортозамещения. Во-первых, наш Таможенный тариф работает прежде всего на фискальную политику, а не на промышленную политику, которая так и не сформирована, в. т. ч в части разумной меры протекционизма. Во-вторых, в ходе реформ было утрачено единое управление внешнеэкономическими связями как отраслью и эти функции рассредоточены по различным ведомствам, обрекая формирование импортной политики на разовые разнородные решения (около тысячи только по изменению пошлин, причем 570 - вверх и 430 - вниз)11. Также слишком мало гибких форм ограничений (сезонные тарифы и квоты), а оперативные решения чаще всего принимают фитосанитарные службы, а не Минэкономразвития. Сохраняются преференциальные таможенные льготы в сумме 43 млрд. руб., причем для отнюдь не самых бедных стран, вплоть до партнеров по БРИК. Главное же, при ограничении ввоза российский внутренний рынок не в состоянии обеспечить себя сам, асимметрия спроса и предложения на нем сохраняется, и потому образуются пустоты дефицита, что ведет к росту цен, снятию антиинфляционной составляющей импорта и к форсированию производства прежней, малоконкурентной местной продукции.

    При занижении курса рубля импорт в Россию дорожает. Однако одновекторное занижение курса рубля несет с собой свои риски и негативные последствия, вполне способные перевесить временный эффект такой «конкурентной девальвации, что сдерживает весь импорт (включая необходимый и комплектацию), зарубежные заемные операции и их обслуживание, снижает капитализацию и стоимость активов отечественных компаний, питает инфляцию и присутствие иностранной валюты во внутрироссийском обороте, отделяет перспективу приобретения рублем резервного статуса.

    К занижению курса обычно эластичен  лишь ввоз простейших товаров (типа упомянутых выше), чья конкурентоспособность базируется на цене, но не высокотехнологичных, выигрывающих на качестве. В 2009-2010 гг. нехватка отечественного молока и удорожание его импорта навязали потребителю вместо натурального порошковый продукт и заменители с молочного на растительный жир. Как следствие, это оставило без сырья отечественное сыроварение (рост цен на 30-40 %) и производство мороженого (переведенного на 70% на растительные заменители), душевое потребление которого упало вдвое по сравнению с 1990 г. и подорвало экспорт Россией этого продукта, каковой когда-то был вчетверо больше импорта12.

    Таким образом, многообразие конкурентных преимуществ импортных товаров порождает необходимость дифференцированного подхода при защите внутреннего рынка с помощью различных таможенных инструментов. В одном случае государство вынуждено защищать отечественного производителя, нейтрализуя ценовые преимущества экспортера, в другом - предстоит обеспечить достаточно свободный ввоз в страну иностранного товара в целях насыщения внутреннего рынка или стимулирования экономического соперничества на нем с зарубежными экспортерами. В третьем случае государство с помощью высоких ввозных пошлин ограничивает импорт отдельных товаров, перенацеливая их продажу на конкретные рыночные сегменты.

    Возможна  ситуация, когда государство применяет  фискальные и запретительные таможенные пошлины. Цель этой акции - минимизация импорта данного товара за какой-либо период без формального запрета. Государство также может применить количественные ограничения на импорт зарубежных товаров, используя какие-либо инструменты нетарифного регулирования, например квотирование или контингентирование, сертификацию или лицензирование. Нельзя исключать использование и тарифного квотирования. В этом случае импорт сверх квоты не запрещается, однако задача запрета обычно решается с помощью применения более высоких ставок ввозных пошлин (для сверхквотного импорта некоторых товаров).

    Возможно применение Правительством и других мер государственного регулирования импортных операций в соответствии с имеющимся внешнеторговым и таможенным законодательством. Одна из целей регулирования - защита отечественного производителя, нейтрализация конкурентных преимуществ иностранных экспортеров. Одновременно государство решает и другую проблему - временно нивелирует (в необходимых случаях) конкурентные отставания российских производителей и продавцов. Чаще всего данную задачу государство решает с помощью регулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ (или отставаний) отечественных операторов рынка, отечественных предприятий. В полной мере это относится и к конкуренции с импортными товарами.

 

2. Импортная политика Самарской области

2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг.

 

    Самарская область занимает одно из ведущих  мест среди регионов Российской Федерации по объемам внешней торговли, имеет стабильные торгово-экономические отношения более чем со 100 странами мира, сохраняет торговые связи со странами СНГ и Балтии, входит в первую десятку регионов России по объемам привлечения зарубежного капитала. На страны дальнего зарубежья приходится около 90 процентов экспорта и более 80 процентов импорта. В Самарской области производится конкурентоспособная экспортная продукция машиностроения: автомобили, автомобильная техника, станки, нефтепродукты, алюминиевый прокат, подшипники, широкий спектр продукции химического комплекса, удобрения, синтетический каучук. Самым крупным проектом с участием иностранного капитала является создание концерном GM и ЕБРР совместно с ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти предприятия по производству автомобилей Шевроле.

    В течение многих лет успешно сотрудничает «Кондитерское объединение «Россия» со всемирно известной компанией «Нестле».

    В 2010-2011 гг. году Самарская область поддерживала торговые отношения со 123 странами, среди которых основными партнерами являлись Китай (23% от общего объёма внешнеторгового оборота), Украина (11,1%), США (9,4%), Монголия и Казахстан (5,8%), Германия (5,4%), Италия (4,2%), Турция (3,1%)13.

    Доля  внешней торговли Самарской области  в Российской Федерации и Приволжском  федеральном округе в 2010 году составила 1,5% и 17% соответственно.

    По  данным управления Самарастат внешнеторговый оборот в январе - сентябре 2011 года составил 7095,8 млн. долларов США или 163,1% к уровню соответствующего периода 2010 года, в том числе импорт – 1675,6 млн. долл. США (149,7%)14 (см. табл. 3).

Таблица 3

Внешняя торговля Самарской  области в январе-сентябре 2011 года 

  Внешнеторговый  оборот Импорт
млн.

долларов  США

млн.

долларов  США

Всего 7095,8 1675,6
в том  числе:    
Страны  дальнего зарубежья 5685,4 1435,2
Государства-участники  СНГ 1410,4 240,4
 

    Из  государств - участников СНГ поступило товаров по импорту на 240,4 млн. долл. США, из стран вне СНГ - 1435,2 млн. долл. США15.

    Сальдо  торгового баланса сложилось  положительное в размере 3744,6 млн. долл. США (в январе-сентябре 2010 года - положительное, 1675,6 млн. долл. США) (см. табл. 4). 

Таблица 4

Внешнеторговый  оборот с основными  странами-партнерами                                             в январе-сентябре 2011 года, млн. долларов США 

  Внешнеторговый  оборот Экспорт Импорт Сальдо торгового баланса
Всего 7095,8 5420,2 1675,6 3744,6
в том числе:        
Страны  дальнего зарубежья 5685,4 4250,2 1435,2 2815,0
Бельгия 69,9 54,4 15,5 38,9
Болгария 70,4 46,2 24,2 22,0
Бразилия 64,5 63,5 1,0 62,5
Венгрия 48,8 41,5 7,3 34,2
Германия 952,9 557,4 395,6 161,8
Индия 88,6 84,2 4,4 79,8
Испания 50,2 30,5 19,7 10,8
Италия 289,6 215,2 74,4 140,8
Китай 980,0 725,7 254,3 471,4
Кипр 37,5 37,5 0,0 37,5
Латвия 73,5 70,3 3,2 67,1
Монголия 548,6 548,6 0,0 548,6
Мальта 390,3 390,3 0,0 390,3
Нигерия 91,7 89,0 2,7 86,3
Нидерланды 160,8 98,1 62,7 35,4
Польша 91,4 65,8 25,6 40,2
Сингапур 65,3 65,1 0,2 64,9
Словакия 65,8 60,5 5,3 55,2
Тайвань (Китай) 56,1 31,1 25,0 6,1
Турция 466,0 408,9 57,1 351,8
Финляндия 137,5 126,4 11,2 115,2
Франция 55,0 6,0 49,0 -43,0
Эстония 167,1 127,7 39,4 88,3
Государства - участники СНГ 1410,4 1170,0 240,4 929,6
Азербайджан 94,4 93,8 0,6 93,2
Киргизия 27,8 27,7 0,1 27,6
Таджикистан 15,8 15,7 0,1 15,6
Туркмения 10,7 8,9 1,8 7,1
Узбекистан 87,8 31,9 55,9 -24,0
Украина 1161,9 980,8 181,1 799,7
 

    Наибольшую  вес в импорте Самарской области в январе-сентябре 2011 года составили какао-бобы – 11864,9 тыс. т. (см. табл. 5). Выраженная повышательная динамика показателей внешнеторгового оборота, наблюдаемая в 2011 году, связана в основном с ростом объемов импорта сырья – черных металлов (27108,9 тыс. т). Основной вклад в статистику, естественно, внес импорт оборудования и механических приспособлений (27236,4 тыс. т), а также электрических машин и оборудования (12644,9 тыс. т.)

    Доля  экспорта во внешнеторговом обороте по Самарской области всегда значительно превышает долю импорта, это связано со спецификой экономики области, в которой преобладает доля экспортно-ориентированных отраслей. 

 

Таблица 5

Импорт важнейших товаров 

  Сентябрь  2011 г. в % к Январь-сентябрь 2011 г. в % к январю - сентябрю 2010 г.
августу 2011 г. сентябрю 2010 г.
Какао-бобы, тыс. т 3586,7 в 3,2 р. в 2,6 р. 11864,9 112,2
Черные  металлы, тыс. т 2649,4 112,5 59,8 28108,9 92,7
Оборудование  и механические приспособления, тыс. т 3258,0 56,4 в 2,2 р. 27236,4 в 2,2 р.
Электрические машины и оборудование, тыс. т 1452,9 133,1 163,6 12644,9 114,7
 

    Товарная  структура импорта Самарской  области в январе-сентябре 2011 года отражена в таблице 6. 

Таблица 6

Товарная  структура экспорта и импорта в январе-сентябре 2011 года, млн. долл. США 

Информация о работе Импортная политика Самарской области