Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
На основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.
Введение 3
1. Государственное регулирование импортной политики в Российской Федерации 5
1.1. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики 5
1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО 8
1.3. Направления импортной политики Российской Федерации 17
2. Импортная политика Самарской области 21
2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг. 21
2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации Самарского региона 25
2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Ответные
меры, предпринимаемые российским правительством,
оказались адекватными, поскольку были
введены серьезные изменения в законодательное
регулирование внешнеторговой деятельности
предприятий, учитывающие в первую очередь
интересы экспортеров (табл. 1).
Таблица 1
Влияние
изменения законодательства
на характер внешнеторговой
Введение новых инструментов государственного регулирования ВТД предприятий | Период действия | Влияние на экспорт | Влияние на импорт |
Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров) | 1991 - 1-е полугодие 1992 г. | + | - |
Обязательная продажа валютной выручки: по специальному курсу - 40 %, по рыночному - 10 % | + | - | |
Отсутствие ограничений на импорт | - | + | |
Установление особого порядка экспорта важнейших сырьевых товаров (контроль 70 % российского экспорта) | 2-е полугодие 1992 г. | + | - |
Использование преимущественно тарифных методов регулирования при снижающейся доле количественных ограничений (экспорта и импорта) | 1993-1995 г. | + | + |
Снижение ставок экспортных пошлин на 50 %, сокращение вдвое перечня облагаемых ими товаров | + | - | |
Освобождение от уплаты НДС экспортируемых товаров | + | - | |
Отмена квотирования экспорта | + | - | |
Ликвидация института спецэкспортеров (прекращение экспортных поставок для федеральных государственных нужд) | + | - | |
Повышение уровня импортных пошлин, введение комбинированных ставок в новом тарифе | - | + | |
Утверждение Федеральной программы развития экспорта | 1996-1997 г. | - | - |
Реализация соглашений между Россией и ЕС (например, с 1.07.1998 отменен антидемпинговый приказа в отношении российской титановой губки) | 1998 г. | + | - |
Изменение порядка продажи валютной выручки | 1999 г. | + | - |
Введение экспортных пошлин на нефтепродукты и сырьевые товары | + | - | |
Отмена режима внутреннего толлинга | 2000 - настоящее время | + | - |
Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами ВТО | + | + |
По данным таблицы 1 видно, что курс на либерализацию, осуществляемый российским правительством в области внешнеторговой деятельности за анализируемый период коснулся, прежде всего, экспорта. Для предприятий-экспортеров существенным изменением явилось освобождение от уплаты НДС. С одной стороны, экспорт становится привлекательным в части экономии налоговых платежей для предприятий-посредников, с другой - производители экспортной продукции остаются в неравном положении на внешнем рынке, несут потери. Негативным моментом в этой связи является увеличение «лжеэкспорта», в отношении которого государство разрабатывает ответные меры - ужесточение процедур подтверждения экспорта и получения льгот (использует нетарифные барьеры). При этом, как показала практика, нетарифные методы при ограничении вывоза сырья оказались более действенными, чем меры, направленные на стимулирование экспорта товаров, продукции, услуг. В целом период 90-х гг. характеризуется увеличением экспортной квоты до 40% в конце 2000 г. (против 7% в начале 1990 г.). Важным итогом в развитии внешнеторговых связей страны явилось устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. За 1992-2005 гг. товарооборот России возрос с 96,8 до 231,1 млрд. долл. Удельный же вес России в международной торговле сократился с 2,5 (без учета товарообмена с республиками бывшего СССР) в начале 90-х гг. примерно до 1 % в настоящее время. Ожидается, что вступление России в ВТО позволит решить ряд проблем в данной сфере6.
Попробуем
оценить результаты присоединения
России к ВТО на примере разных отраслей
экономики, поскольку в данный момент
все они находятся в неравных конкурентных
условиях и последствия для них будут
неодинаковы (табл. 2).
Таблица 2
Отраслевые
последствия присоединения
к ВТО для отдельных
секторов российской
экономики
Сектор российской экономики | Отраслевые последствия присоединения к ВТО |
Высоко-технологичные отрасли | Вариантны в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране |
Пищевая промышленность | Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции |
Мебельная промышленность | Вступила в конкурентную борьбу с зарубежными фирмами. Важен каждый процент защитного тарифа |
Фармацевтическая промышленность | Обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта |
Металлургическая промышленность | Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий |
Химическая промышленность | Обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике |
Авто- и авиапромышленность | Смогут «выжить» только при господдержке |
Транспорт | Сохранение конкурентной среды |
Связь и информатика | Обострение конкуренции, в результате чего выиграет потребитель |
Торговля | Сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговле - наступление зарубежных супермаркетов |
Наука | ВТО мало что изменит. Главные проблемы: недофинансирование, «утечка умов» |
Финансовые организации | Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции |
Согласно таблицы 2 видим, что вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно отразиться на результатах деятельности предприятий отдельных отраслей. Как свидетельствует международный опыт, наряду с либерализацией ВТД может возникнуть потребность в ужесточении политики государственного регулирования, а именно, в применении широкого спектра нетарифных методов при существенном ограничении тарифов.
В случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания (обеспечивающих согласование интересов сторон в период присоединения к ВТО), заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т. д. Кроме того, защита отечественного производителя предполагает создание условий, реализующих интересы российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО могут появиться серьезные проблемы в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслях промышленности7.
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволит выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект от вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортируют. Значения импортных пошлин (тарифные методы), на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией. Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства (нетарифные методы), которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели не превысят 1 млрд долл., что вряд ли удовлетворит партнеров. Поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.
Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Ее предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания (тарифные методы), видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.
Конкурентоспособность отечественной металлургии как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть прежде всего не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков, так как правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО8.
Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры (нетарифные методы), под которые подпадает 80 % действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.
Последствия для сферы услуг. Отсутствие статистической и методологической базы не позволяет выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала. По отдельным сферам услуг сложилось следующее положение.
Транспорт. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта состоит в нехватке тоннажа и уходе судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6 % внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
Связь, Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило ее слабость на его передовых направлениях - связи и информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выиграет. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе спутников связи.
Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7 %) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т. п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
В науке и научном обслуживании при 4%-й доле иностранного капитала главной проблемой является ее недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит. Наиболее заметно иностранное присутствие (49 % объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в том числе реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка9.
Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной зашиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившемся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО. В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры10.