Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
На основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.
Введение 3
1. Государственное регулирование импортной политики в Российской Федерации 5
1.1. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики 5
1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО 8
1.3. Направления импортной политики Российской Федерации 17
2. Импортная политика Самарской области 21
2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг. 21
2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации Самарского региона 25
2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что из двух задач, стоящих в настоящее время перед российским импортом: первая - способствовать техническому перевооружению и структурной перестройке экономики, вторая - обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране либо производится в недостаточном количестве, выполняется более или менее удовлетворительно только вторая, и то в основном по потребительским товарам. Первая задача выполняется гораздо хуже, это подтверждается тем, что российский импорт не стал пока, как это имеет место во многих развивающихся странах, действенным инструментом ускорения научно-технического прогресса, модернизации производственного и технологического потенциала страны. Его слабость состоит прежде всего в том, что инвестиционные товары, и особенно технологическое оборудование, являющиеся «переносчиками» передовых технологий, занимают в импорте далеко не главное место.
Таким образом, последовательное проведение конкретной и главное, реалистичной политики постепенного замещения импортных товаров отечественными может стать важнейшим средством восстановления реального сектора экономики нашей страны.
Импортная политика должна способствовать развитию отечественного производства. Однако в том случае, когда закупки за рубежом позволяют сэкономить время и финансовые ресурсы для осуществления технического перевооружения и структурной перестройки экономики или когда речь идет о товарах, издержки производства которых в России слишком высоки, возможности импорта целесообразно использовать полнее. Нельзя забывать также о роли импорта в создании конкурентной среды, которая побуждает отечественных производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, что в конечном итоге способствует повышению эффективности всей национальной экономики.
Вне всякого сомнения Россия и впредь будет закупать за рубежом широкую гамму товаров. Так, в частности, ей придется импортировать товары, которые не производятся у нас или производятся в недостаточном количестве из-за климатических особенностей (чай, кофе, табак, хлопок, джут, другая продукция тропического земледелия), а также некоторые виды недостающего минерального сырья, необходимого для выпуска качественных готовых изделий (марганец, кобальт и др.). Да и потребности отдаленных и особенно приграничных регионов зачастую рациональнее обеспечивать за счет импорта, так как в ценах товаров, поступающих из центральных районов России, исключительно высока транспортная составляющая.
Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения. Возможности сократить импорт с помощью различных протекционистских мер у России крайне ограничены. Основным средством защиты рынка ВТО и другие международные экономические организации признают таможенный тариф. В России протекционистская роль тарифа изначально была невелика вследствие недостаточной дифференцированности по товарным позициям. За последние годы она стала еще слабее из-за уменьшения диапазона ставок. Именно по этой причине таможенный тариф не стал у нас инструментом структурно-инвестиционной политики. В настоящее время он исполняет преимущественно фискальные функции.
Таким образом, основные направления совершенствования таможенно-тарифного законодательства, которых необходимо придерживаться в ближайшем будущем для формирования адекватной системы таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО:
1.
Создание нового федерального
закона, дающего четкое и развернутое
определение таможенно-
2.
Дальнейшая оптимизация
3.
Создание единой базы данных,
содержащей сведения о товарах,