Импортная политика Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание

На основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование импортной политики в Российской Федерации 5
1.1. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики 5
1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО 8
1.3. Направления импортной политики Российской Федерации 17
2. Импортная политика Самарской области 21
2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг. 21
2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации Самарского региона 25
2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Импортная политика государства на примере Самарской области_курс.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)
  Всего в том  числе:
экспорт импорт страны  дальнего зарубежья государства-участники  СНГ
экспорт импорт экспорт импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 59,8 90,3 21,1 82,2 38,7 8,0
Минеральные продукты 3196,1 12,4 3114,7 4,7 81,4 7,7
Продукция химической промышленности 1364,7 367,1 717,1 334,7 647,6 32,4
Кожевенное  сырье, пушнина, изделия из них 0,0 1,2 0,0 1,2 0,0 0,0
Древесина и изделия из нее 1,2 16,3 0,1 13,4 1,1 2,9
Текстиль, текстильные изделия и обувь 12,3 12,5 11,5 9,9 0,8 2,6
Металлы, драгоценные камни, изделия из них 275,4 138,5 211,9 107,9 63,5 30,6
Машины, оборудование и транспортные средства 482,0 979,1 160,3 828,3 321,7 150,8
Прочие  товары 28,7 58,2 13,5 52,9 15,2 5,3
Итого 5420,2 1675,6 4250,2 1435,2 1170,0 240,4
 

    За 9 месяцев 2011 года в Самарскую область  импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 90,3 млн. долл. США, минеральных продуктов на 12,4 млн. долл. США, продукции химической промышленности на 367,1 млн. долл. США, Кожевенного сырья, пушнины и изделий из них на 1,2 млн. долл., древесины и изделий из нее на 16,3 млн. долл., текстиля, текстильных изделий и обуви на 12,5 млн. долл., металлов, драгоценных камней и изделий из них на 138,5 млн. долл., машин, оборудования и транспортных средств на 979,1 млн. долл. Структура импорта в Самарскую область отражена на рис. 1. 

Рис. 1. Структура импорта в Самарской области за 9 месяцев 2011 года, млн. долл. США 

    Таким образом, Самарская область - один из крупнейших участников внешней торговли Российской Федерации. Самарская область, являясь одним из наиболее конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации, имеет успешные торговые отношения с более чем 100 странами мира.

2.2. Импортозамещение как инструмент индустриализации                                        Самарского региона

 

    Анализ  использования среднегодовой производственной мощности предприятий по выпуску  отдельных видов продукции Самарской области за период 2009-2011 гг. показал снижение уровня загрузки по всем видам обрабатывающих производств (табл. 7). Наибольшую тревогу вызывает деградация производств машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств (уменьшение показателя за три года в среднем на 68%) и снижение загрузки металлургического производства и производств готовых металлических изделий на 25%16. А ведь именно указанные группы обрабатывающих производств составляют основу индустриального сектора экономики региона.

Таблица 7

Уровень использования среднегодовой  производственной мощности                           организаций по выпуски отдельных видов продукции                                     Самарской области, % 

  Наименование производств Период  исследования Темп  изменения 2011 г. к 2009 г.
2009 г. 2010 г. 9 мес. 2011 г.
1 Производство  пищевых продуктов, включая напитки и табак 80,03 52,51 51,91 64,86
2 Производство  обуви 100,0 84,6 33,3 33,33
3 Обработка древесины и производство изделий из дерева 94,1 53,1 50,65 53,83
4 Химическое  производство 60,44 53,12 47,78 79,05
5 Производство  резиновых и пластмассовых изделий 63,15 63,2 40,2 63,66
6 Производство  прочих неметаллических минеральных продуктов 72,58 65,48 50,04 68,94
7 Металлургическое  производство и производство готовых металлических изделий 82,13 76,17 61,7 75,12
8 Производство  машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования 70,4 51,04 22,63 32,14
 

    Снижение  загрузки производственных мощностей  региона с одновременным увеличением импортных поставок и усилением импортозависимости предприятий позволяет говорить о деиндустриализации экономики региона, которую можно преодолеть, как представляется, только проведением политики импортозамещения, являющейся элементом государственного арсенала средств восстановления и загрузки производственных мощностей промышленности.

    Как известно, под импортозамещением  традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства.

    Без импортозамещения не обойтись и в  использовании экспортных возможностей региона, которые в современных условиях хозяйствования являются, несомненно, одним из приоритетных направлений развития территории.

    Дело  в том, что помимо устаревших технологий и оборудования, изношенность которого, например, в обрабатывающей промышленности Самарской области достигает 50% существует и вторая серьезная проблема экспорта - значительный импортный сегмент в себестоимости промышленной продукции.

    Вероятно, что наличие импортных комплектующих  - необходимое условие эффективного экспорта на рынки дальнего зарубежья. Предприятия при выборе поставщиков ориентируются на комплекс объективных технических и экономических характеристик закупаемого товара (цена, качество, функциональность, надежность, долговечность, ожидаемые текущие затраты на эксплуатацию, ремонт и т. п.), независимо от страны происхождения. Трудно возразить логике менеджмента данных предприятий в вопросе выбора поставщиков, поскольку для отечественных производителей жесткие условия международной конкуренции по технической, экологической, технологической и экономической составляющим аналогичных товаров импортного производства не всегда преодолимы. Поэтому, прибегая к сертифицированным импортным комплектующим, российские производители обеспечивают гарантированные поставки своей конкурентоспособной продукции на рынки дальнего зарубежья отличающиеся высоким требованием к качеству. Однако, указанные требования к качеству продукции со временем возрастают, и как следствие, возрастет необходимость роста объемов импорта комплектующих для производства экспортной продукции. Далее вполне возможны два неудобных варианта: либо удорожание импорта, влекущее за собой повышение себестоимости отечественной экспортной продукции, которая вследствие этого станет невостребована на зарубежных рынках, либо импортеры просто могут прекратить поставки товаров по различным политическим причинам. Оба варианта приведут к катастрофической импортозависимости и, соответственно, потере экономической самостоятельности региона, а затем и государства. Последнему следует сделать выбор: либо конкурентоспособность экспортной продукции любой ценой в краткосрочном периоде, либо полная экономическая зависимость в отдаленной перспективе.

    Повышение доли отечественных элементов в  себестоимости продукции подчеркивает необходимость проведения региональной импортозамещающей стратегии17.

    Поскольку традиционное импортозамещение в виде тривиального запрета на импорт путем применения тарифных и нетарифных мер, как показывает зарубежный опыт, не приносит долговременного эффекта, то необходим новый подход противодействия импорту. Данный подход должен способствовать не только уменьшению импортозависимости предприятий и регионов за счет производства товаров, аналогичных импортным, но и повышать их конкурентоспособность посредством используемых в их производстве новых знаний, превосходя замещаемый импорт продукции по эффективности технических решений. Иными словами, предлагается идея «двойного» импортозамещения. Представляется, что подобное усиление процесса импортозамещения возможно осуществить придав ему инновационный характер.

    Инновационную деятельность в сфере импортозамещения следует рассматривать как деятельность направленную на использование когнитивных результатов (результатов научных исследований, новых знаний) в производстве и реализации отечественной продукции аналогичной импортной с целью превосходства замещаемого импорта как по эффективности технических решений, так и по эффективности продвижения продукции аналогичной импортной на внутренние и зарубежные рынки. Следовательно, процессу импортозамещения как на государственном, так и на региональном уровнях должно быть присуще новое свойство: когнитивной инновационности, под которым предлагается понимать потребность в новых знаниях о свойствах, структуре и характере предметов, явлений и процессов в их взаимосвязи. Данное свойство приводит к необходимости введения еще одного понятия: «инновационное импортозамещение», которое предлагается трактовать как разновидность экономической политики государства или региона предполагающей проведение комплекса мероприятий по организации производства и продвижения на внутренние и зарубежные рынки отечественной продукции, аналогичной импортной, превосходящей замещаемую импортную продукцию по эффективности технических решений на основе полученных новых знаний18.

    При этом необходимость замещения импорта  более наукоемкими образцами будет определяться не только импортозависимостью предприятий и видов экономической деятельности, но и достижением конкурентоспособности товаров, аналогичных импортным произведенным на территории региона. Механизм инновационного импортозамещения должен иметь структуру отображенную на рис. 2 и осуществляться в границах политики экспортного развития региона на основе постоянного наблюдения за уровнем импортозависимости групп видов экономической деятельности.

    Конструктивной  основой его применения мог бы стать инновационный импортозамещающий комплекс (ИИК) созданный по типу кластера. При этом под инновационным импортозамещающим комплексом в регионе предлагается понимать совокупность основные (профильных) производителей импортозамещающей продукции, сети специализированных поставщиков, научных и образовательных учреждений, организаций рыночной инфраструктуры и поддержки малого бизнеса связанных технологической цепочкой в целях более оперативного и эффективного распространения новых знаний (инноваций) по цепи взаимосвязей в едином региональном экономическом пространстве. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Рис. 2. Структура механизма инновационного импортозамещения19 

    Таким образом, ИИК будет представлять собой не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, учреждений и производств, а определенную систему распространения новых знаний и технологий в интересах замещения импорта.

    Таким образом, несмотря на некоторую долю условности предлагаемой инновационной импортозамещающей политики результаты ее реализации в регионе положительно повлияют на рост производительности и инновационной активности предприятий ИИК, снижение их импортозависимости, повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, расширение возможностей привлечения прямых инвестиций.

    Импортозамещение позволит восстановить стагнирующий производственный потенциал обрабатывающей промышленности. Необходимость замещения импорта более наукоемкими образцами будет определяться не только импортозависимостью предприятий и видов экономической деятельности, но и достижением конкурентоспособности товаров аналогичных импорту, произведенных на территории региона.

    Механизм  инновационного импортозамещения должен осуществляться в границах политики экспортного развития региона на основе постоянного наблюдения импортозависимости и конкурентоспособности предприятий видов экономической деятельности региона.

2.3. Принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики в Самарской области и России в целом

 

    Одно  из основных условий широкой интеграции Российской Федерации и ее регионов в мировую экономику - создание унифицированного в организационном и правовом плане института таможенно-тарифного регулирования. Дальнейшее формирование таможенно-тарифной политики, которая служит важнейшим средством регулирования не только внешней, но и внутренней экономической деятельности страны, должно происходить на основе следующих принципов.

Информация о работе Импортная политика Самарской области