Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка комплекса научных и практических рекомендаций по формированию эффективной социальной сферы сельских территорий; создание экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельскохозяйственных предприятий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
− дать экономическую оценку современного состояния социальной инфраструктуры села;
− раскрыть содержание и сущность социальной инфраструктуры села;
− определить границы эффективности инвестиций в социальную инфраструктуру села с учетом факторов производственно-финансовых рисков;
− обосновать приоритетные направления развития основных отраслей социальной инфраструктуры села с учетом территориальных различий сельских формирований.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры
1.2 Основные составные части социальной инфраструктуры
1.3 Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК "ОСТРОМЕЧЕВО"
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
3.1 Методика и показатели, характеризующие развитие социальной инфраструктуры сельских территорий
3.2 Влияние рационального сочетания производства и социальной инфраструктуры на эффективность
4 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социальная инфраструктура ориентирована не на специализированного отраслевого потребителя (как это наблюдается в промышленности, строительстве и других сферах производства), а сугубо на территориального, в этой роли каждый раз выступает население региона, района, города, поселка, деревни, т.е. определенная социально-территориальная общность людей. Следовательно, не организационная подчиненность, а потребности в оптимальной организации среды оказываются в данном случае ведущими.
К основным движущим силам развития сферы общественного обслуживания принадлежит и противоречие между ориентированностью социальной инфраструктуры на коллективного потребителя и индивидуальным потреблением её услуг. Эта группа противоречий принадлежит к сущностным характеристикам социальной инфраструктуры, заложена в самой идее сферы общественного обслуживания.
Социальная инфраструктура всегда организуется в расчете на коллективного потребителя. Поэтому разрешение указанного противоречия не следует рассматривать как процесс утраты социальной инфраструктурой её коллективного характера [8].
Стратегическими целями политики в области социальной сферы села являются:
− гарантированное осуществление гражданских прав сельских жителей на охрану здоровья, образование, приобщение культурным ценностям, благоустроенное жилище, торговое, бытовое, социальное обслуживание, связь с административными центрами;
− создание среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность сельских товаропроизводителей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность;
− обеспечение социальной защищенности малоимущих пользователей услуг и потребности в социальном обслуживании инвалидов, лиц пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп сельского населения;
− обеспечение возможности выбора типов и форм обслуживания с учетом интересов разных по уровню доходов групп сельского населения;
−
сближение условий жизнедеятельности
и на этой основе установление баланса
труда и капитала между городом и деревней
[10].
1.2 Основные
составные части социальной инфраструктуры
сельских территорий
К объектам социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.
Жилищно-коммунальная сфера
Основными задачами в жилищно-коммунальной сфере села являются:
− осуществление конституционного права все групп сельских граждан на жилище;
− обеспечение доступности улучшения жилищных условий средне и малообеспеченным слоям сельского населения;
− развитие рынка жилья на селе;
− обеспечение значительного преимущества сельского населения по сравнению с городским по обеспеченности общей (полезной) площадью жилища с учетом особенностей труда и жизни на селе и по всему комплексу жилищных условий [11].
Образование
Основными задачами развития образования на селе являются:
− обеспечение общедоступности бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов и на этой основе повышение конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений на рынке труда и при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
− приближение общеобразовательных учреждений к месту жительства учащихся путем сохранения и развития сети малокомплектных сельских школ;
− удовлетворение потребности сельского населения в дошкольных учреждений с льготной оплатой содержания и воспитания;
− организация семейного и межсемейного дошкольного и начального общего образования;
− развитие дополнительного образования детей и взрослых в целях создания условий для удовлетворения разносторонних образовательных потребностей, обеспечения занятости трудящихся и профилактики подростковой преступности;
− улучшение здоровья учащихся сельских общеобразовательных и профессиональных учебных заведений на основе нормализации учебной нагрузки, перехода к обучению в одну смену, организация бесплатного горячего питания в учебном заведении, регулярной диспансеризации учащихся, развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений;
− создание для сельских жителей возможности выбора учебных заведений;
− улучшение социального положения и оплаты труда педагогического персонала и руководителей учебных заведений;
− разработка и реализация программы выявления и государственной поддержки талантливой сельской молодежи в целях обеспечения ее доступа к высшему профессиональному образованию в отечественных и зарубежных учебных заведений [11].
Здравоохранение
Основным задачами медицинского обслуживания сельского населения, решение которых позволит снизить заболеваемость и смертность, укрепить демографический потенциал села, являются:
− гарантированное обеспечение сельского населения бесплатной медицинской и лекарственной помощью в объеме государственных минимальных стандартов;
− гарантированное обеспечение сельского населения скорой и неотложной помощью;
− бесплатное гарантированное оказание специализированной медицинской помощи сельским жителям в областных, республиканских центрах за счет средств бюджета и средств обязательного медицинского страхования;
− организация профилактики заболеваний посредством диспансеризации сельского населения, оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях, развития санитарно-эпидемиологических служб, охраны здоровья матери и ребенка, пропаганды здорового образа жизни;
− осуществление контроля за соблюдением государственных стандартов качества медицинской и лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения;
− формирование на селе медико-социальной службы (сети больниц сестринского ухода и т.д.);
− организация платных медицинских услуг по видам и объемам медицинской помощи, которые не предусмотрены государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения [11].
Сфера культуры
Основными задачами в сфере культуры на селе являются:
− сохранение ранее накопленного и развитие культурного потенциала сельской местности, восстановление нравственных установок и ориентации сельских жителей, создание условий для приобщения их к отечественным и мировым культурным ценностям, разнообразия культурной жизни, удовлетворения и развития культурных потребностей и творческих способностей;
− возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов и ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка индивидуальных талантов и дарований;
− сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
− паспортизация и мониторинг сохранности памятников истории, культуры, архитектуры, природы, находящихся в сельской местности, введение их в культурный оборот;
− обеспечение сохранности книжного фонда сельских библиотек, восстановление централизованной системы их книгоснабжения, повышение доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны;
− улучшение кинопроката и кинообслуживания сельского населения [11].
Торговое обслуживание
Основными задачами в сфере торгового обслуживания сельского населения являются:
− обеспечение доступности сельским жителям торгового обслуживания, включая общественное питание, независимо от места жительства;
− сближение условий реализации денежных доходов городского и сельского населения на основе расширения сети торговых предприятий и укрепления их материально-технической базы, увеличение парка передвижных средств розничной торговли и их технической модернизации, повышения качества обслуживания;
− создание условий для реализации сельским населением сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов и ремесел, другой продукции, изготовляемой сельскими жителями [11].
Бытовое обслуживание
Основными задачами в сфере бытового обслуживания сельского населения являются:
− создание новой организационной структуры и системы управления отраслью;
− восстановление базовых производственных мощностей в райцентрах и других поселениях по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения;
− восстановление стационарной приемной сети бытового обслуживания в сельских поселениях и возобновление выездных форм обслуживания сельского населения городскими предприятиями;
− удовлетворение платежеспособного спроса жителей села на основные виды бытовых услуг, включая услуги, связанные с ведением личного подсобного хозяйства;
−
обеспечение доступности (льготных тарифов)
наиболее насущных видов бытовых услуг
пенсионерам и другим наиболее социально
уязвимым группам сельского населения
[11].
1.3 Современное
состояние социальной инфраструктуры
сельских территорий
Согласно
Государственной программе
Итоги выполнения в 2008 году Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.
На реализацию программы в минувшем году из всех источников финансирования было предусмотрено направить 11,8 трлн. рублей. Фактически на эти цели пошло 14,4 трлн. рублей или 122% к предусмотренному на год. При этом на развитие социальной сферы направлено 3,6 трлн. рублей, на развитие производственной сферы - 10,8 трлн. рублей.
Выполнены все 14 заданий, по повышению занятости и уровня доходов сельского населения. В населенных пунктах, где строятся агрогородки, в 2006 году трудоустроено 2414 человек. На обеспечение занятости в сельской местности израсходовано более 21,3 млрд. рублей.
Не выполнено задание по определению объемов инвестирования и обеспечению разработки проектно-сметной документации по объектам строительства производственной и социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов, подлежащих преобразованию в агрогородки в 2007 году [4].
Итоги выполнения в 2009 году Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.
На реализацию Государственной программы в 2005-2007 гт. направлено Вг45,1 трлн., что на 26% больше предусмотренного объема средств. В частности в 2007 году на эти цели затрачено Вг18,4 трлн., что на 30% больше запланированного.
На развитие социальной сферы села в 2005-2007 гт. использовано Вг10,7 трлн., или на 31% больше, чем предусматривалось программой, а на производственную сферу - Вг34,4 трлн.