Инфраструктура сельских территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка комплекса научных и практических рекомендаций по формированию эффективной социальной сферы сельских территорий; создание экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельскохозяйственных предприятий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
− дать экономическую оценку современного состояния социальной инфраструктуры села;
− раскрыть содержание и сущность социальной инфраструктуры села;
− определить границы эффективности инвестиций в социальную инфраструктуру села с учетом факторов производственно-финансовых рисков;
− обосновать приоритетные направления развития основных отраслей социальной инфраструктуры села с учетом территориальных различий сельских формирований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры
1.2 Основные составные части социальной инфраструктуры
1.3 Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК "ОСТРОМЕЧЕВО"
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
3.1 Методика и показатели, характеризующие развитие социальной инфраструктуры сельских территорий
3.2 Влияние рационального сочетания производства и социальной инфраструктуры на эффективность
4 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа инфраструктура.docx

— 113.46 Кб (Скачать документ)

     Для этого потребуется:

     − улучшить благосостояние сельского населения, повысить уровень доходов работников сельского хозяйства до уровня доходов работников всех отраслей народного хозяйства;

     − преобразовать сельские населенные пункты в благоустроенные поселки - качественно новые типы сельских поселений - агрогородки, развить в них жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство;

     − создать условия для развития многообразия типов сельских населенных пунктов (включая семейно-наследственные, хуторские и др.);

     − обеспечить надежное, безопасное и эффективное электроснабжение, повысить уровень и качество водо- и газоснабжения сельских поселений;

     − модернизировать дорожную сеть в сельской местности, обеспечить регулярное автобусное сообщение агрогородков и других населенных пунктов с районными центрами;

     − улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи;

     − повысить образовательный уровень учащихся сельских школ, привести качество образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

     − сохранить и развить культурный потенциал сельских территорий, улучшить доступ различных групп сельского населения к культурным ценностям;

     − внедрить современные технологии бытового обслуживания сельского населения, в том числе с использованием производственной базы городов, обеспечивать возможность получения услуг по месту жительства;

     − повысить эффективность работы предприятий системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ по торговому обслуживанию сельского населения, расширить номенклатуру оказываемых услуг;

     − усилить роль физкультуры и спорта в профилактике правонарушений, преодолении алкоголизма, наркомании в среде молодежи;

     − привлекать и закреплять для работы в социальной и производственной сферах села молодых специалистов, повышать уровень занятости сельского населения, сохранять и создавать новые рабочие места.

     В целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в  сельской местности и эффективного использования государственных  средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков - агрогородков.

       Агрогородок - благоустроенный населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий:

     − центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;

     − центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);

     − улицы с твердым дорожным покрытием;

     − сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания;

     − пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;

     − объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи;

     − торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;

     − филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания;

     − структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;

     − дошкольные учреждения и школы;

     − спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;

     − амбулатории врача общей практики;

     − пожарные аварийно-спасательные депо и посты;

     − объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);

     − учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т.д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;

     − юридические услуги населению, включая нотариальные.

     Агрогородки будут созданы на основе административно-территориальных единиц базового уровня, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций.

     Количество  их равномерно распределено по регионам республики. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы  сельскохозяйственных организаций  характеризуются более высокой  численностью населения, в них сосредоточено  большинство объектов социальной и  производственной инфраструктуры. Совокупность перечисленных факторов является определяющей для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки. В течение 2011-2016 годов будет создан 1481 агрогородок, в том числе в Брестской области - 221, Витебской - 256, Гомельской - 238, Гродненской - 239, Минской - 325, Могилевской области - 202 населенных пункта нового типа.

     Для формирования агрогородков предусматривается:

     − совершенствование территориальной структуры сельских советов с размещением их административных центров в агрогородках;

     − разработка районных схем размещения агрогородков и генеральных планов их развития с определением объемов нового строительства, реконструкции и обустройства существующих в них объектов жилищного, социально-культурного, бытового и производственного назначения;

     − инвентаризация и оптимизация сети объектов социальной инфраструктуры;

     − создание на основе развития действующих и строительства новых объектов социальной сферы территориальных комплексов по обеспечению социальных стандартов сельского населения, включающих учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и транспорта, службы безопасности и правопорядка, кредитно-финансовые учреждения и др.;

     − приоритетное внедрение перспективных проектов жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий, адаптированных к местным условиям;

     − развитие инженерно-транспортных коммуникаций (электрификация, водоснабжение, газификация, модернизация дорог) и благоустройство территорий;

     − осуществление социального обслуживания населения других сельских поселений посредством использования потенциала социальной инфраструктуры агрогородков.

     Данная  схема совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в два раза радиус обслуживания жителей учреждениями и организациями  социальной инфраструктуры, службами безопасности и правопорядка, обеспечить более высокий уровень жизни  сельского населения и создаст  основу для улучшения демографической  ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.

     В СПК «Остромечево» основным направлением совершенствования социальной инфраструктуры является преобразование жилищно-коммунального хозяйства.

     Происходит  строительство односемейных жилых домов с приусадебным участком, набором хозяйственных построек, полностью благоустроенный, имеющий подъезд с твердым покрытием и устойчивую связь с предприятиями общественного обслуживания. Такой дом позволяет создать  жилищные условия, в целом превосходящие городские, что становиться главным фактором, компенсирующим некоторые преимущества проживания в городе.

     Самыми  капиталоемкими из всех видов централизованного  благоустройства домов усадебного типа являются работы по их теплоснабжению. В связи с этим приемлемым выходом  становится ориентация на децентрализованное (автономное) теплоснабжение как на перспективный способ отопления сельского усадебного жилого дома. Задачей плановых и хозяйственных органов являются вопросы обеспечения жителей компактными высокоэффективными установками, работающими на различных видах топлива — угле, дровах, жидком топливе, природном и сжиженном газе, на электрической энергии.

     Продолжается  создание социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов. В 2010 г. статус  агрогородка получили 11 сельских населенных пунктов.

     За 2010 г. построено 34 жилых домов, а с  начала реализации программы строительства  на селе новое жилье получили 314 семей. По данным сельскохозяйственных организаций  еще   около 200 семей на селе нуждаются в улучшении жилищных условий. 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

     Социальная  инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально−бытовых условий сельского населения.

     К объектам социальной инфраструктуры  в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно−производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  организационно-экономическую характеристику сельскохозяйственного производственного кооператива «Остромечево» которое является одним из крупнейших сельскохозяйственных предприятий нашей республики. Это название оно получило в 1991 году после реорганизации колхоза-комбината «Память Ильича», который был образован в 1982 году на базе 4-х экономически слабых хозяйств Брестского и Каменецкого районов.

       В состав хозяйства входят 17 населенных  пунктов, центральной усадьбой  является д. Остромечево. Транспортная связь с районными и областными центрами, пунктами сдачи продукции, пунктами материально-технического снабжения осуществляется по шоссейным дорогам областного и районного значения, а также по железной дороге Брест - Высоко-Литовск.

       На территории хозяйства имеются  объекты социально-бытового назначения: две средние школы, две неполные  средние школы, школа-интернат, два  детских сада на 140 мест, сельская  врачебная амбулатория, больница, банно-прачечный комбинат, столовая, кафе, гостиница, четыре Дома культуры.

       Общая земельная площадь предприятия  по состоянию на 01.01.2010 года 11486 га, в т.ч. с/х угодья - 10538 га, из них: пашня - 7781 га, пастбища - 1524 га, сенокосы - 927 га и многолетние насаждения - 306га.

     Основное  направление - мясомолочное с развитым производством зерна, сахарной свеклы и плодов. Среднегодовая численность  работающих - 920 человек, из них в сельском хозяйстве занято 774.

       Производственная структура хозяйства  представлена следующими структурными  подразделениями: четыре производственных  участка с механизированными  полеводческими бригадами, на  которых расположены семь МТФ  и комплекс по выращиванию  нетелей, комплекс по выращиванию  и откорму КРС на 7,8 тыс. голов,  племенная звероферма, сад, автобаза, строительный комбинат, комбинат  по переработке сельскохозяйственной  продукции.

       В хозяйстве широко развита  сеть цехов по переработке  сельскохозяйственной продукции:  убойный, винный цеха, цех по  выделке шкурок норки и пошива шапок, цех деревообработки, растворо-бетонный узел, цех по производству асфальта, железобетонного забора, плитки.

     СПК «Остромечево» имеет хорошее финансовое положение. Коэффициент текущей ликвидности к концу года повысился с 3,2 до 3,5(при нормативном значении 1,5). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами высок (0,45). Эти показатели являются основанием для признания структуры бухгалтерского баланса хозяйства удовлетворительной, а само хозяйство – платежеспособным. В целом по предприятию уровень рентабельности составляет 9,5%.

     Политика  Правительства в области реформирования социальной сферы предусматривает ослабление функций государства в реализации конституционных прав граждан на образование, медицинскую помощь, услуги культуры, жилище, ее финансированную приватизацию и коммерциализацию. Село включается в эти реформы на общих основаниях, и по темпам, и по масштабам преобразований, без учета более низкого по сравнению с городом качества человеческого капитала и условий его воспроизводства, особенностей расселения, снижающих эффективность предпринимательства в социальной сфере, адаптированности населения к рыночным преобразованиям, что приведет к окончательному разрушению сельской социальной сферы и подрыву социальных предпосылок развития АПК.

Информация о работе Инфраструктура сельских территорий