Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа
Объектом данной работы являются иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Цель работы: выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и путей их решения.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь;
2. выявить основные тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
3. определить меры по улучшению инвестиционного климата и стимулированию иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
3. К прочим иностранным инвестициям относятся кредитные инвестиции. Кредитные иностранные инвестиции – это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций, выдаваемые для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте. [3, с. 11] В рамках межправительственных соглашений иностранные кредиты предоставляются под платёжную гарантию правительства или центрального банка, что делает их наиболее привлекательной для иностранных инвесторов формой вложения капитала, в большей степени защищённой от риска невозврата.
По формам собственности различают государственные, частные, смешанные иностранные инвестиции. Государственные инвестиции – это займы, кредиты, техническая помощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров, межправительственных соглашений. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Сочетание вложений государственных и частных инвесторов представляет собой смешанные инвестиции. [4, с. 31] Например, частный инвестор передаёт все свои права и требования государству или группа частных банков предоставляет инвестиции государству.
По форме вложения иностранные инвестиции можно разделить на денежные, товарные и интеллектуальные.
Денежные инвестиции осуществляются в виде банковских вкладов, вложений в акции и другие ценные бумаги, страховые полисы и др.
Товарные инвестиции – это вложение зданий, сооружений, оборудования и другого имущества юридических и физических лиц в уставные фонды создаваемых предприятий, компаний, банков и т.п.
Под интеллектуальными инвестициями подразумевается вложение прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, научно-технической продукции и т.п. [4, с. 31]
По периоду инвестирования инвестиции можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
По организационным формам иностранные инвестиции могут быть представлены в виде иностранных и совместных предприятий, транснациональных корпораций, стратегических альянсов, субподрядных и лицензионных соглашений, консорциальных соглашений. Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие «инвестиции» охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.
К основным формам привлечения иностранных инвестиций относятся:
1. компенсационные соглашения – форма внешнеторговых сделок, связанная с возмещением кредитов и услуг на определённых условиях и в установленные сроки, когда целевые банковские кредиты выделяются на развитие предприятий с условием их возврата поставщиками продукции. [2, с.293] Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями и другими организационными структурами.
Иностранный партнёр может предоставить стране кредит и в счёт него произвести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п., например, для строительства промышленных и других объектов. После ввода в эксплуатацию данного объекта инвестор может закупить в этой стране часть продукции, выпускаемой этим объектом, в объёме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты. Это промышленные компенсационные соглашения.
Однако, следует иметь в виду, что заключение компенсационных соглашений чаще всего связано с неконкурентоспособностью отечественной промышленной продукции, неконвертируемостью денежной единицы, доминированием в экспорте сырьевых ресурсов. К тому же огромные объёмы заключаемых сделок требуют длительного времени не только на их осуществление, но и на погашение кредита (поставок готовой продукции). К таким соглашениям следует подходить с высоким профессионализмом и только после всестороннего технико-экономического обоснования.
2. В условиях неразвитости фондового рынка и повышенного риска, связанного с капиталовложениями, эффективной формой прямых иностранных инвестиций может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. Это инвестиции в венчурные рисковые проекты освоения новых технологий, видов продукции или услуг. [2, с. 295] Принципиальное отличие таких инвестиций состоит в необязательности возврата. Источником привлечения венчурного капитала служат личные сбережения учредителей и займы. Главный стимул финансирования – получение вкладчиком учредительного дохода, доли прибыли от реализации идеи, проекта. Цель собственников венчурного капитала часто сводится к финансированию такой стадии деятельности венчурной организации, на которой можно выпускать и продавать акции, стоимость которых значительно превышает объём вложенного капитала.
Объектами инвестиций для венчурного капитала могут быть предприятия, перспективы которых слишком рискованны для получения кредитов в банке, но которые обещают высокие прибыли в случае успеха. Не отвечая за текущее руководство деятельностью предприятия, венчурный капиталист активно способствует его развитию и успеху, помогая руководителям в области общей стратегии, финансовом планировании, усовершенствовании продукции. Степень риска, связанного с инвестициями, будет зависеть от того, на какое вознаграждение может рассчитывать инвестор. Изъятие венчурного капитала происходит, как правило, через 10 – 15 лет после исходных инвестиций. Обычно это делается путём преобразования предприятия в открытое акционерное общество.
3. Возможна и такая форма привлечения иностранных инвестиций, как получение кредитов для решения вопроса реструктуризации наиболее крупных убыточных промышленных предприятий, отобранных для этой цели правительством. При этом кредитные средства используются для того, чтобы осуществить одноразовую (пассивную) финансовую поддержку реорганизации предприятия, которая не будет включать новых капитальных вложений, направленных на коренное изменение профиля или технологий производства. Эти средства могут использоваться также на покрытие расходов по отделению от предприятия убыточных объектов социальной сферы и на финансирование мероприятий по их ликвидации. [2, с. 295]
Но, привлечение под гарантии правительства иностранных кредитных ресурсов, формирующих внешний государственный долг, связано с осуществлением долговых обязательств по его обслуживанию. Это может сдерживать темпы роста экономики.
4. Лицензионные соглашения. В реализации идей формирования благоприятного инвестиционного климата важную роль играет организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.
Лицензия – это соглашение (разрешение), выдаваемое за вознаграждение юридическим или физическим лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату), для использования изобретения, защищённого патентами, а также технологий, технических знаний, опыта, торговых марок и т.д. [2, с.296] Передача предмета лицензии оформляется лицензионным соглашением и приносит доход лицензиару. Для лицензиата приобретение лицензии может стоить значительно дешевле, чем выполнение соответствующих работ своими силами и средствами. За право пользования предметом лицензионного соглашения лицензиат уплачивает роялти. Роялти устанавливается в виде фиксированных ставок, выплачиваемых лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Их размер определяется в процентах от прибыли. В случае опасности утечки производственных секретов или продаже лицензий вместе с оборудованием лицензиат может выплачивать паушальный платеж. Он представляет собой вознаграждение за право пользования предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта от его использования.
5. Концессия – это договор, заключаемый государством в лице правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления и иностранным инвестором о передаче на возмездной основе и на определённый срок права осуществления на территории государства отдельного вида деятельности. Объектами концессии являются виды деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, недра, воды, леса, земли. [2, с. 220]
В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь различают следующие виды концессионных договоров [6, c. 53]:
1. Полный концессионный договор – это договор, который предполагает сохранение за иностранным инвестором права собственности на произведённую им продукцию. Иностранный инвестор уплачивает все налоги и платежи.
2. Концессионный договор о разделе продукции – договор, согласно условиям которого произведённая продукция делится между концессионером и республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых договором. В этом случае иностранные инвесторы полностью или частично освобождаются от уплаты налогов и других обязательных платежей.
3. Концессионный договор об оказании услуг – это договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передаётся Республике Беларусь. Концессионер за оказанные услуги получает вознаграждение.
Таким образом, иностранные инвестиции необходимы в любом обществе с рыночной экономикой, где протекает нормальный инвестиционный процесс, требующий постоянного притока высокотехнологичных и высокотехничных инвестиций. В то же время иностранные инвестиции выступают лишь как дополнение к национальным источникам капитальных вложений. Существуют различные формы привлечения иностранного капитала в национальную экономику. Каждая из форм имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому иностранные инвестиции должны регулироваться государством с целью балансирования интересов иностранных инвесторов и национальной экономики. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.
Глава 2
Иностранные инвестиции в Республике Беларусь
2.1. Анализ инвестиций, поступающих в Республику Беларусь из-за рубежа
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей. Привлечение и эффективное использование средств внешнего финансирования остается одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долговременной перспективе для проведения экономических преобразований.
В последние годы сложилась положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. Ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 5,4 млрд. дол. США в 2007г. до 9,3 млрд. дол. США в 2009г.
Отраслевое распределение иностранных инвестиций (см. приложение А).
В целом анализ поступления иностранных инвестиций за 2007 – 2008гг. показывает их низкую отраслевую диверсификацию. На долю промышленности за анализируемый период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений. Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала являлась общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений в 2007г. составила 1,6 млрд. долл. США (или 30,1 %), а в 2008г. – 1,9 млрд. дол. США (29,8%). В 2007 г. на третье место вышел транспорт. Организациями этой отрасли экономики в 2007г. было привлечено 380 млн. долл. США иностранных инвестиций. В 2007г. по сравнению с 2006 г. значительно выросли вложения иностранного капитала в транспорт (в 3,6 раза), промышленность (в 2,7 раза), сельское хозяйство (в 2,6 раза). Их рост произошел, прежде всего, за счет увеличения различного рода кредитов и займов, полученных не от прямых инвесторов.
За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2007 год. Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Для иностранных инвесторов основными отраслями, представляющими интерес, в 2009г. являлись транспорт, промышленность, торговля и общественное питание. В 2009 г. на долю промышленности приходилось 30,3% иностранных инвестиций (2,8 млрд. дол. США), на долю транспорта – 38,4% (3,6 млрд. дол. США), на долю организаций общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 15,9% (1,5 млрд. дол. США).
Таким образом, иностранный капитал традиционно предпочитает те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для него стратегическое значение в долгосрочном плане, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке, во-вторых, характеризуются быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства.
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в том числе и для Республики Беларусь, являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) (см. приложение Б). В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики Беларусь в 2009г. прямые инвестиции составили 4,8 млрд. дол. США. При этом, на долю транспорта пришлось 64,4% ПИИ (3,1 млрд. дол. США), на торговлю и общественное питание – 15,2% ПИИ (731,2 млн. дол. США), на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 10,3% ПИИ (494,8 млн. дол. США).
Информация о работе Иностранные инвестиции и проблмы их привлечения в РБ