Иностранные инвестиции и проблмы их привлечения в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Объектом данной работы являются иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Цель работы: выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и путей их решения.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь;
2. выявить основные тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
3. определить меры по улучшению инвестиционного климата и стимулированию иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Сущность иностранных инвестиций как экономической категории (Автосохраненный).doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

    В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси [14].

    Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Создаются совместные и иностранные предприятия.

   О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях.

    Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений. В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

   Можно подвести итог о том, что создание в Республике Беларусь благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и формирования инвестиционного климата  является одним из важных факторов роста экономики страны.  Проводимые в стране в данном направлении реформы находят свое отражение в международных экономических рейтингах. Сегодня особый интерес для Республики Беларусь представляет положение нашего государства в ежегодном рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ (Doing Business).  В опубликованном Всемирным банком рейтинге на 2010 год, объединившим в себе результаты исследования условий ведения бизнеса в 183 странах мира, Республика Беларусь заняла 58 место и в очередной раз была признана одной из десяти стран – лидеров по количеству проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности и произведенному ими эффекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Правовой  режим иностранных инвестиций. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций.

   Стимулирование привлечения иностранных инвестиций предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, прежде всего – предоставление иностранным инвестициям особого правового режима.

Правовой режим иностранных инвестиций  на территории Республики Беларусь – это условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц [4, с 37]. Они не должны отличаться в худшую сторону от соответствующих условий для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности белорусских юридических и физических лиц. Это означает предоставление иностранным инвестициям национального правового режима.  Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. 

В Беларуси — единственной из стран СНГ — принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране.  Все секторы национальной экономики открыты для иностранных инвестиций, за исключением немногочисленных отраслей, что характерно и для мировой практики (оборона, безопасность, производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ).

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства [6, с.51].

Законодательством Беларуси предусмотрена поддержка иностранных инвесторов в форме представления гарантий Правительства Беларуси и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам.

Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно национализированы или реквизированы. Такие процессы допустимы исключительно при полной и своевременной компенсации не только стоимости полученного инвестором имущества, но и всех понесенных им затрат.

Государство гарантирует инвестору право самостоятельного распоряжения результатами инвестиционной деятельности (реинвестировать прибыль либо свободно переводить полученный доход за границу после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством). Кроме того, гарантируется возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избегании двойного налогообложения и  49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров [15].

Особые преференции предоставляются инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии реализации инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 1 млн. евро.

Основными преференциями для резидентов СЭЗ являются [15]:

     освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции;

     освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5-и лет с момента объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 %  в последующие годы, но не более 12 %;

     освобождение от  налогов на  недвижимость и  на  приобретение автомобильных транспортных средств;

     льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов;

     свободное распоряжение валютной выручкой;

     неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет.

В Беларуси 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. С целью обеспечения всестороннего развития экономики республики на территории населенных пунктов с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельской местности действует особый льготный режим.

Основные преференции заключаются в освобождении коммерческих организаций от налога на прибыль в течение 7 лет, налога на недвижимость, а также от обложения таможенными пошлинами и  НДС при ввозе технологического оборудования в  качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации. Кроме того, коммерческие предприятия, создаваемые в малых и средних городах, освобождаются от дорожных и местных налогов и сборов, свободно могут распоряжаться валютной выручкой.  Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сельских населенных пунктах, уплачивают уменьшенную на не менее, чем на 50 %, государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии), могут получить без обеспечения кредит банка в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро.

Для резидентов Парка высоких технологий предусмотрены следующие льготы [15]:

     освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых с выручки от реализации;

     освобождение от налогов на прибыль, на недвижимость, земельного налога, оффшорного сбора;

     освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;

     уплата подоходного налога работников по ставке 9 %.

Основная часть перечисленных льгот применяется и в отношении юридических лиц, не являющихся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

Инвестиционная деятельность может осуществляться путем заключения инвестиционного договора иностранного инвестора с Республикой Беларусь.

Законодательством предусмотрено формирование трехуровневой системы    инвестиционных договоров.

1.   Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);

2.   Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством, а также перечисленные льготы и преференции, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;

3.   Если инвестору кроме действующих и перечисленных льгот и преференций предоставляются другие, неустановленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим

потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над экономикой.  Спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности  непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста.

  Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций.

   В послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2010г. Президент в качестве приоритетов дальнейшего социально-экономического развития страны выделил активизацию привлечения иностранных инвестиций.  Привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата становится важнейшей задачей. В настоящее время уже реализован комплекс мер по либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято порядка 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности Правительства в улучшении делового климата.

В республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Преобразования затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:

      совершенствование системы налогообложения. С 2006 г. в республике проводится комплексное реформирование налоговой системы. Главная суть реформирования состоит в отказе от применения мелких и неэффективных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, во введении прогрессивных и отработанных в мировой практике механизмов взимания основных налогов, в  выравнивании условий налогообложения для всех категорий плательщиков, в упрощении налогового администрирования и контроля. Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей. Введена плоская и одна из самых низких в мире ставок индивидуального подоходного налога в размере 12%. Снижены ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами. Установлен запрет на проверку налоговыми органами субъектов хозяйствования в первые два года их деятельности [15].

      сокращение лицензируемых видов деятельности. Если в 2003 г. их количество составляло около 150, то сейчас – 53. Кроме того, с 1 января 2011 года предусматривается отмена еще 16-ти видов деятельности [8].

      либерализация ценообразования. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в Республике Беларусь сокращен на 40% и включает в основном социально-значимые товары для населения и некоторые товары производственного назначения. Одновременно упрощены и сами правила и процедуры сертификации.

      введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по  открытию и ведению бизнеса. В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов и при минимальном их количестве. Для регистрации необходимо предоставить  заявление, копию устава и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины [9].

      отменен институт ”золотой акции“, который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;

      ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. В настоящее время число контролирующих органов ограничено. Введен выборочный метод контроля, учитывающий степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом, а вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования в течение двух лет с начала их деятельности не подлежат проверке [10].

      упрощена процедура выделения земельных участков.  Полномочия по предоставлению земельных участков переданы местным органам управления. Изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. Приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, то есть все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий [15].

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблмы их привлечения в РБ