Иностранные инвестиции и проблмы их привлечения в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Объектом данной работы являются иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Цель работы: выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и путей их решения.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь;
2. выявить основные тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
3. определить меры по улучшению инвестиционного климата и стимулированию иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Сущность иностранных инвестиций как экономической категории (Автосохраненный).doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Компании с иностранными инвестициями в Республике Беларусь вносят существенный вклад в  развитие экономики. Это проявляется в значительной доле произведенной ими продукции в ВВП республики, объеме экспорта, обеспечении занятости, пополнении бюджета страны.

Успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь:

1.        Иностранное частное унитарное производственное предприятие «Вителла» (Витебская область).

Инициатор проекта фирма «Vikos Nahrungsmittel GmbH» является одним из крупнейших иностранных инвесторов Республики Беларусь. ИП «Вителла»  является современным высокотехнологичным производственным предприятием пищевой промышленности.

   Сумма заявленных инвестиций составляла 7,1 млн. долл. США. На сегодняшний день инвестиционный проект выполнен в полном объеме. Предприятием привлечены инвестиции на сумму более 7,1 млн. долл.  США,  в  том  числе в основной капитал вложено 4,8 млн. долларов США. С начала деятельности предприятием выпущено продукции на сумму более 85 млрд. руб. Стоимостной объем экспорта продукции за 2001-2009  годы  составил  более 38 млн. долл. США.  Внешнеторговое сальдо на протяжении всей деятельности предприятия сохраняется положительным.

2.        Иностранное частное унитарное производственное предприятие «ВИК – здоровье животных» (Витебская область).

Предприятие занимается производством ветеринарных препаратов. Объем заявленных инвестиций составлял 860  тыс.  долларов США. Инвестиционный проект выполнен в полном объёме.  Предприятием  привлечено инвестиций на сумму более 3,1  млн.  долларов США,  из  них  в  основной  капитал вложено 3 млн. долларов США. Начиная с 2002г., предприятием  произведено  продукции на  сумму  более 70-ти млрд. рублей. Только 3,5% продукции реализуется на рынках Беларуси. Объем экспортируемой готовой продукции значительно превышает импорт сырья,  что обеспечивает положительное внешнеторговое сальдо.

3.        Совместное общество с ограниченной ответственностью «ФОРТЭКС –

ВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (Витебская область).

   Основной вид деятельности – производство оборудования в области очистки

сточных вод и водоподготовки. Заявленный объем инвестиций – 473,3 тыс. долл. США. Инвестиционный проект выполнен в полном объеме.  Начиная  с 2007 г., на предприятии осуществляется реинвестирование полученной прибыли в расширение инвестиционной программы.  Начиная с 2005 года,  было произведено продукции на сумму более 45 млрд. рублей,  из которых 98,7% –  продукция,  включенная  в  перечень импортозамещающих товаров. 

4.        Иностранное частное производственное унитарное предприятие «Декора Ист» (Витебская область).

Основной вид деятельности – производство плинтусов из ПВХ. Учредителем предприятия выступает иностранная компания «DECORA S.A.» – ведущий в Республике Польша производитель отделочных материалов и элементов декора интерьера. На сегодняшний день ИП «Декора Ист» привлечено иностранных инвестиций на сумму 8,9 млн. долларов США , освоено инвестиций на сумму 3,5 млн. долларов США. Производственную деятельность предприятие начало в соответствии с договорными обязательствами во II квартале 2009 года. За период с начала деятельности объем выпущенной продукции составил более 18  млрд.  рублей, объем реализации –  более 20 млрд.  руб.  Более 90%   продукции собственного производства реализуется на рынки стран СНГ.  Около 10%  продукции поставляется на внутренний рынок Республики Беларусь.

5.        Иностранное частное производственное унитарное предприятие «Алкопак». Учредитель –  компания «ALCOPACK GmbH» (Федеративная Республика Германия). Инвестиционный проект: «Производство укупорочных материалов, а также оборудования и оснастки для производства».

    С начала деятельности в качестве резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» ИП «Алкопак»  вложено инвестиций в объеме 52,4  млн.  долл.  США,  в  том  числе

в основной капитал – 46,2 млн. долл. США. Число рабочих мест – 1 438. Вся  продукция –  экспортоориентированная (90% реализуется за пределы Республики Беларусь) и импортозамещающая.

6.     Иностранное производственное унитарное предприятие «Мультипак»  – предприятие со 100% иностранным капиталом (Княжество Лихтенштейн). Инвестиционный проект: «Производство пленок из пластмасс и их  декорирование».

   ИП «Мультипак» работает в СЭЗ «Гомель-Ратон» с 1998 года. С начала деятельности в качестве резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» ИП «Мультипак» вложено инвестиций в объеме 30,5 млн. долл. США, в том числе в основной капитал – 29,7 млн. долл. США. Число рабочих мест – 255. Продукция предприятия востребована в Украине, России, Польше, Германии, Чехии,  Словении,  Болгарии. Потребность внутреннего рынка обеспечивается предприятием «Мультипак» на 80%.

   С участием иностранного капитала реализуются крупные инвестиционные проекты – современный городской район «Минск-Сити», строительство логистических центров, Парка высоких технологий (ПВТ). Количество компаний, зарегистрированных в качестве резидентов ПВТ, в 2009г. увеличилось по сравнению с 2008г. до 80. В общем числе резидентов ПВТ 50% компаний созданы белорусскими  инвесторами, 28% иностранным уставным капиталом,  22% компаний  являются совместными белорусско-иностранными предприятиями.

    Таким образом,  интерес к  Республике Беларусь со стороны иностранных инвесторов возрастает. Об этом свидетельствует рост количества организаций с иностранными инвестициями.  Компании с иностранными инвестициями в Республике Беларусь вносят существенный вклад в  развитие экономики. Они обеспечивают  занятость определённой части  населения, пополнение бюджета страны,  производство  значительной  доли продукции в ВВП республики и объёме  экспорта. В Республике Беларусь успешно реализуются многие инвестиционные проекты в области  пищевой, лёгкой,  химической промышленности, а также в области строительства.

 

 

 

 

Глава 3

Проблемы привлечения иностранных инвестиций  

3.1  Проблемы привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат РБ.

Республика Беларусь находится на пути своего нового экономического курса.  В его основу положена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.  Всё это невозможно без активного привлечения иностранных инвесторов на белорусский рынок.

Несмотря на то, что Республика Беларусь относится к группе стран с высоким  инвестиционным потенциалом, объемы иностранных инвестиций в экономику страны значительно уступают аналогичным показателям государств Центральной и Восточной Европы с сопоставимыми масштабами экономики.

В числе  факторов, сдерживающих  приток средств  зарубежных инвесторов в экономику Республики Беларусь, можно назвать [13, с.21]:

      наличие бюрократических барьеров, избыточную сложность административных процедур;

      приоритетность государственных предприятий и, как следствие, фактическое несоответствие условий функционирования предприятий государственной и частной форм собственности;

      высокий уровень налоговой нагрузки и сложную систему налогообложения;

      усложненность бухгалтерского учета и его неполную совместимость с международными стандартами;

      недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, осложняющий адаптацию зарубежных проектов к новой среде;

      недостаточный уровень развития финансовых рынков и инструментов аккумулирования долгосрочных ресурсов, ограничивающий возможности инвестора по управлению своим имуществом;

      наличие избыточных ограничений в системе ценообразования.  

Таким образом, для обеспечения масштабного притока иностранных инвестиций ключевое значение имеет формирование деловой среды, в равной степени благоприятной для отечественных и зарубежных инвесторов. При этом приток иностранных инвестиций способен эффективно сыграть роль стимула для развития отечественных предприятий.

 

 

Существует также ряд других проблем в сфере привлечения иностранных инвестиций.

1. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями    и      закрытым        производственным        циклом.      Научно- исследовательские  работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому прогрессу.

2. Трудно поддаётся контролю процесс вывода прибыли. Он происходит в различных формах. Например, путём повышения объёмов импорта или снижения объёмов экспорта по сравнению с обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров и т.д.

3. Зарубежный опыт указывает на то, что после приватизации иностранные собственники стремятся, в первую очередь, к присвоению финансового контроля. Лишь при этом условии они назначают на должность ведущих менеджеров местный персонал.

4.  Иностранные инвестиции рассматриваются как эффективное средство для зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и вытеснении из него отечественных поставщиков. Создавая на территории принимающей страны собственное предприятие, инвесторы продвигают свою продукцию в обход таможенных товаров. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определённой продукции, скупают отечественные предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах Запада, то существует опасность переноса в неё (в результате импорта капиталов) производств, вредных для окружающей среды.

5. Важной проблемой  импорта капитала является его воздействие на инфляционные процессы. Импорт иностранного капитала в условиях белорусского законодательства, запрещающего использование иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа, увеличивает спрос на белорусские рубли, на которые должна быть обменена иностранная валюта. Очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос на белорусские рубли, импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного дефицита и негативному воздействию на хозяйственное развитие   [2, с. 220-223].

    Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата.

  Инвестиционным климатом в рыночной экономике принято называть совокупность политических, социальных, экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых, географических и других факторов, присущих конкретной стране, которые привлекают или отталкивают инвесторов [1, с.51].

Важнейшим направлением экономической политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

    Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическая и социальная стабильность, макроэкономическая стабилизация, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, ёмкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса [14].

    Республика Беларусь находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-,  газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать, своего рода, плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

    Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

    В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии.

     В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства.

    Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной ёмкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (МВФ, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

   В Беларуси создано 6 свободных экономических зон. Свободные экономические зоны представляют собой территории с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот [5, с 192]. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества  в налоговой, таможенной, валютной сферах [14].

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблмы их привлечения в РБ