Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Индустриальная экономика, основы которой были заложены в конце XIX века такими гигантами, как Генри Форд и Томас Эдисон, рассматривала человеческий капитал как приложение к средствам производства. Однако к 80-м годам XX столетия наметились первые признаки перехода к новой экономике. Рост в секторах, не имеющих непосредственного отношения к процессу производства, стал явно более существенным,
Введение……………………………………………………………………………..3
I. СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………..4
1.1. Понятие интеллектуальной собственности………………………………...4
1.2. Правовое регулирование…………………………………………………….5
1.3. Объекты авторского права ………………………………………………...10
1.4. Объекты промышленной собственности…………………………………..11
II. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………….17
2.1. Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов
фирмы…………………………………………………………………………17
2.2. Цели определения стоимости интеллектуальной собственности………..18
2.3. Подходы и методы определения стоимости……………………………...22
III. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ…….26
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Патентное законодательство предусматривает случаи, когда запатентованное изобретение может использоваться без разрешения патентовладельца, например, правительством или от имени правительства в интересах общества либо на основе принудительной лицензии. Принудительная лицензия — это разрешение использовать изобретение, даваемое правительством, обычно только в особых случаях, определенных законом, и только когда лицо, желающее использовать запатентованное изобретение, не имеет возможности получить разрешение от владельца патента. Условия выдачи принудительных лицензий также детально регулируются законодательством. В частности, решение о выдаче принудительной лицензии обычно должно предусматривать вознаграждение патенте владельцу, кроме того, данное решение может быть обжаловано.
Второе из упомянутых средств охраны изобретений, существующих помимо патентов на изобретения, называется авторским свидетельством. Выдача авторских свидетельств предусмотрена законодательством Алжира, Болгарии, Кубы, КНДР, Монголии, ССС Вьетнама. Требования, которым должно удовлетворять изобретение, чтобы на него можно было получить авторское свидетельстве в основном те же, что к изобретению, на которое выдается патент. Разница заключается лишь в том, что изобретение, защищенное патентом, может использоваться только патентовладельцем, в ел; чае же защиты изобретения авторским свидетельством государств обладает исключительным правом на его использование, а изобретатель имеет право на определенное вознаграждение.
Когда действует система авторских свидетельств, организация компенсации от другой организации, использующей данное изобретение. С другой стороны, если патент на изобретение выдается какой-либо организации, то это побуждает ее делать капиталовложения, необходимые для поощрения изобретательской деятельности. В то же время организация, использующая изобретение, должна будет выплатить определенную сумму организации - держателю патента. Если в стране, где находится организация, экономика полностью контролируется правительством, то оно будет следить за тем, чтобы ни одна организация, в которой создано изобретение и получено авторское свидетельство, не отказывала другой организации этой страны в разрешении на использование запатентованного изобретения.
2. Полезные модели. В сущности, это просто название, применяемое согласно законодательствам большинства стран, которые содержат положения о полезных моделях, к изобретениям в области механики. В этих случаях объекты полезных моделей описываются как устройства. Полезные модели отличаются от изобретений, на которые можно получить патент, главным образом двумя особенностями: во-первых, в случае изобретения, называемого полезной моделью, требуемый уровень технологического прогресса («уровень изобретения») ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретения, на которое можно получить патент; во-вторых, максимальный срок охраны, предусмотренный по закону о полезных моделях, обычно гораздо короче, чем максимальный срок охраны, предусмотренный по закону об изобретениях, на которые можно получить патент. Документ, выдаваемый изобретателю в случае полезной модели, тоже может быть назван (а в некоторых странах и называется) патентом. Но тогда, чтобы отличать его от патента на изобретение, всегда нужно указывается, что это патент на полезную модель.
3. Промышленные образцы. Промышленные образцы (в формулировке Парижской конвенции) относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона может быть выражена в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Изделие должно быть воспроизводимо промышленными средствами, поэтому образец называется промышленным. Для того чтобы получить охрану, промышленный образец должен быть, согласно некоторым законодательствам, новым, а согласно другим оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступным в мире до даты приоритета промышленного образца.
Он признается оригинальным, если его существенные признаки имеют творческий характер, представляет собой решение эргономической и эстетической сторон полезного изделия. Декоративная характеристика товара выражается в форме, структуре, цвете изделия и дол на воздействовать на зрительное восприятие потребителей. Промышленные образцы обычно защищены правом неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в 5, 10 или 15 лет. Документ, удовлетворяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом. Если он называется патент то, чтобы отличить его от патента на изобретение, указывается, это патент на промышленный образец.4. Товарные знаки и знаки обслуживания — это символы, указывающие, кто несет ответственность за предлагаемые населению вары или услуги. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами все они могут использовать свои товарные знаки. Товарным знаком и знаком обслуживания называется символ (обозначение), позволяющий отличить товары и услуги одних производи-лей от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарный знак - это эмблема, состоящая в системе экономики интеллектуальной собственности, позволяющая идентифицировать производителя товаров и услуг, указывающая, кому отдают предпочтение за положительные свойства предлагаемого населению товара.
Одинаковые товары изготавливаются разными производителями и распространяются разными продавцами, и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары могут отличаться только по товарным знакам. Для более убедительной работы на практике, товарные знаки должны не только быть разными, но иметь высокие отличительные свойства. История товарных знаков насчитывает тысячелетия. На глиняной посуде, изготовленной до нашей эры, обнаружены обозначения, которые по внешнему виду напоминают современные товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период правления императора Хонг-То (около 5000 лет до нашей эры), была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора, имя производителя, и место производства. Практическое использование товарные знаки получили в период широкого признания объектов интеллектуальной собственности во второй половине XIX века. Приведем пример практического использования товарного знака в США. До 1880 г. мыло производили в кустарных условиях и продавали на вес, отрезая куски от большого слитка. Технология производства была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества, американская компания «Проктор энд Гембл» выбрала для производимого им мыла наименование «ГУОКУ», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества. Товарные знаки регистрируются во всех странах мира на определенный срок. Этот срок по заявлению владельца может продлеваться. Количество продлений не ограничивается. В мировой практике известны товарные знаки, которые действуют более сотни лет. Первый зарегистрированный товарный знак пивоваров «Красный треугольник «Бэсс» оформлен в Англии в 1876 г. и известен до настоящего времени. Из действующих там в настоящее время товарных знаков 600 были зарегистрированы первоначально в 1888 г.В России регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления в Патентное ведомство.По ходатайству владельца товарного знака срок действия последнего может быть продлен.На мировом рынке действует около 20 млн товарных знаков и ежегодно регистрируется еще 800 тыс., а на российском рынке соответственно 180 тыс. и 15 тыс.Обладание общеизвестным раскрученным товарным знаком, равноценно обладанию капиталом. В высокоразвитой экономике имущество предприятий на 30-60% состоит из нематериальных, неосязаемых активов. При этом репутация, отображаемая товарным знаком, может занимать до 80%. Зарекомендовавшие себя брэнды и получившие мировую известность отображающие их товарные знаки стоят очень дорого. Например, по оценке компании Interbrand, бренд компании «Соса-Со1а» стоит 67 млрд. долларов, что составляет примерно 60% от рыночной капитализации компании.
Interbrand стала одной из первых консалтинговых фирм, которая занялась изучением экономической стоимости бренда. Согласно ее данным, еще 30 лет назад материальные активы компаний (здания, сооружения, технологическое оборудование, транспорт и т. п.) обеспечивали до 70% их стоимости. Однако к 2000 г. доля этих активов в некоторых отраслях сократилась до 30%, а в настоящее время опустилась еще ниже3.
Значение же нематериальных активов (знаний, навыков, патентов, торговых марок, ноу-хау), напротив, неуклонно растет. За это же время вклад бренда увеличился более чем вдвое.
Компанией Interbrand,
была проведена уже вторая по счету оценка
брендов российских компаний. Результаты
оценки были опубликованы 30 октября 2006
г. в журнале Business Week. В таблице 2 представлены
первые 15 из 40 самых дорогих российских
брендов, оцененных компанией Interbrand.
Место
2006г. |
Место 2005 г. | Бренд | Цена бренда 2006 г., млн. рублей | Цена бренда 2005 г.. млн. рублей | Изменение, в % |
1 | 1 | Билайн | 156204 | 143600 | 9 |
2 | 2 | МТС | 136458 | 133077 | 3 |
3 | 3 | Балтика | 51618 | 48549 | 6 |
4 | 5 | Лукойл | 21075 | 19628 | 7 |
5 | Нов. | Славнефть | 18206 | Нов | Нов. |
6 | Нов. | Рос нефть | 18028 | Нов. | Нов. |
7 | Нов. | Татнефть | 17655 | Нов. | Нов. |
8 | 7 | Северсталь | 12118 | 11398 | 6 |
9 | 10 | Домик в деревне | 10886 | 9722 | 12 |
10 | 6 | Мегафон | 10571 | 11785 | -10 |
II | 9 | Альфа-банк | 10420 | 9793 | 6 |
12 | 8 | Сбербанк | 10178 | 9928 | 3 |
13 | 11 | Бочкарев | 9681 | 9039 | 7 |
14 | Нов. | Пятерочка | 8780 | Нов. | Нов. |
15 | Нов. | Банк Москвы | 7349 | Нов. | Нов. |
«Компания Interbrand, Business Week Россия «Самыe ценные бренды России»
30.10.2006. с.28
Данный рейтинг был составлен исходя из деятельности компаний в 2005 г. Явный перевес в рейтинге, как и в 2005 г., находится на стороне пищевой промышленности и финансового сектора. Значительно увеличилась «сырьевая составляющая» рейтинга. К оценке Interbrand,допускались лишь те бренды, которые известны не только в столице, но и по всей России'.
Билайн и МТС по количественным показателям уже могли бы войти в первую сотню брендов мира. Однако денежные факторы не единственные при составлении рейтинга. Мировой бренд должен «продавать», по крайней мере, треть своих товаров за рубежом. Под этот критерий в России подходят только «Лукойл» и «Газпром», но стоимость их брендов слишком мала на данный момент.
Все объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.
Производительные
интеллектуальные активы (ПИА) овеществляются
в процессе создания и производства инновационной
продукции, предопределяя ее потребительскую
ценность и технологическое совершенство.
Маркетинговые интеллектуальные активы
(МИД) овеществляются в процессе реализации
инновационной продукции непосредственно
в товарах.
5. Фирменные наименования. Фирменные наименования объективно служат для распознавания предприятий и выделения их среди других. Если товарный знак позволяет отличать товары или цель предприятия, то фирменное наименование указывает на предприятие без какой-либо ссылки на поставляемые им на рынок товара или услуги и характеризует репутацию и положение предприятия в целом. Следовательно, фирменное наименование является ценным достоянием того предприятия, которому оно принадлежит.
6. Указания на источник и наименования места происхождения Указания на источник происхождения представляют собой как< либо наименование, выражение или знак, показывающие, что продукт или услуга произведены в той или иной стране, регионе и конкретном месте (например, «Сделано в...»). Общее правило состоит в том, что использование ложных или вводящих в заблуждение указаний на источник происхождения является незаконным.
7. Пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких как конкуренции, которые противоречат честной промышленной и торговой практике. Как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран определяются 12 видов деятельности.
Как видно из
приведенной классификации
II. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов фирмы.
Объекты интеллектуальной собственности включаются в состав нематериальных активов. Экономический словарь дает следующее толкование понятия НМА:
«Нематериальные активы (далее НМА) – ценности, которые принадлежат предприятиям и организациям, но не являются физическими, вещественными объектами, которые воплощают ценность в своей физической сущности, но имеют стоимостную, денежную цену благодаря возможности использования и получения от них дохода.»
к НМА, в соответствии с п. 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденных приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. , могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное право на программы для ЭВМ, базы данных, имущественное право автора или иного правообладателя на селекционные достижения. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации. В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал организации.). При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условии: