Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Индустриальная экономика, основы которой были заложены в конце XIX века такими гигантами, как Генри Форд и Томас Эдисон, рассматривала человеческий капитал как приложение к средствам производства. Однако к 80-м годам XX столетия наметились первые признаки перехода к новой экономике. Рост в секторах, не имеющих непосредственного отношения к процессу производства, стал явно более существенным,
Введение……………………………………………………………………………..3
I. СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………..4
1.1. Понятие интеллектуальной собственности………………………………...4
1.2. Правовое регулирование…………………………………………………….5
1.3. Объекты авторского права ………………………………………………...10
1.4. Объекты промышленной собственности…………………………………..11
II. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………….17
2.1. Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов
фирмы…………………………………………………………………………17
2.2. Цели определения стоимости интеллектуальной собственности………..18
2.3. Подходы и методы определения стоимости……………………………...22
III. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ…….26
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Для управления движением интеллектуального капитала через три стадии его превращений необходимо установить количественные показатели оценки эффективности создания, овеществления и реализации в каждом цикле совместного круговорота с промышленным капиталом организации С этой целью будем рассматривать интеллектуальный капитал как объект совместного с промышленным капиталом управления что схематично представлено на рис.
На входе объекта управления — вектор управляющих воздействий X, на выходе — определяющий результат функционирования объекта вектор Y и обратные связи Y, и Y2. Внутренними элементами объекта управления являются:
* интеллектуальный капитал, состоящий из кадрового капитала и создаваемой в процессе функционирования объекта интеллектуальной собственности;
* производительный капитал, состоящий из основного и оборотного капиталов;
* материальная и интеллектуальная продукция;
* товар, реализация которого определяет результат функционирования объекта управления — Y.
Внутренние связи
показывают последовательные превращения
элементов объекта управления и формирование
результирующего вектора Y. Интеллектуальная
собственность, как показано на рис.2 ,
овеществляется дважды: первый раз — участвуя
в создании и производстве материальной
продукции совместно с основным и оборотным
капиталом, второй — при превращении продукции
в товар.
Рис. 2 ИК как объект управления
Кроме того, ИК реализуется как товар, будучи интеллектуальной продукцией.
В качестве входного управляющего воздействия X в данной модели рассматривались инвестиции, а обратная связь — отчисления от выручки, получаемой в результате реализации товара. Часть этих отчислений в размере Y, используется для поддержания производственного процесса, погашения постоянных и переменных затрат. Другая часть отчислений Y2 тратится на создание интеллектуальной собственности, поддержание и повышение интеллектуального потенциала организации, чтобы обеспечить непрерывность циклов превращений интеллектуального капитала.
Остающаяся часть выручки Y3 должна покрывать возврат произведенных финансовых заимствований на инвестиции X, выплаты за использование заимствованного интеллектуального капитала, отчисления на налоги, штрафы и другие взыскания фискальных органов.
Проведенная формализация объекта управления учитывает все стадии превращений интеллектуального и промышленного капиталов: на входе в объект — денежные поступления X, Y1, Y2, которые внутри объекта превращаются в материальную и интеллектуальную продукцию определенных объемов и рыночной стоимости. Далее эта продукция реализуется как товар по цене, соответствующей ее рыночной стоимости. Получаемая при этом выручка V (деньги) расходуется по трем направлениям — Y1, Y2 и Y3. Круг превращений капитала завершен.
Задача управления кругооборотом капитала в данном случае формулируется следующим образом: необходимо обеспечить такие параметры (S) процесса интеллектуально-инновационной деятельности организации, чтобы получаемая выручка Y была бы не меньше суммы расходов Y1, Y2 и Y3 на обеспечение непрерывного кругооборота интеллектуального и промышленного капиталов организации.
Сформулированное правило управления запишется в виде следующего неравенства:
(1)
Y (S1, S2, ….Sr) > Y1(S1, S2, ….Sr) + Y2(S1, S2, ….Sr)+ Y3(S1, S2, ….Sr)
Практическую целесообразность использования и работоспособность критерия (1) покажем на конкретном примере.
Некоторая организация предполагает путем диверсификации своего производства создать прибыльный бизнес. Руководство организации определило, что для разработки собственного бренда потребуется не менее N лет, а на научную проработку инновационной идеи, опытно-конструкторские работы, создание опытного образца, его доводку до рыночной кондиции и разработку технологии серийного производства новой продукции затраты составят Сб рублей на единицу производства.
В период разработки собственного бренда руководство организации предполагает начать выпуск продукции, близкой по технологии производства к той, которая выпускается известным производителем, имеет хороший спрос, реализуется по цене Ц и приносит высокие прибыли. При этом целесообразно заключить лицензионный договор с этим производителем с оплатой сделки на базе роялти (R).
Предварительные расчеты позволили определить постоянные затраты Fс и переменные затраты v, которые будут иметь место при производстве лицензионной продукции на предприятиях организации.
Начало переговоров с лицензиаром позволило установить, что для налаживания производства лицензионной продукции необходимо будет модернизировать собственную производственную базу. Для этого необходимы инвестиции X, величина которых линейно пропорциональна годовому объему выпуска новой продукции:
(2)
X =CoQm
где Cо — затраты на новую продукцию.
Бухгалтерия организации установила, что величина Sб суммы возврата заимствованного капитала на инвестиции X (при прямолинейном принципе возврата) будет определяться по формуле:
(3)
Sб
=Х[1+0,5а(n + 1)]
где а — банковская процентная ставка;
п — срок возврата капитала.
Выплаты лицензиару Sл согласно лицензионному договору будут определяться как отчисления от будущей выручки Y в размере роялти:
(4)
Sn =RY.
Организация выплачивает два вида налогов: Н1, — обусловленные ее имущественным состоянием; Н2 — связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, главным образом, с получаемой выручкой. Эта часть налогов в случае выпуска лицензионной продукции, реализуемой по цене Ц, с годовым объемом выпуска Qm определится по формуле:
(5)
H2 = h2ЦQm
Для выработки управленческого решения необходимо определить все составляющие неравенства (1).
Выручка организации Y от реализации лицензионной продукции по цене Ц в объеме Qm в течение n лет действия лицензионного договора определится по формуле:
(6)
Y=Ц Qm n
Расходы на обеспечение производственного процесса Y, в течение n лет зависят от предварительно определенных значений постоянных (Fс) и переменных (v) затрат и с учетом годового объема Qm выпуска лицензионной продукции вычисляются по формуле:
(7)
Y1 – (Fc+vQm)n
Затраты У2 на разработку собственного бренда определены и составляют:
(8)
Y2=Cб
Третья статья расходов Y3представляет собой сумму Sб затрат на покрытие произведенных финансовых заимствований X, выплаты Sл лицензиару по лицензионному договору (за заимствованный интеллектуальный капитал) и налоговые отчисления (Н1 + Н2). С учетом формул (2)-(6) сумму этих расходов будем определять следующим образом:
(9)
Y=CoQm[1+0,5a(n+1)+R Ц Qm n+ (H1+h2ЦQm)n
На основании полученных зависимостей (б)-(9) неравенство (1) запишется в следующем виде:
(10)
QmЦn >(Fc+vQm)n +Cб+CoQm[1+0,5a(1+n)]+RЦQm n+( H1+h2ЦQm)
В неравенстве (10) неизвестными являются два параметра управления S1, = Qm и S2 = n, определяющие главные условия лицензионного договора. На основании неравенства (10) между этими параметрами устанавливается следующая зависимость:
(11)
n = А (Qm) / В (Qm).
При этом:
(12)
A(Qm)=Cб+CoQm(1+0,5a)
(13)
B(Qm)=Ц[1-(R+h2)]Qm-vQm-(Fc+H1
По полученным формулам проведены расчеты для следующих исходных данных:
Сб = 10 000 000 руб., Nб = 3,75 года, Ц = 500 руб., Cо = 200 руб/шт., v = 1 00 руб./шт„ R = 0,05, а = 0,1 0, h2 = 0,05, Н1 = 300 000 руб., Fс= 150 000 руб.
На основании проведенных расчетов построена графическая зависимость (рис. 5) между двумя параметрами управления Qm и n, определяющими условия лицензионного договора. Так как продолжительность разработки собственного бренда N6 = = 3,75 года, то срок, на который целесообразно заключать лицензионный договор, — n = 4 года. В этом случае, исходя из рис. 5 и на основании расчета, годовой объем выпуска лицензионной продукции должен быть больше 10 260 единиц и реализоваться по цене Ц = 500 руб/шт.
Финансовые заимствования на инвестиции определяются по формуле (2) и составят X= 2 052 000 руб. При этом сумма заимствованного капитала Sb, определенная по формуле (3), будет составлять 2 565 000 руб. и будет возвращена в течение 4 лет из получаемой от реализации лицензионной продукции выручки.